Зарегистрироваться

Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности

Категории Предпринимательское право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Конкуренция (в пер с латинского яз. – сталкиваться, сбегаться) является экономической категорией, характеризующей особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, которые возникают в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности.

Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме п.1, ст.8 Конституции РФ,  и состоит в государственной поддержке конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В упомянутом законодательном определении содержатся признаки конкуренции, которые приобрели правовое значение вследствие правового регулирования соответствующих отношений. В частности,

  • конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях, именуемых конкурентными действиями;
  • конкуренция осуществляется лишь между определенными лицами, именуемыми субъектами конкуренции;
  • при конкуренции исключается или ограничивается возможность каждого из конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

Конкурентные действия

Конкурентные действия – совершаемые хозяйствующими субъектами для приобретения ими правомерных преимуществ в своей сходной или аналогичной предпринимательской деятельности на рынке самостоятельные состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей.

Различаются ценовые и неценовые конкурентные действия. Ценовые действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает  продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает конкурировать с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе.

Другие конкурентные действия получили наименование «неценовых», т.к. непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. К важнейшим их них относятся действия по улучшении качества и потребительских свойств товаров ( работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новых товаров, улучшению сервисного обслуживания, установлению и продлению гарантийных сроков,  использованию новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности, занятии более удобного месторасположения фирмы, рекламные действия конкурентов (как мощное средство привлечения потребительского спроса) и многие другие.

Субъекты конкуренции (конкуренты)

Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами) по российскому законодательству признаются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.

Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Одним из необходимых условий отнесения указанных лиц к конкурирующим субъектам является осуществление ими предпринимательской деятельности (а для некоммерческих организаций -  осуществление деятельности, приносящей доход). Не могут быть признаны конкурирующими субъектами отдельные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица.

Важнейшим признаком конкуренции, как следует из ее законодательного определения, выступает ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. В противном случае следует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении. К числу общих условий обращения (оборота) товаров являются предусмотренная законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров ( работ, услуг) на рынке, в том числе свобода формирования договорных условий и установления договорных цен (ст. 421 ГК РФ).

Важнейшим правомочием субъекта предпринимательства, характеризующим его право на конкуренцию, являются возможность свободного (т.е. юридически равного для всех предпринимателей) доступа на рынок и осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности в целях получения прибыли посредством удовлетворения покупательского (потребительского) спроса. Для привлечения потребительского спроса субъекты предпринимательства вправе совершать другие (ценовые и неценовые) конкурентные действия, о которых уже ранее упоминалось: снижение цен, занятие более удобного месторасположения, использование оригинальной упаковки, товарных знаков, рекламы и многие другие.

Рекомендуемая литература

Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М., 2002.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.