Зарегистрироваться

Информация

Категории Когнитивные науки | Под редакцией сообщества: Философия

Информация - сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), независимо от формы их представления, которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются субъектом для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения. Она относится ко всем тем данным, которые поступают к человеку извне по разным чувственно-перцептуальным и сенсорно-моторным каналам, а также к тем данным, которые уже переработаны, интериоризованы и реинтерпретированы человеком и представлены в виде ментальных репрезентаций.

Возникновение теории передачи И. связывают с именем К. Шеннона, который в 1948 предложил решение задачи нахождения оптимальной скорости передачи И. (пропускной способности канала), при которой вероятность ошибки при передаче И. будет сколь угодно мала. Шеннон ввел понятие количества И., выражающее сложность строения объекта через понятие энтропии. Существуют и другие формальные методы определения количества И. — алгоритмический, комбинаторный, основанный на теории формальных логических систем и пр., которые не предполагают наличия априорной вероятностной меры на множестве сигналов. Многочисленные попытки рассматривать И. как инвариантную по отношению к видам человеческой деятельности форму представления идеального объекта (знание, художественный образ, естественный или искусственный языки и т. п.) и использовать понятия, принципы и формальный аппарат теории И. в широком культурном, языковом или науковедческом контекстах (А. Моль, В. В. Налимов, Ю. А. Шрейдер и др.) не привели к сколько-нибудь значительным успехам. Не удалось, в частности, построить строгую И. теорию информации, а также формализовать концепции, базирующиеся на понятии «ценность» И.

Когнитивный поворот в науке поставил в центр исследовательских интересов прежде всего специфически человеческую когнитивную И., приобретаемую в опыте познания мира при восприятии и обобщении этого опыта. Собственно предметом когнитивной науки является ментальная И., которую Дж. Фодор определяет как «внутренний код»; Дж.Миллер и Ф.Джонсон-Лэрд под ментальной И., подразумевают «концептуальную структуру»; Р.Джекендофф к задачам когнитивной теории относит изучение структуры ментальной И., и принципов «компьютации» (вычисления) этой информации. Ментальная И., имеет отношение к различным ментальным пространствам, содержание которых могут составлять как сведения о реальном мире, так и о планах, убеждениях, интенциях и т.п. Наряду с ментальной И. говорят также о концептуальной И., которая рассматривается как результат познавательной деятельности человека, как содержательная И., которая уже стала продуктом человеческой обработки и структуризации знаний. Концептуальная И. возникает в процессе осмысления всей поступающей по разным каналам И. и может включать как сведения об объективном положении дел в мире, так и сведения о возможных мирах и положении дел в них.

Рекомендуемая литература

Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. — Л.: ЛГУ, 1988.

Колин К. К. Эволюция информатики // Информационные технологии. 2005, № 1.

Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972

Урсул А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973

Урсул А. Д. Природа информации. — М.: Политиздат, 1968.

Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) — М.: Едиториал УРСС, 2004.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.