Зарегистрироваться

Оперативно-розыскная деятельность

Категории Оперативно-розыскная деятельность | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных законом государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и других регламентируемых законом действий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, достижения иных предусмотренных законом целей.

В современных условиях выявление и пресечение большинства латентных преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений совершенных в условиях неочевидности, преступлений совершенных организованными группами, невозможно без ОРД, которая является самостоятельным видом правоохранительной деятельности и регламентируется специальным Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] (далее – Закон об ОРД), другими законами и подзаконными правовыми актами.

Оперативно-розыскная, как и уголовно-процессуальная деятельность, носит правовой характер. Однако эти виды деятельности осуществляются в различных правовых режимах и имеют существенные отличия[2]. ОРД представляет систему специальных средств и методов, используемых в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, осуществляется как гласными, так и, преимущественно, тайными, негласными методами. В связи с этим она призвана решать задачи, которые не могут быть решены вне рамок такой деятельности иными правовыми средствами.

История оперативно-розыскной деятельности

Впервые в России правовые нормы, регламентирующие розыскную деятельность, появились в более развитом уголовно-процессуальном законодательстве в Уставе уголовного судопроизводства 1964 г. Даная деятельность именовалась дознанием и не являлась процессуальной. Она осуществлялась полицией, а в ряде случаев Отдельным корпусом жандармов. При производстве дознания все необходимые сведения полиция должна была собирать путем производства розысков, расспросов, негласных наблюдений. Деятельность дознания ограничивалась изысканием сведений и данных для содействия деятельности следователя. До прибытия судебного следователя полиция должна была принимать меры по предупреждению уничтожения следов преступления и пресечения подозреваемому способов уклонения от следствия[3].

Согласно первым советским уголовно-процессуальным кодексам 1922 г. и 1923 г. дознание определялось как первоначальный этап предварительного расследования, т.е. процессуальной деятельности. Аналогичная функция была отведена дознанию и в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УПК РСФСР 1960 г. Сыскная (поисково-разведовательная, розыскная, а с 1950-х годов получившая наименование оперативно-розыскной) деятельность правоохранительных органов регламентировалась не законами, а закрытыми нормативными актами Правительства СССР, ЦК КПСС секретными ведомственными актами МВД СССР, КГБ СССР, что являлось одной из причин массового нарушения прав граждан, других многочисленных злоупотреблений в ходе ее осуществления.

Происходящие в СССР и РСФСР в конце 1980 – начале 1990-х годов преобразования в политической, экономической и других сферах жизни потребовали регламентации оперативно-розыскной деятельности на уровне закона. Первый Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» был принят 13 марта 1992 г. и предопределил основанные на современном подходе к гарантиям прав личности принципы данного вида государственной правоохранительной деятельности. В 1995 году был принят новый Закон об ОРД, который с изменениями и дополнениями действует в настоящее время.

Законодательство об ОРД постоянно совершенствуется, повышается уровень законодательных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД. Этому способствуют результаты научных исследований, которые проводятся в ведущих научно-исследовательских и высших учебных заведениях Российской Федерации юридического профиля (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Московская Государственная Юридическая Академия, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Московский и Санкт-Петербургский Университеты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации и др.).

Разработкой различных вопросов теории оперативно-розыскной деятельности занимались такие известные ученые, как В.М. Атмажитов, Ф.Ю. Бердичевский, В.Г. Бобров, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, К.Ф. Гуценко, В.И. Зажицкий, С.И. Захарцев, А.Ф. Козусев, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, В.С. Овчинский, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов, А.В. Шахматов, А.Ю. Шумилов, А.Е. Чечетин и другие.

Задачи и принципы ОРД

Согласно Закону об ОРД задачами ОРД являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

Сформулированные законодателем задачи ОРД являются специфичными, отличающими эту деятельность от других видов деятельности государственных органов. Никакой иной вид государственной деятельности не выполняет задачи выявления преступлений, розыска лиц, добывания информации об угрозе безопасности Российской Федерации. К тому же никакая иная деятельность не располагает набором сил, средств и методов, при помощи которых было бы возможно эффективно решать такие задачи[4]. Органы, осуществляющие ОРД, для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

ОРД осуществляется на основе специфических принципов, к числу которых наряду с конституционными принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, являются принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств[5]. При этом органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Негласное сотрудничество граждан с этими органами должно строиться только на добровольных началах.

Органы, осуществляющие ОРД, результаты ОРД

В настоящее время ОРД осуществляется только специальными уполномоченными субъектами – оперативными подразделениями государственных органов, круг которых определен Законом об ОРД (органы, осуществляющие ОРД). Пределы оперативно-розыскной деятельности каждого уполномоченного на проведение ОРМ органа ограничены их компетенцией, определенной законодательством. Для решения задач ОРД органы, осуществляющие эту деятельность, наделены комплексом обязанностей и прав.

Закон об ОРД требует от органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, при проведении ОРМ обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Основания для проведения ОРМ регламентируются Законом об ОРД. Производство мероприятий, не предусмотренных Законом об ОРД, проведение ОРМ с нарушением установленных Законом об ОРД оснований и условий их проведения недопустимо и сведения, полученные с нарушением закона, не могут рассматриваться в качестве легитимных результатов оперативно-розыскной деятельности.

Контроль и надзор за ОРД

Согласно закону об ОРД контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением Закона об ОРД субъектами этой деятельности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, уполномоченные на осуществление надзора в указанной сфере (т.н. уполномоченные прокуроры)[6]. Предметом прокурорского надзора за ОРД является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка проведения ОРМ, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Проверки законности проведения ОРМ и принимаемых при этом решений прокурор вправе осуществлять: по обращениям граждан, юридических и должностных лиц; по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора; в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора; в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени способствует не только обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении ОРМ, но и выполнению задач ОРД.

Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью организуют руководители органов - субъектов ОРД на основании Закона об ОРД и ведомственных правовых актов. Такой контроль представляет собой управленческую функцию руководителей органов, осуществляющих ОРД, за законностью действий должностных лиц оперативных подразделений, реализующих цели и задачи этой деятельности, эффективного применения сил и средств ОРД, обеспечения прав и свобод граждан[7].

Ведомственный контроль осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения ОРМ. В порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения[8].

При реализации полномочий, предоставленных ведомственному контролю, определяется законность проведения ОРМ, правомерность действий участников ОРМ, обеспечивается безопасность отдельных лиц, конспирация и режим секретности, реализуются права граждан и участников ОРМ.

Рекомендуемая литература

Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 2009.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вызов и факультетов. Изд. 9-е, перераб. и дополненное / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2009.

Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. М., 2009.

Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006.

Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения. СпБ., 2004.

Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. СпБ., 2002.

Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. М., 1999.

Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию. М., 2006.

Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2010.

Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. Учебник для высших учебных заведений. М., 2006.

Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2 кн. Кн. I: Общие положения. М., 2010.

Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2 кн. Кн. II: Оперативно-розыскные мероприятия и меры. М., 2010.

Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности. М., 2009.

Ссылки

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с посл. изм.) // СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349  ↑ 1
  2. По данному вопросу см. подробнее: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 9-е, перераб. и дополненное / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 2009. С. 399-400  ↑ 1
  3. По данному вопросу см. подробнее: Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006. С.15-18  ↑ 1
  4. См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2010. С. 18. См. подробнее по данному вопросу также: Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 2009. С. 22-27  ↑ 1
  5. См. подробнее по данному вопросу: Теория оперативно-розыскной деятельности. Указ. соч. С. 18-35; Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Указ. соч. С. 27-34  ↑ 1
  6. Особенности организации и осуществления надзора за ОРД закреплены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»  ↑ 1
  7. См.: Теория оперативно-розыскной деятельности. Указ. соч. С. 754  ↑ 1
  8. См. подробнее по данному вопросу: Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Указ. соч. С. 322-323  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.