Зарегистрироваться

Ценность

Категории Аксиология | Под редакцией сообщества: Философия

Ценность - понятие, обозначающее положительную значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их индивидуальными свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Понятие "ценности" несколько уже, чем понятие "значение". Положительная значимость, так же как и значение получает положительные или отрицательные качества (приятно, красиво, уродливо) и количества (превосходное, выдающееся, безмерное). Эти качества и количества фиксируются оценкой. Но значение может быть и индифферентным, стерильным к любым значимостям.

В структуре самой ценности имеется свой объективный момент, над которым мы не властны (Г. Гайгер), достойный ответ на требования ценности (Д. фон Хильдебранд), а так же событие встречи первого и второго, т.е. скоординированности и связности закона ценностного сознания с личностным исполнением и воплощением ценности. В аксиологии уже нет жесткого противостояния ценности и бытия , характерного для философии ценностей. Потому что ценность понимается уже не как продукт воображения, а скорее как структура воображенного, как проявление одного в другом. Так что чувство свежести исходит не только от нас и нашего состояния, но еще и от самой весенней прогулки, от окружающего ландшафта. Наше чувство ценности имеет и объективную сторону.

В самом общем виде в аксиологии выделяют саму ценность (это некая материя ценности в ее конкретности и индивидуальности) и форму ценности, ее суть (ценностность). Аксиологический трансцендентализм в своих исследования делает упор на ценностности, а феноменологические аксиологии делают упор на исследовании ценностной материи.

Надо отличать ценность от истины, пользы, удовольствия, цели, нормы, идеала и других близких ей категорий. Чтобы определить специфику ценности, ее можно сопоставить с тем, что на нее похоже, например, с полезностью. Ценность не может быть сведена к полезности. Польза есть позитивное значение одного объекта для другого объекта, и потому она объективна, она обосновывается и опровергается. Мера пользы исчисляется и демонстрируется. Пища полезна, но свою значимость она обретает только тогда, когда она включена в пространство ценностных ориентиров. Мы удовлетворяем голод ножом и вилкой, а не как попало. Еда - это не насыщение, а ритуальное вкушение, поднесение и т.п. В сопоставлении с пользой ценность оказывается не практическим, а символическим отношением. Ведь ценность - это феномен специфически культурный, тогда как польза характеризует и биологический уровень жизни. Понятие "ценность" фиксирует лишь человеческое, социальное и культурное положительное значение. Предметы могут быть лишь носителями ценности, т.е. некой стороной ценности, но сами они ценностями не являются. Часто ценности не могут быть отделены от природных качеств вещи, но они и не могут быть к ним сведены, они и не вещи, и не качества, а особого рода отношения.

Ценность не имеет прямого отношения к истине или лжи. Мы можем легко представить себе и аксиологически нейтральную истину. Истина может быть носительницей ценности, но в отличие от добра и красоты она не является самой ценностью. Истина может иметь ценность, а может и не иметь. Истина в познании - образ реального бытия и адекватное о нем знание. Такая научная истина есть "отношение между…", а не "отношение к...". И цели истинного познания требуют минимизации "отношений к...", т.е. выхода к тому, что мы познаем. Для стиля научного мышления характерно слияние познания и ценностей, что придает, по мнению М. Шелера, науке символический характер. Но из этого не вытекает, что наука несет в себе ценностный смысл - символ в науке работает только тогда, когда он аксиологически нейтрален. Конечно, истина в истории обладала ценностью, как это было, например, в эпоху Просвещения. И сейчас она все еще выступает в качестве главной регулятивной идеи науки. Но стоит помнить, что любая вера в ценность научной истины есть продукт определенных культур.

Ценность стоит отличать от приятностей и удовольствий, этих "низших" служебных ценностей. Есть, например, качественное и сущностное различие удовольствий телесных и духовных. Только последние суть самоценности, т.е. ценности в собственном смысле этого слова. Конечно, погоня за "низкими" удовольствиями может стать смыслом жизни отдельного человека или же некоторого сообщества, но скудость и ограниченность такой жизни вряд ли привлечет все общество.

Существует много типов и видов ценностей. Прежде всего, ценности многообразны по способу своего существования, что создает трудности для создания единой теории ценностей. Роман Ингарден выделяет по способу существования три типа ценностей: это реальные, идеальные и интенциональные ценности. Если идеальные ценности независимы в своем существовании (например, можно указать на священные ценности, сходные по способу существования с логико-математическими и геометрическими истинами, которые независимы от любой фактичности, от носителя ценностей, от меры открытости для нас и т.п.), то реальные ценности находятся в фатальной зависимости от субъективного чувства, и могут быть обнаружены внешним образом, при помощи процедур измерения. А интенциональные ценности не могут быть измерены, но при этом они зависят в своем бытии от меры человеческого усилия, как например, подвиг не дает традиции героя умереть.

С древних времен люди полагали, что все самосущее в силу этого особенно ценно. И традиционно они делили ценности на самостоятельные и производные (символы, средства, орудия). Последние, в которые входит корыстное, полезное, приятное, благое Ионас Кон, называет консекутивными (от лат. consecutio - результат, следствие - следующий из чего-либо), а первые - интенсивными. К интенсивным, например, относятся ценности истины, моральные и эстетические ценности. Но интенсивные ценности также не однородны, они делятся на имманентные, или непрозрачные, ценности (таковы эстетические ценности) и трансгредиентные, ценности прозрачные (таковы, например, ценности знания и этические ценности).

Виды ценностей обычно определяют по набору тех или иных аксиологических качеств. Например, витальные ценности (хозяйственные, здоровья), ценности уважения (священное, гуманное, нравственное, справедливое), ценности знания (правильное, истинное) и т.п. Иногда виды ценностей определяют благодаря различию носителей ценностей (духовные, материальные) или по мере близости (свои, чужие). В истории наблюдался некоторый генезис ценностей. Исторически первые ценности носили синкретичный характер и осознавались как религиозные. В "осевое" время, когда человечество личностным усилием радикально обновило свой способ человеческого существования, из состава религиозных ценностей выделяются общественные ценности: правовые и гражданские. А впоследствии, выделяются еще и личностные ценности: моральные и эстетические. Наконец, появляется два самых молодых вида ценностей: художественные и экзистенциальные.

Помимо положительных ценностей имеются еще и отрицательные ценности или антиценности (например, такие как смерть, невежество, лень, несправедливость и т.п.). Это также положительные значимости, так как они являются ценностями только потому, что существуют благодаря присвоению позитивного содержания ценностей. В строении ценностного мира наблюдается безусловный приоритет положительного над отрицательным, поэтому даже отрицательные ценности следует считать положительно отрицательными. Последнее говорит о том, что термин "отрицательные ценности" не был особенно удачным и сейчас используется редко.

Рекомендуемая литература

Лосский Н. Ценность и Бытие // Бог и царство Божие как основа цен ностей. М., 1994.

Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Проблема ценности в философии. [Сб. ст.], М. - Л., 1966.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.