Зарегистрироваться

Инновации

Категории Предпринимательское право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Развитие цивилизации в настоящее время определено научными достижениями. В предыдущие века научные данные не накапливались в стенах университетов, а результаты научных исследований активно использовались в повседневной жизни: в промышленности, быту, вооруженных силах. Научные центры стали активно обмениваться информацией, связанной с исследованиями в той или иной отрасли, что позволило объединить усилия большого числа ученых для решения важных научных задач. В то же время предприниматели стали активно использовать научные изыскания с целью извлечения из них прибыли путем внедрения в производство. Таким образом, именно соединение науки и практики и позволило достичь столь внушительных результатов в деле изменения окружающего нас мира.

Изначально для определения научных разработок, нашедших практическое применение, использовались термины «нововведение», «новшество». Впоследствии они были заменены на другое слово – инновация (от латинского – «innovato», что означает «обновление», «улучшение»). Впервые этот термин применительно к изобретениям и промышленным нововведениям был использован американским экономистом Йозефом Шумпетером и постепенно стал использоваться учеными и специалистами в различных отраслях знания[1].

Таким образом, инновация - это конечный результат процесса, направленного на извлечение прибыли из внедрения в производство и доведения до конечного потребителя итогов научной деятельности.

В зависимости от различных оснований выделяются следующие разновидности инноваций:

  1. По сфере применения инновации.
  2. В зависимости от лица, осуществляющего финансирование инновационной деятельности.
  3. В зависимости от промышленной отрасли, в которой применяются инновации.
  4. В зависимости от результатов интеллектуальной деятельности, подлежащей правовой охране.

Как уже отмечалось, понятие инновация тесно связано с термином инновационная деятельность. По своей сути инновационная деятельность является хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. В связи с этим, выделяются следующие признаки инновационной деятельности:

1) Инновационная деятельность характеризуется самостоятельностью.

Прежде всего, это означает имущественную и организационную самостоятельность лиц, осуществляющих инновационную деятельность. Хотя нельзя исключать, что финансирование процесса, связанного с инновациями будет осуществляться из сторонних источников, например, за счет кредитов или целевых займов.

2) Инновационной деятельности сопутствует риск.

Любое новое предприятие несет риск потерпеть неудачу. В случае же с инновационной деятельностью, сопутствующие риски возрастают многократно. Это связано и с отсутствием гарантий, что научные изыскания закончатся успехом, достигнув поставленного результата.

3) Инновационная деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли.

Данный признак напрямую вытекает из сути инновационной деятельности, которая направлена именно на коммерческое применение своих результатов. В противном случае инновационная деятельность была бы не привлекательна с точки зрения финансовой отдачи.

4) Регулирование государством инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная деятельность- это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемая самостоятельно и на свой риск  в целях извлечения прибыли от внедрения в производство и доведения до конечного потребителя итогов научных изысканий.

Несмотря на особую важность для экономики рассматриваемого вида предпринимательской деятельности, его правовому регулированию уделяется мало внимания. Хотя в последнее время ситуация и начала меняться, например, выделяется три основных варианта ее возможного построения :

1) принятие специального комплексного нормативного правового акта, регулирующего все аспекты государственной поддержки развития инновационной деятельности;

2) принятие как специального акта об инновационной деятельности, так и иных специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования отдельных аспектов инновационной деятельности;

3) принятие ряда специальных законов и внесение поправок в действующие законы в целях регулирования всех аспектов поддержки развития инновационной деятельности.

Скорее всего Россия относится к третьему варианту правового регулирования инновационной деятельности. Прежде всего, в нашей стране отсутствует базовый нормативный акт федерального уровня, который бы регулировал сферу инноваций. В конце девяностых годов была предпринята попытка принятия Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»[2]. Однако после успешного прохождения Государственной Думы и Совета Федерации нормативный акт был отклонен Президентом РФ.

Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, в качестве правовых источников выступает довольно широкий перечень нормативных правовых актов.

Центральное место занимает Гражданский Кодекс, прежде всего его четвертая часть, посвященная вопросам интеллектуальной собственности. Именно в этом нормативном акте содержатся нормы, осуществляющие правовое регулирование программ для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем; секретов производства (ноу-хау).

Разумеется, на правовое регулирование инновационной деятельности оказывает негативное воздействие факт отсутствия базового нормативного акта, который бы координировал усилия государственных органов и частных организаций в инновационной сфере. Следует особо подчеркнуть, что в этом качестве не может рассматриваться Федеральный закон от 23 августа 1996г. «О науке и государственной научно-технической политике». Это связано  с тем, что данный нормативный акт посвящен прежде всего регулированию научной деятельности. В нем отсутствуют определения инноваций и инновационной деятельности, не содержатся основополагающие принципы создания, функционирования и поддержки компаний, работающих в сфере инноваций и т.п.

Учитывая ту роль, которую оказывает на развитие экономики повышение в ней инновационной составляющей, государство стало уделять пристальное внимание именно этой сфере деятельности. Прежде всего, это выражается в прямом государственном воздействии, которое проявляется в следующих формах:

  • Правовое обеспечение инновационной деятельности.
  • Создание специальных структур, которые занимаются организационной деятельностью в инновационной сфере.
  • Прямое государственное финансирование из бюджета научно-технической деятельности в форме государственных субсидий, заказов и т.п.
  • Разработка целевых федеральных и местных научно-технических программ
  • Создание особых экономических зон
  • Создание технопарков в сфере высоких технологий

Косвенное (экономическое) регулирование осуществляется с помощью:

  • стимулирование через амортизационную политику;
  • прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции;
  • налоговое стимулирование.

Инновационную деятельность можно разделить на три основные стадии:

  1. создание инновационного продукта в результате научных изысканий;
  2. внедрение инновации в производство;
  3. реализация инновационного продукта конечному потребителю.

Следует особо подчеркнуть, что на каждой из перечисленных стадий могут выступать различные лица, связанные друг с другом лишь договорными отношениями. Иногда инновационная деятельность осуществляется в рамках одного юридического лица.

Необходимо рассмотреть особенности правового регулирования на каждой стадии инновационной деятельности.

  1. создание инновационного продукта в результате научных изысканий.
  2. внедрение инновации в производство;
  3. реализация инновационного продукта конечному потребителю.

Рекомендуемая литература

Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.

Ссылки

  1. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. М.: Прогресс, 1982  ↑ 1
  2. Проект Федерального закона №99029071-2 «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 01.12.1999)  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.