Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
Конкуренция (в пер с латинского яз. – сталкиваться, сбегаться) является экономической категорией, характеризующей особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, которые возникают в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.
Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме п.1, ст.8 Конституции РФ, и состоит в государственной поддержке конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В упомянутом законодательном определении содержатся признаки конкуренции, которые приобрели правовое значение вследствие правового регулирования соответствующих отношений. В частности,
- конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях, именуемых конкурентными действиями;
- конкуренция осуществляется лишь между определенными лицами, именуемыми субъектами конкуренции;
- при конкуренции исключается или ограничивается возможность каждого из конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.
↑Конкурентные действия
Конкурентные действия – совершаемые хозяйствующими субъектами для приобретения ими правомерных преимуществ в своей сходной или аналогичной предпринимательской деятельности на рынке самостоятельные состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей.
Различаются ценовые и неценовые конкурентные действия. Ценовые действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает конкурировать с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе.
Другие конкурентные действия получили наименование «неценовых», т.к. непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. К важнейшим их них относятся действия по улучшении качества и потребительских свойств товаров ( работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новых товаров, улучшению сервисного обслуживания, установлению и продлению гарантийных сроков, использованию новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности, занятии более удобного месторасположения фирмы, рекламные действия конкурентов (как мощное средство привлечения потребительского спроса) и многие другие.
↑Субъекты конкуренции (конкуренты)
Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами) по российскому законодательству признаются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Одним из необходимых условий отнесения указанных лиц к конкурирующим субъектам является осуществление ими предпринимательской деятельности (а для некоммерческих организаций - осуществление деятельности, приносящей доход). Не могут быть признаны конкурирующими субъектами отдельные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица.
Важнейшим признаком конкуренции, как следует из ее законодательного определения, выступает ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении. К числу общих условий обращения (оборота) товаров являются предусмотренная законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров ( работ, услуг) на рынке, в том числе свобода формирования договорных условий и установления договорных цен (ст. 421 ГК РФ).
Важнейшим правомочием субъекта предпринимательства, характеризующим его право на конкуренцию, являются возможность свободного (т.е. юридически равного для всех предпринимателей) доступа на рынок и осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности в целях получения прибыли посредством удовлетворения покупательского (потребительского) спроса. Для привлечения потребительского спроса субъекты предпринимательства вправе совершать другие (ценовые и неценовые) конкурентные действия, о которых уже ранее упоминалось: снижение цен, занятие более удобного месторасположения, использование оригинальной упаковки, товарных знаков, рекламы и многие другие.
↑Рекомендуемая литература
Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М., 2002.
Выходные данные:
- Просмотров: 3162
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 31.01.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Палехова Екатерина Алексеевна
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Деятельность; Доход; Конкуренция; Модель; Потребность; Право; Предпринимательство; Производство; Рынок; Свобода; Собственность; Спрос; Технология; Товар; Фирма.