Идеал
Идеал - (от греч. idea - избранный вид, привилегированное представление, значимое понятие) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Содержание идеала раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели.
Впервые в теорию понятие идеала ввел Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели. Поскольку достижение цели лишает И. статуса существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство, где И. обретает онтологический статус прекрасного.
Один человек может руководствоваться многими идеалами. Например, есть общественный идеал соответствующее экономическим и политическим интересам к.-л. социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, который является конечной целью ее стремлений и деятельности. Есть нравственный идеал. Это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Возможно большее приближение к нравственному идеалу цель нравственного воспитания. Имеется еще эстетический идеал исторически наиболее полное гармоническое единство субъекта и объекта, человека и общественного целого (а также природы), находящее выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как самоцели. Будучи основой творчества в любой области деятельности, эстетический И. служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и в искусстве.
Неправомерно излишнее сближение в аксиологии понятий "ценность" и "норма", "ценность" и "идеал", "ценность" и "цель". Часто это разные вещи. "Цель" и "идеал" - это продукты "продуктивного воображения", наши фантазии, а "ценность" для субъекта не фантазия, она - к субъекту обращенное объективное требование. "Цели" бывают как благими, так и дурными, "идеалы" могут быть отрицательнее и положительные, а ценности - всегда только положительная значимость.
Рекомендуемая литература
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
Выходные данные:
- Просмотров: 1429
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Дмитриев Вячеслав Евгеньевич
- доцент; кандидат философских наук
Соавторы:
Ссылки отсюда
Персоны:Детализирующие понятия:
Деятельность; Единство мира; Мораль; Норма; Оценка; Совершенное; Социальные группы; Ценность.
Ссылки сюда
Категории:
Аксиология; История философии;
Детализирующие понятия:Детерминизм; Добро; Единство мира; Зло; Искусство; Культурная политика и политическая культура; Легитимность власти; Ментальность; Монашество; Мораль; Нигилизм; Норма; Потребность; Русское право; Рынок банковских услуг; Совершенное; Совесть; Социальная инженерия; Социальная эпистемология; Философия; Ценность; Человек.