Диалектика
Диалектика ( греч. dialektike — искусство вести беседу) — учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. Термин «Д.» имеет различные смысловые оттенки. Для Зенона Элейского Д. — это опровержение доводов оппонента методом «от противного». В софистике Д. сводится к опровержению как самоцели. Сократ говорит о Д. как об искусстве диалога, направленного на достижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал Д. как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия — роды. Для Аристотеля Д. — это аналитика и логика возможного. Для стоиков Д. — часть логики.
Г.Гегель расширил понимание Д., вывел ее за рамки движения человеческой мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, истории, культуре. Д. Гегеля — это рассмотрение мира как мира развивающегося, в котором законы мышления и бытия едины и определяются взаимодействием противоположностей. Противоречие в гегелевской системе — механизм протекания любого процесса, независимо от участия в нем человека. Это Д. тождества, где «зазор» между идеей и человеческой жизнью, идеей и природой не является предметом рассмотрения. Абсолютная идея Гегеля, хотя и отделена от человеческой жизни, представляет собой очищенную от подробностей логику развертывания человеческого духа, поэтому в ней присутствует смысловая векторность, идея свободы. Другая форма Д., также основанная на идее тождества мышления и бытия, — это марксистская материалистическая Д. Марксизм в качестве носителя Д. выбрал материю — нечто противостоящее человеку, лишенное человеческого смысла. Принцип тождества трансформируется в материалистической Д. в принцип единства мышления и бытия; однако степень «прилаженности» законов материального мира к законам человеческого мышления в материалистической Д. не анализируется. Тем самым создается основа для рецидивов натурфилософского подхода к изучению мира, к навязыванию специальным наукам абстрактных философских схем.
В современных вариантах Д. практически отсутствует понимание ее как учения о развитии. Доминирует представление о Д. как о форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, познание, историю. Различные варианты Д. предлагают различные принципы взаимоотношения противоположностей — от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого вечного противостояния. Практически все модели Д. содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере указывают на потребность в их объединении, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии — человека.
Последователи Гегеля — неогегельянцы (Ф. Брэдли, X. Бозан-кет, А. Либерт и др.) — в основном рассматривают Д. не в качестве свидетельства мощи человеческого разума, основанного на тождестве Абсолюта и мира, Бога и человека. Д. для них — это форма проявления неизбежной ограниченности человеческих познавательных возможностей, попытка применить «конечные» познавательные инструменты, расчленяющие мир на части (законы формальной логики), к познанию бесконечного как абсолютной целостности. Д. в данной интерпретации теряет качество рациональной формы деятельности, окрашивается эмоциями. Д. как учение о противоположности Бога и мира, об утверждении и отрицании, о синтезе различного и несходстве сходного является важной составной частью философии неотомизма и протестантской «диалектической теологии». В основу «диалектической теологии» положен апофатический метод познания Бога через отрицание его антропоморфных характеристик. Вера — единственно возможная форма противоречивого единства человеческого и Божественного. Неотомисты отвергают борьбу противоположностей, основу гегелевской и марксистской Д. Взаимоотношения Бога и мира лишены заряда отрицательности. Неотомисты признают катафатический путь приближений к Богу, предполагающий возможность позитивных утверждений о Нем, на основании принципа «аналогии бытия».
Для «негативной диалектики» Франкфуртской школы основной задачей становится выявление непримиримых противоречий социальной действительности с целью разрушения бинарности, противоречивости как основы человеческой жизни. Д. должна основываться не на понятии противоположности, но на понятии «иного» как бесконечного спектра человеческих возможностей.
Выходные данные:
- Просмотров: 1517
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.03.2011
- Версий: 8 , текущая: 8
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:Категории:
История; Культура; Логика; Теология; Философия;
Детализирующие понятия:Деятельность; Интерпретация; Истина; Марксизм; Материя; Модель; Потребность; Свобода.
Ссылки сюда
Категории:
Криминалистика; Теория государства и права; Теория культуры;
Детализирующие понятия:Исторический материализм; История памяти; Механицизм; Формация общественно-экономическая; Этноэтикет.