Зарегистрироваться

Философия науки

Категории Философия науки | Под редакцией сообщества: Философия

Философия науки – это философская дисциплина, предметом которой является наука как относительно самостоятельная сфера духовной и практической, социально и технически организованной деятельности человеческого общества, направленной на получение и использование научных знаний (т.е. системно и объективно обоснованных знаний о мире). Как сфера деятельности наука воспроизводится и развивается внутри системы общественного воспроизводства благодаря получению научных результатов. Результаты научной деятельности выступают прежде всего в виде систем знаний, причем реализованных и как модели фрагментов мира, и как знания, получившие воплощение в средствах научной деятельности. В аспекте социальной организации косвенными результатами и условиями научной деятельности являются научные школы, научные институты и научные коллективы. В предмет философии науки традиционно включаются такие темы как сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной и практической деятельности человечества и отличие от них, методологические вопросы научного познания, проблемы интуиции и творчества, социокультурной обусловленности открытий и т.д.

История философии науки

Философия науки как дисциплина институционализирована в основном в ХХ столетии. Ее становлению способствовало бурное развитие исследований по истории науки, философским проблемам конкретных наук, роли и значения науки в жизни общества, а также исследований по логической, методологической, психологической и социологической проблематике научного познания. В это время по тематике философии науки учреждаются специализированные научные журналы, реферативные и исследовательские издания, проводятся международные и региональные конгрессы, конференции и симпозиумы, открываются кафедры и отделения в университетских и научно-исследовательских центрах, где целенаправленно готовятся кадры для педагогической и научной деятельности.

Особую остроту приобретают проблемы природы и сущности науки, принципов развития научного знания. Философский статус философии науки состоит в том, что то или иное решение указанных проблем существенным образом связано с принятием определенных онтологических, гносеологических, эпистемологических, семиотических и логических принципов, разрабатываемых в различных философских направлениях и имеющих различное содержание. Последнее обстоятельство влияет на то, что до сих пор мы имеем некоторый спектр различных ответов на поставленные вопросы, а не одно единственно верное и бесспорное решение. Разумеется, что это также зависит не только от разных принимаемых в философии науки теоретико-познавательных, онтологических, семиотических и логических установок, которые зачастую зависят от индивидуальных предпочтений конкретных исследователей, но и от объективных трудностей.

Проиллюстрируем это частным примером. Допустим, что конкретный автор пытается дать обоснованный ответ на вопрос о развитии науки. Тот факт, что наука развивается, в общем виде является очевидным и не требует особого доказательства. По крайней мере, массив накопленных знаний в наше время явно больше, чем в предшествующие эпохи. Но решение проблемы развития науки наталкивается на гораздо более сложные вопросы. А именно: Каков механизм развития науки? В чем конкретно состоит новизна приращиваемого знания? Что сохраняется (остается преемственным) в новом знании от старого? Что отбрасывается в процессе развития науки и на каком основании (ошибка, заблуждение или исторически необходимая научная истина, которая на новом этапе утратила свою объяснительную функцию и эвристическую роль)? Как только мы обнаружим глубину и сложность поставленных вопросов, которые требуют обращения к истории и современному состоянию конкретных наук (математики, физики, биологии, психологии, социологии, лингвистики, химии и пр.), то нам станут понятными указанные выше объективные трудности. Никакой современный исследователь не в состоянии в одиночку освоить все многообразие существующего научного знания. В лучшем случае он может быть специалистом в нескольких частных дисциплинах. Поэтому мы очень часто имеем дело с рассуждениями об общем развитии науки, которые проводятся по аналогии с развитием частных разделов научного знания и на их примере. Этот факт следует учитывать и всегда иметь в виду, что общие модели развития науки могут и даже должны приниматься с учетом отмеченных объективных трудностей. Из этого следует еще один важный вывод. Развитие и сущность каждой конкретной дисциплины имеет общие моменты и в то же время специфику по сравнению с другими дисциплинами. Поэтому перенос конкретно-научных моделей развития данной области знания на другие дисциплины требует особого внимания, потому что можно, сохраняя общие черты, потерять специфику той дисциплины, на которую осуществляется указанный перенос модели. Следует учитывать общий принцип, что предмет конкретной науки, накладывает специфические особенности не только на понимание ее развития, но даже на методы исследования в ней. Особенно это обстоятельство будет ясным, если мы примем во внимание существование наук не только естественных, но также общественных и гуманитарных.

Со времен становления новоевропейской науки существенным источником философских исследований науки являлись методологические вопросы научного познания, разрабатываемые самими учеными. Свой вклад в осмысление этих проблем и в формулировку понятийных и методологических средств их разрешения внесли многие ученые и философы. Приобрели всеобщую известность и повлияли на развитие философии и методологии науки такие работы как "Пробирных дел мастер" Г.Галилея, "Новый Органон" Ф.Бэкона, "Рассуждение о методе" Р.Декарта, "Математические начала натуральной философии" И.Ньютона, "Критика чистого разума" И.Канта, "Наука и гипотеза" А.Пуанкаре, "Механика" Э.Маха, "Физика и реальность" А.Эйнштейна, "Физика и философия" В.Гейзенберга и др. Методические и методологические вопросы научного познания теснейшим образом связаны с представлениями о том, как устроен мир, и какие у нас есть средства для его научного познания. Эту предметную подобласть философии науки характеризуют такие методологические объекты как факт, артефакт, абстракция, идеализация, доказательство, объяснение, обоснование, гипотеза, метод, средство, прибор, установка, эксперимент, лаборатория и пр.

Философия науки в целом может быть представлена как перспективная система, содержание которой основывается на философских принципах и общих законах развития, связывающих и объясняющих не только основания и закономерности развития наук о природе (естествознания) и наук о человеке (общественных и гуманитарных наук), но и представления об организации научной деятельности на индивидуальном и коллективном уровнях. Такое понимание философии науки позволяет в определенном смысле снять указанные выше объективные трудности и в то же время четко обозначить место и роль философии в современном научном познании и место науки в жизни современного общества, ее связь с моралью, религией, эстетикой и правом. Философия науки, являясь дисциплиной, сложившейся в результате междисциплинарного синтеза философии, науки и ее истории и различных психологических и социологических науковедческих исследований, позволяет решить проблемы, связанные с интенсивным развитием и распространением узкой специализации, когда ученый, предстающий в глазах других людей одним из ярких представителей цивилизованного человечества, не может видеть из «узкой норки» своей специальности всего звездного неба и тем более создать общую картину мира, связать науку с жизнью человеческого общества. Такой ученый, не знающий и зачастую не желающий знать общих мировоззренческих принципов и закономерностей, превращается, по меткому замечанию Ортега-и-Гассета, в «ученого невежду», «современного дикаря», не выделяющегося в этом отношении из общей массы людей. Конечно же, такая характеристика не может быть отнесена к таким великим личностям, как Г. Галилей, И. Ньютон, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, Н. Бор, потому что они знали значение философии в науке. Именно философия позволяла им прорывать узкий горизонт конкретной науки, давала возможность ставить судьбоносные проблемы в своей собственной области исследований, проблемы, решение которых и было конкретным «шагом за горизонт» (В. Гейзенберг), шагом, который являлся весомым вкладом в расширение и уточнение общей картины мироздания.

Концепции философии науки

Любая концепция философии науки опирается на некоторую совокупность явных или неявных онтологических, гносеологических, эпистемологических, логических и семиотических принципов. Это верно даже если конкретный исследователь не осознает этого обстоятельства или даже не желает знать о влиянии философии. Негативное отношение к философии, попытки ее дискредитировать и разорвать связь науки и философии не могут оказать влияния на существование философии и на объективное наличие философских оснований в научном познании.

В ХХ веке возникло несколько концепций в философии науки, которые находились в постоянном конкурентном и критическом отношении друг к другу. Все они стремились создать наиболее адекватный образ науки, в той или иной мере опираясь на нее. Но выбор угла зрения на понимание науки был разным. Для того, чтобы описать основные концепции в философии науки, можно использовать следующее наблюдение. В ранних методологических концепциях наука трактуется как совокупность теорий, реальный ученый исключен из сферы анализа, процессы открытия научных истин, творческая научная деятельность человека относятся к интуитивно-психологическим моментам, сугубо индивидуальным субъективным актам. Главное внимание уделяется не процессу научного творчества, а результату. Поэтому основным объектом методологических построений в ранней философии науки ХХ века оказывается теория. Именно она находится в центре внимания и анализа исследователей, притом что естественным исходным пунктом является отношение между теорией и фактами. На этом этапе изучается структура научных теорий, теоретический и эмпирический уровни научного познания и связь между ними, логико-методологические принципы и методы научного исследования. При этом создается абстрактный образ науки, который идеализируется. Связь научных концепций с историей науки, с реальной практической деятельностью ученых, с функционированием науки в обществе не учитывается совсем. Проблема развития науки в этот период практически не ставится именно потому, что научное знание, понимаемое как совокупность обоснованных теорий, просто экстенсивно расширяется. Именно такой подход характерен для логического позитивизма, первой методологической концепции, анализ которой с целью выявления ее сильных сторон и недостатков послужил основанием для становления и развития философии науки. Авторитетной концепцией постпозитивистского периода был критический рационализм, отличительными особенностями которого явились интерес к развитию научного знания, критическое отношение к логическому позитивизму, более углубленное рассмотрение природы научного знания, реабилитация значения философии после уничижительной критики ее со стороны логических позитивистов. В рамках критического рационализма можно выделить фальсификационизм Карла Поппера и методологию исследовательских программ Имре Лакатоса. Парадигмальная философия науки Томаса Куна занимает особое положение, акцент в ней смещается с анализа теории как структурного элемента науки на исследование особенностей деятельности научного сообщества, принимающего определенную парадигму как образец научной деятельности и изменяющие эти образцы после научной революции. По мнению Куна, научные революции являются необходимым моментом развития науки.

Описанные концепции философии науки получили основное развитие в период с 20-х по 60-е годы XX века. Их специфической особенностью было то, что они базировались на материале естественных наук, т.е. были ориентированы на математику и/или физику как на образец науки, не учитывая особенностей гуманитарных, социальных, технических наук. Но "математикоцентризм" или "физикоцентризм" как с методологической, так и с философской точки зрения слишком узки, что показывает написанная еще в 1935 году работа Л.Флека "Возникновение и развитие научного факта", выполненная на материале медицинских исследований. В этой работе предвосхищен ряд современных направлений философии науки, в частности, социокультурные и социологические исследования науки, исследования научных практик, а также исследования по истории науки, в которых были разработаны представления о внутренней и внешней обусловленности науки (интернализм и экстернализм соответственно).

Некоторые концепции современной философии науки основаны на работах крупных ученых XX века. Так, в философию науки вошли результаты размышлений Н.Бора и В.Гейзенберга над проблемами интерпретации квантовомеханических описаний (концепция дополнительности), И.Пригожина над проблемами моделирования времени и хаоса, С.Хокинга и Р.Пенроуза над проблемами пространства и времени и др. В настоящее время относительно более разработана проблематика таких областей философии науки как философия математики, философия физики, философия языкознания, философия истории и др.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.