Зарегистрироваться

Политическая философия

Категории Политическая философия | Под редакцией сообщества: Философия

Политическая философия – 1) область специализированного теоретического знания, которая находится на стыке философских и политических наук; 2) вузовская дисциплина, в задачи которой входит подготовка специалистов в различных областях гуманитарного знания с углубленным изучением политических идей; 3) разновидность политического дискурса, характерная для публичной политики и законотворческой деятельности.

Политическая философия играет особую роль, иногда более значимую, чем другие политические науки, при постановке и обосновании политических целей, формировании долгосрочных стратегий, выборе политического курса и критериев для качественной оценки эффективности политических проектов и партийных программ. Однако между политикой, которая сама может быть рассмотрена как особая «практическая наука» (наука властвовать), и политической философией как научной дисциплиной, в поле зрения которой находится политика, существуют глубокие различия в целях, методах и функциях. Если одна из основных целей политической философии – поиск предельных оснований политического знания и ценностных критериев политической деятельности, то функциональная цель самой политики – обладание властью, ее удержание или участие во власти. Характерная для политического мышления волевая установка на достижение поставленных практических целей (императивность) – качество, чуждое философскому знанию, которому свойственны рефлексия и сомнение, критика догм. Для достижения политической цели, которая уже поставлена (примером может служить известный призыв Катона Старшего «Карфаген должен быть разрушен»), важны такие критерии, как эффективность и целесообразность, а не философская рефлексия и поиск истины.

Основные области и направления политической философии

Объект политической философии во многом совпадает с другими политическими науками, каждая из которых открывает различные аспекты феномена власти, господства и подчинения, но нуждается в философских обобщениях, а также в использовании философских категорий и смыслов (концептов). В методологическом отношении в политической философии явно доминирует философское мышление, направленное на поиск и осмысление предельных оснований знания о политике. По этой причине среди направлений политической философии столь заметное место занимают «поддисциплины», связанные с основными философскими теориями, в их числе – политическая онтология, политическая гносеология, политическая праксиология, политическая аксиология.

История политической философии

В историческом плане философская и политическая мысль были так же неразрывны, как неразрывны теория и практика политического строительства, хотя эта связь по-разному проявлялась с учетом цивилизационной специфики стран Востока и Запада. Благодаря такой взаимосвязи зарождались, получали развитие и распространение политические идеи, теории, доктрины и идеологии, которые изменили политическую жизнь общества и в настоящее время влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности. Политическая философия не только имеет отношение к профессиональной политической, научной и педагогической деятельности, но и представляет собой целый пласт мирового культурного и политического наследия, которое требует изучения, критического осмысления и широкой популяризации наиболее ценных достижений. Познания в области политической философии – показатель уровня общей и политической культуры общества.

Политическая философия как научная и вузовская дисциплина

Навсегда ушло то время, когда политическая мысль развивалась, по сути, в форме политической философии. Именно таким был статус философского знания (как основной формы научного познания и политического мышления) в период возникновения и становления философии, занятия которой были уделом людей, включенных в активную политическую жизнь. Для них личная гражданская позиция, политическая деятельность и поиск истины были совершенно неразделимы. Эта особенность особенно ярко проявлялась в древнегреческой философии, что во многом объясняется особенностями политического правления в городах-полисах. Не случайно Платон сравнивал политику как «искусство царствовать», или «государственное искусство», со строительными искусствами и ремеслами, которые «обладают знанием, как бы вросшим в дела».

Статус политической философии претерпел существенные изменения в процессе исторической эволюции – от почти полного слияния с политическим управлением, планированием и прогнозированием до положения узкоспециализированной области научной деятельности, о существовании которой знают немногие интеллектуалы. Среди причин столь заметного изменения отношения к политической философии – превращение политики в профессиональную деятельность, политических наук — в прикладную область реальной политики, ее научно-аналитическое сопровождение, а философии — в одну из гуманитарных наук, сугубо академическую и вузовскую дисциплину. Эта тенденция усилилась на фоне «расщепления» (специализации и автономизации) различных областей науки, что усилило междисциплинарные барьеры, в том числе и между политическими науками, хотя именно политическая философия способна в какой-то степени восстановить общенаучный горизонт.

Несмотря на это, именно в период, когда началось интенсивное развитие политических наук в США и Западной Европе (середина ХХ века), происходит заметное и целенаправленное вытеснение политической философии из круга приоритетных направлений. Аргументация такого курса в определении вектора научной политики сводилась к необходимости отказаться от политической философии как чисто спекулятивного способа познания и заложить основы политического знания, которое вполне соответствовало бы уровню развития естественных наук и требованиям, предъявляемым к естественнонаучным исследованиям.

Французский социолог и политолог Раймон Арон, отвечая на вопрос, почему политическая философия изгоняется из права, политической социологии и всех социальных дисциплин, да и из самой политики, объясняется эту тенденцию достаточно просто. По его мнению, речь должна идти о попытке скрыто установить монополию одной философии, причем заведомо неконкурентоспособной и весьма спорной, если сравнивать ее с другими философскими учениями и концепциями. Вместо того чтобы провозглашать философию смысла, эта философия (лжефилософия) утверждает отсутствие смысла, доказывая «что смысл политики — борьба, а не поиски обоснованной власти»[1].

Вряд ли надо специально доказывать, что за такой подменой философии стоят определенные интересы, реальная политика и политики, явно не заинтересованные в раскрытии сути политического процесса и расширении круга «посвященных». О такой мотивации «гонителей политической философии» говорил выдающийся немецкий философ Карл Манхейм: «Элиты, не побуждаемые к тому, чтобы сделать имеющееся в их распоряжении знание общедоступным, не станут заниматься ни формализацией, ни анализом. Они будут довольствоваться либо не поддающейся анализу интуицией, либо священным знанием, сохраняемым для элиты и передаваемым по наследству ее членам целиком»[2]. Все это не мешает политическим элитам и, прежде всего, публичным политикам использовать политическую философию как инструмент воздействия на массовое сознание (политическая философия как разновидность политического дискурса). При этом акцент обычно делается на философской аргументации политических задач.

Роль политической философии в реальной политике

Политическая философия широко используется в законотворческой деятельности, где требуется отточенный и систематизированный категориальный аппарат, определение ценностных ориентиров и понимание социальных целей.

Политическая философия как вузовская дисциплина существует в различных формах – в качестве предмета узкой специализации философов, политологов и юристов или пропедевтических курсов, призванных расширить компетенцию и кругозор будущих специалистов многих других «непрофильных» специальностей, дать им наиболее общие представления о политике и природе власти (основы политических знаний) с учетом профессиональной ориентации.

Рекомендуемая литература

Гаджиев К.С. Политическая философия. Системные пробелы России. М.: Экономика, 1999.

Дугин А.Г. Философия политики. М.: Арктогея, 2004

Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? / Полис, 1996. №6

Панарин А.С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996

Панарин А.С. Политология. Западная и Восточная традиции. М.: Кн.дом "Университет", 2000

Философия власти: Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В. / Под ред. В.В.Ильина. М.: Изд. ун-та, 1993

Федорова М. Классическая политическая философия. М.: Весь мир, 2001

Штраус Лео. Введение в политическую философию / Пер. с англ. М.: Логос, Праксис, 2000

Ссылки

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993  ↑ 1
  2. Манхейм К. Проблема интеллигенции: Исследование ее роли в прошлом и настоящем // Манхейм К. Социология культуры. М.-СПб., 2000ю С. 180  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.