История государства и права
История государства и права – фундаментальная юридическая наука историко-теоретического профиля, охватывающая развитие форм правления, территориального устройства, государственных режимов, государственного механизма, политической системы, отдельных отраслей и институтов права и правовой системы в целом, ее зависимости от конкретной исторической обстановки. Историко-правовая наука является также учебной дисциплиной, направленной на изучение и обобщение опыта прошлого, познание и использование закономерности общественного развития.
История государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, а также правовых систем в различные исторические периоды.
История государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня и здесь органически стыкуется с действующим правом. Она, следовательно, занимается правом не только ушедшим, но и живущим, растущими его отраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретные политические и правовые явления, но прежде всего она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, определения общих поступательных тенденций развития государства и права. История государства и права опирается на обобщения, которые разрабатывает теория государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.
↑История государства и права как наука. Предмет науки
Как историческая наука история государства и права - часть истории человечества, тесно связанная с историей хозяйства, культуры и других отраслей человеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и обладающая четко выраженным объектом исследования. Однако прежде всего история государства и права является наукой юридической. В таком качестве она охватывает развитие всех элементов государства: государственный механизм, форму государственного единства, политическую и правовую системы.
Человечество, по новейшим представлениям, существует миллионы лет. Государство же и право - сравнительно недавнее изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тысячелетиями. Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует лишь тот момент, когда начинается формирование государственности у народов.
История государства и права опирается на общие объективные законы развития природы и общества.
Государства и правовые системы возникают и умирают отнюдь не случайно, а подчиняются определенным объективным факторам, с помощью которых возможно проследить соответствующие тенденции, определенную линию развития. Вряд ли можно сомневаться и в наличии общего прогресса в развитии государства и права. От деспотических форм государства, от примитивных форм демократии человечество приходит к более совершенным, развитым и гуманным институтам. Да и в праве то же самое. В уголовном праве на смену кровной мести, диким формам смертной казни, кулачному праву приходят современные институты, гарантирующие защиту как общества от преступников, так и личности от неправомерных посягательств. Все это не исключает того, что исторический процесс может делать широкие зигзаги, отбрасывающие его порой на десятилетия назад, в том числе и в развитии государства и права.
Отрицание закономерностей развития общества, государства и права приводит к отрицанию истории как науки. Если мы говорим о закономерностях развития государства и права, то неизбежно сталкиваемся с проблемой движущих сил этого процесса. Многими учеными было доказано громадное влияние экономики, способа производства на развитие государства и права. Очевидно, этот фактор следует считать даже ведущим. Ведущим, но не единственным. Взять, например, ту часть массовой психологии, которая не опирается непосредственно на материальные потребности, скажем, национальные чувства. Эти чувства, доходящие порой до национализма, идут нередко вразрез с самыми насущными потребностями общества, самой нации. Нельзя сбрасывать со счетов и такую движущую силу развития, как роль личности в истории.
Долгое время в нашей исторической науке чрезмерное внимание уделялось такому фактору, как классовая борьба. Теперь появилась другая крайность: некоторые авторы считают, что этот фактор следует исключить из числа тех, которые воздействуют на исторический процесс. Думается, что и здесь истина лежит посередине. Вряд ли можно отрицать значение для истории государства и права таких острых форм классовой борьбы, как крестьянские войны, революции. Да и другие формы порой давали заметный исторический эффект.
↑Методология истории государства и права
Историко-правовая наука использует различные методы, как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические.
Применение догматического приема существенно замедляет труд и требует от исследователя большой скрупулезности в работе, но все это окупается качеством результата. Первоначальной задачей при использовании данного метода является «собирание» правового материала. В процессе догматического исследования можно выделить четыре этапа.
Первый этап исследования нужен для уяснения смысла нормативно-правовых актов. Вторым этапом применения догматического приема является обобщение правового материала. Этот прием - прием «вынесения за скобки», помогает выделить из многих нормативных актов общие положения. Обобщение является шагом к установлению юридических принципов. Третьим этапом является установление юридических определений. При изучении права, современного для исследователя, завершающим, четвертым этапом догматического анализа является классификация норм. Историк права, естественно, также прибегает к классификации.
Следующий прием историко-правового исследования - конкретно-исторический. Изучение материала в связи с историческими фактами и явлениями в той последовательности, в какой они происходили в жизни, издавна применяется наукой. Этот прием - лишь одна сторона исторического подхода к проблеме и его подчас путают с хронологическим способом изложения материала.
Среди возможностей конкретно-исторического приема исследования М.М. Ковалевский называет «переживание», т.е. выявление остатков предшествующих институтов, сохранившихся в более поздних государстве и праве. М.М. Ковалевский считал, что этот подход наиболее эффективен при изучении древнейших периодов жизни общества. Однако конкретно-исторический анализ хорош и для более поздних этапов развития государства и права. С его помощью, например, можно определить был ли данный институт заимствован или имеет национальные корни.
Третий прием исследования - сравнительный. Конец ХIХ в. ознаменовался появлением сравнительного правоведения. Это, конечно, не означает, что до этого времени ученые (и, например, политики) не пользовались методом сравнения. Он известен с древнейших времен. Однако именно в конце ХIХ в. формулируются основные принципы его использования и появляются серьезные научные исследования в этом ключе.
Понятно, что применение сравнительного приема связано с мировоззренческой позицией автора. Например, основоположник цивилизационного взгляда на историческое развитие общества Н.Я. Данилевский полагал, что при исследовании той или иной цивилизации более удобен конкретно-исторический прием исследования. Сравнительное исследование различных цивилизаций должно проводиться крайне осмотрительно, с учетом, по возможности, всех конкретно-исторических обстоятельств. Сравнительный прием наиболее удобен при изучении заимствований норм одного права другим.
Уже в ХIХ в. стало ясно, что указанные приемы хороши для описательной части историко-правового исследования. При определении закономерностей в развитии государства и права требуются особые подходы. Эти подходы, по сути, выпадают из числа технических приемов и переходят в разряд методологии, т.е. философского осмысления действительности. В качестве одного из этих приемов следует выделить социологический метод, как метод научного обобщения в юриспруденции. Сущность метода была определена Ф.В. Тарановским прежде всего как принципиальное признание того, «что политические элементы не представляют собою первообразного или же единственно определяющего общежитие начала; напротив того, они являются производными социальных элементов, слагающихся вне воздействия власти, или, по крайней мере, неизбежно координируются с социальными элементами».
Как известно, середина ХIХ в. дала миру новый подход к изучению развития общества. К. Маркс, опираясь на материалистический и диалектический методы, представил совершенно новую теорию развития общества. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали принципиальные положения исторического материализма. В основании этого учения лежит идея о решающем воздействии способа производства (т.е. совокупности производственных отношений и производительных сил) на развитие общества. В 1859 г. К. Маркс писал в Предисловии к «Критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последнего с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». В зависимости от способа производства строятся и общественные институты.
↑Система науки истории государства и права
Руководствуясь принципом системности, история государства и права делится на историю отечественного государства и права и на историю государства и права зарубежных стран. В истории отечественного государства и права принято выделять два основных периода: со времени возникновения Древнерусского государства до октября 1917 г. и с образования Советского государства до декабря 1993 г.
Периодизация истории государства и права зарубежных стран, в связи со значительным объемом науки, является более условной: Древний мир, Средние века (с конца V в. по конец XV в.- начало XVI в.), Новое (с XV- XVII вв. до 1919 г.) и Новейшее время.
↑История государства и права как учебная дисциплина
История государства и права является учебной дисциплиной, призванной дать представление о состоянии современной зарубежной и отечественной историко-правовой науки, подготовить студента к освоению отраслевых наук, формированию правового понятийного аппарата, представлению об исторических закономерностях развития государственного механизма, форм государственного единства, политической и правовой системы. Как учебная дисциплина, история государства и права имеет сходную с наукой истории государства и права структуру.
История отечественного государства и права стыкуется с историей государства и права зарубежных стран. Некоторые институты, родившиеся за пределами нашей страны и перенесенные затем в правовые системы наших народов, специально изучаются в курсе зарубежной истории и поэтому не дублируются в курсе отечественной истории. Так, мусульманское право, возникшее на Ближнем Востоке и принятое некоторыми народами нашей страны, история отечественного государства и права изучает лишь в той мере, в какой оно было модифицировано национальными правовыми системами, оставляя вопросы его зарождения, сущности и основных принципов в поле зрения курса истории государства и права зарубежных стран. В XVIII-XIX веках изучением истории государства и права занимались: И.Д. Беляев, Ф.Г. Баузе, Н.П. Боголепов, М.Ф. Владимирский-Буданов, И.В. Васильев, Филипп-Генрих Дильтей, И.В. Забелин, Н.П. Загоскин, К.Д. Кавелин, Н.В. Калачов, В.Н. Латкин, К.А. Неволин, С.В. Пахман, К.П. Победоносцев, В.И. Сергеевич, Н.С. Суворов и др.
В XX в.: Ю.Г. Алексеев, М.Н. Гернет, И.А. Ильин, А.А. Зимин, И.Д. Мартысевич, Б.И.Сыромятников, М.Н. Тихомиров, О.И. Чистяков, Я.Н. Щапов, С.В. Юшков и др.
↑Рекомендуемая литература
1. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Зерцало-М, М., 2002 г.
2. История отечественного государства и права. В 2 частях. Юристъ, М., 2010 г.
3. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Норма, М., 2009 г.
4. Законодательство Петра I. М., 1997.
5. Законодательство Екатерины II. В 2-х томах. М., 2000.
6. Ковалевский М.М. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии. Методы сравнительного изучения права.//Сборник по общественно-юридическим наукам.//Под ред. профессора Ю.С. Гамбарова. Вып. 1. СП6., 1899.
7. Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии. Инновационные и традиционные черты. М., 2009.
8. Новицкая Т.Е. Некоторые проблемы методологии исследования истории государства и права.//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2003.
9. Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века. М., 2005.
10. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X-XVIII века. М., 2003.
11. Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII-XX веков. Очерки жизни и творчества. В 2-х томах. М., 2007.
12. Российское законодательство Х - ХХ веков. В 9 томах. М., 1984.
13. Чистяков О.И. О социальной ценности историко-правовых наук.//Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1995.
14. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003.
15. Шершеневич С.Ф. Задачи и методы гражданского правоведения. Казань, 1898.
Выходные данные:
- Просмотров: 5848
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 21.01.2011
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Шулепин Дмитрий Сергеевич
Ссылки отсюда
Категории:
Государство; История; Общество; Политика; Политические системы; Психология; Экономика;
Детализирующие понятия:Власть; Деятельность; Классовая борьба; Личность; Общество; Периодизация; Потребность; Потребность; Право; Производство; Развитие; Революция; Системность; Собственность; Труд; Факт; Цивилизация; Цивилизация.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия: