Зарегистрироваться

Деятельность

Категории Социальная философия | Под редакцией сообщества: Философия

Деятельность – особый, присущий лишь людям способ существования в среде, который создает социальную реальность как подсистему окружающего и охватывающего нас мира, определяет ее фундаментальные свойства и внутреннюю структурность.

Деятельность сохраняет в снятом виде все свойства, присущие досоциальным формам существования. Подобно процессам неживой природы она представляет собой преобразование вещества и энергии, которое измеряется в единицах физики и осуществляется в соответствии с ее законами. Подобно процессам живой природы деятельность есть информационный процесс, который вызывается и направляется целевыми причинами и представляет собой адресный выброс энергии на основе избирательного отношения к среде. Как и биологическая активность, деятельность представляет собой адаптацию к среде, конечными целями которой является сохранение факта и (или) качества жизни.

Эти сходства, однако, не позволяют редуцировать деятельность к процессам неживой и живой природы, как это делают сторонники физикализма и социобиологии. Субстанциальная специфика деятельности состоит в том, что она сочетает абстрактно-логическое мышление как высший тип информационной ориентации с трудом как особым типом орудийной адаптации, создающим артефактные условия жизни («вторая природа»).

Способность к деятельности определяет родовую природу человека как совокупность несоматических признаков, присущих любому и каждому представителю вида «homo sapiens». Возникая на основе мышления и труда, родовая природа человека включают в себя: 1) особый набор социетальных и экзистенциальных потребностей, присущих только людям; 2) особый набор орудийных, информационных, коммуникативных и организационных интересов, отсутствующих у животных; 3) свойственную лишь человеку свободу воли, то есть способность не только сообразовываться с целями, но и полагать их, т.е. осуществлять мотивационный выбор поведенческих реакций. Вопрос о степенях такой свободы является предметом острой полемики между различными философскими течениями, которые по-разному отвечают на вопрос о роли сознания в деятельности людей, его способности влиять на ход и исход их действий.

Деятельность изначально представляет собой взаимодействие субъектов, так как люди становятся людьми лишь в среде себе подобных, усваивая в процессе социализации фундаментальные поведенческие свойства человека. Организационной формой коллективной деятельности людей является общество, понимаемое не как социальность вообще, а как самодостаточная форма существования социальности, в рамках которой создаются и воссоздаются все необходимые условия человеческой жизни, включая сюда формирование людей как социальных существ.

Внутренняя организация деятельности определяет структуру общества, его деление на подсистемы, компоненты и элементы. В роли последних выступают элементы деятельности к числу которых относятся субъекты, осуществляющие ее, вещи (объекты практического назначения, с помощью которых люди физически изменяет природную и социальную среду своего существования), знаки (символические объекты, с помощью которых люди изменяют не сам мир, а свое представление о мире, программируют и координируют свои сознания), а также надындивидуальные связи и отношения (между субъектами и субъектами, субъектами и объектами, объектами и объектами). Такая структура деятельности определяет характер ее основных типов, среди которых выделяются хозяйственная деятельность (конечным продуктом которой являются вещи), организационная деятельность (продуктом которой являются связи и отношения, «формы общения» между людьми), социальная деятельность (продуктом которой являются субъекты, их «непосредственная человеческая жизнь»), и духовная деятельность (создающая истины, ценности и нормы, опредмеченные в знаковых объектах). Ученые спорят о том, какой тип связи (субординационный или координационный) существует между названными типами деятельности и возникающими на их основе одноименными подсистемами общества (сферами общественной жизни).

Исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей лежат в основе выделения особых типов общества, существовавших и существующих в истории. Ученые спорят о принципах такой типологии, считая ее системообразующим основанием или совокупность экономических отношений, возникающих в совместной деятельности людей и определяющих социальный, политический и духовный уклады их жизни (формационный подход) или особенности культуры как системы взаимосоотнесенных символических программ мышления и чувствования, формирующей исторически конкретный образ жизни людей (цивилизационная парадигма).

Рекомендуемая литература

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991

Кассирер Э. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985

Лем С. Сумма технологии. М., 1968

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Собр.соч., изд. 2-е, т.3.М. 1955

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859-61 г.г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е, т. 46, чч. 1,2. М. 1968

Момджян К. X. Введение в социальную философию. М., 1997

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.