Когнитивные науки
В данном разделе энциклопедии представлено:
Когнитивные науки (К.н.) (также используются термины "когнитивная наука", который соответствует английскому cognitive science, и "когнитивистика") – целостная междисциплинарная область, предметами которой являются приобретение, хранение, преобразование и использование знания.
К.н. включают в себя исследования, проводимые в таких областях, как: философия сознания, эпистемология и эволюционная эпистемология; когнитивная психология; лингвистика и психолингвистика; психофизиология и нейробиология; компьютерная наука, исследования искусственного интеллекта и математическая логика; этология и социобиология, психиатрия.
↑Рекомендуемая литература
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Введение в психолингвистику Залевская А.А. |
1999 | — | ||
В учебнике прослеживается динамика различных подходов к актуальным проблемам психолингвистики. Во введении освещается становление психолингвистики как науки интегративного типа. Книга "Введение в психолингвистику", написанная автором Залевская А.А., предназначена для широкого круга читателей, интересующихся литературой из раздела . Книга может быть полезна и интересна...
Категории знаний:
Когнитивные науки, Психолингвистика
|
|||||
2. |
Виды психики: на пути к пониманию сознания Деннетт Д. |
1996 | — | ||
В философской среде Деннет известен прежде всего концепцией «интенциональной установки». Чтобы понять прежние действия какого-либо индивида и предсказать его будущие действия, мы обращаемся к его убеждениям и желаниям.
Мы говорим, например, что некто идет к холодильнику потому, что хочет пить и верит, что в холодильнике найдется пиво. Но мы можем также сказать, что красные...
Категория знаний:
Когнитивные науки
|
|||||
3. |
Когнитивная наука: Основы психологии познания Величковский Б.М. |
2006 | — | ||
В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой...
Категории знаний:
Когнитивная психология, Когнитивные науки
|
|||||
4. |
Когнитивная психология Солсо Р. |
2001 | — | ||
В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из...
Категории знаний:
Когнитивная психология, Когнитивные науки
|
|||||
5. |
Новый ум короля Пенроуз Р. |
1989 | — | ||
Популярная монография выдающегося английского математика и физика-теоретика Роджера Пенроуза, посвященная изучению проблемы искусственного интеллекта на основе всестороннего анализа достижений современных наук. Возможно ли моделирование разума? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Пенроуз обсуждает широчайший круг явлений: алгоритмизацию математического мышления, машины Тьюринга,...
Категория знаний:
Когнитивные науки
Уровень подготовки аудитории: общеобразовательный, студенты вузов |
|||||
6. |
Психология интеллекта Пиаже Ж. |
1969 | — | ||
Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине прошлого века, остается актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в лабораторно-экспериментальном и практическом исследованиях.
Категории знаний:
Когнитивные науки, Психогенетика
|
|||||
7. |
Развитие высших психических функций Выготский Л.С. |
1931 | — | ||
В книге дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые...
Категории знаний:
Когнитивная психология, Когнитивные науки
|
|||||
8. |
Разумный глаз Лэнгтон Г.Р. |
1970 | — | ||
Автор книги — профессор бионики Эдинбургского университета, один из крупнейших в мире специалистов по психологии зрения. Отвечая на вопрос, «каким образом мозг извлекает сведения о внешнем мире из некоторого узора пятен света на сетчатке глаза», Р.Л.Грегори компетентно и увлекательно рас¬сказывает о связях между важнейшими факторами восприятия, о сложнейшем многогранном...
Категория знаний:
Когнитивные науки
|
|||||
9. |
Экологический подход к зрительному восприятию Гибсон Дж. |
1979 | — | ||
В книге подведены итоги более чем полувекового периода научной деятельности ее автора и его последователей. Центральная идея, составляющая сердцевину подхода Дж. Гибсона к исследованию зрительного восприятия, заключается в том, что не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами, т. е. экологическими воздействиями. Книга...
Категории знаний:
Экологическая психология, Когнитивная психология, Когнитивные науки
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
10. |
Язык и сознание Лурия А.Р. |
1979 | — | ||
Монография представляет собой изложение курса лекций, прочитанных автором на факультете психологии Московского государственного университета. Автор рассматривает различные аспекты проблемы языка и сознания; дает анализ слова и понятия, речевой деятельности в ее различных формах; обращает внимание на мозговую организацию речевой деятельности, особенности нарушения речевого...
Категория знаний:
Когнитивные науки
|
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|
↑Персоналии
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Бейтсон Грегори Биолог, антрополог, философ, культуролог. |
2 / – | |
Бейтсон (Bateson) Грегори (09.05.1904 - 04.07.1980). Американский антрополог, культуролог, философ. Биолог по образованию. В 1927 - 1929 совершает этнографические экспедиции на острова Океании. Преподает в ун-те Сиднея (1928), Колумбийском ун-те и ун-те Чикаго (1934), научный сотрудник в Кембридже (1931-37), проводит этнографические исследования в новой Гвинее и Бали...
|
|||
2. |
Винер Норберт Учёный, математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта |
3 / – | |
Норберт Винер родился 26 ноября 1894 года в городе Колумбия штата Миссури. В девять лет он поступил в среднюю школу, в которой начинали учиться дети 15-16 лет, закончив предварительно восьмилетку. Среднюю школу он окончил, когда ему исполнилось одиннадцать. Сразу же поступил в высшее учебное заведение Тафтс-колледж. После окончания его, в возрасте четырнадцати лет, получил...
|
|||
3. |
Выготский Лев Семенович Психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии. |
11 / 11 | |
Советский психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии.
|
|||
4. |
Лурия Александр Романович Психолог, основатель отечественной нейропсихологии. |
1 / – | |
|
|||
5. |
Пиаже Жан Психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и школы генетической эпистемологии (психологии) |
1 / – | |
Пиаже (Piaget) Жан (09.08.1896 - 16.09.1980) - швейцарский психолог и философ. Учился у швейцарского психиатра Э.Блейлера, психолога А.Пьерона, психоаналитика А.Лаланда, философа Л.Брюнсвика. В 1921 г. возглавляет исследовательскую лабораторию в ин-те Ж.-Ж. Руссо (Женева). С 1925 г. преподает детскую психологию, философию и историю науки в ин-тах Женевы и Невшатели. В 1939 -...
|
|||
6. |
Прибрам Карл Нейрофизиолог, автор голографической теории работы мозга. |
– / – | |
|
|||
7. |
Тьюринг Алан Матисон Математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики и теории алгоритмов |
1 / – | |
Тьюринг является основателем теории искусственного интеллекта. Машина Тьюринга является расширением модели конечного автомата и способна имитировать (при наличии соответствующей программы) любую машину, действие которой заключается в переходе от одного дискретного состояния к другому.
|
|||
8. |
Фодор Джерри Алан Философ и психолингвист-экспериментатор, автор модулярной гипотезы сознания. |
1 / – | |
|
|||
9. |
Хомски (Хомский) Ноам Лингвист, публицист, социолог |
– / – | |
|
|||
10. |
Шеннон Клод Элвуд Инженер и математик, основатель теории информации |
– / – | |
|
|||
11. |
Деннетт Дэниел Философ, профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. |
2 / – | |
|
|||
12. |
Величковский Борис Митрофанович Психолог, доктор психологических наук, специалист в сфере когнитивной науки (фундаментальные и прикладные исследования познавательных процессов). |
1 / – | |
|
|||
13. |
Гибсон Джеймс Джером Психолог, специалист в области психологии зрительного восприятия. |
1 / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Бейтсон Грегори Биолог, антрополог, философ, культуролог. |
2 / – | |
Бейтсон (Bateson) Грегори (09.05.1904 - 04.07.1980). Американский антрополог, культуролог, философ. Биолог по образованию. В 1927 - 1929 совершает этнографические экспедиции на острова Океании. Преподает в ун-те Сиднея (1928), Колумбийском ун-те и ун-те Чикаго (1934), научный сотрудник в Кембридже (1931-37), проводит этнографические исследования в новой Гвинее и Бали...
|
|||
2. |
Винер Норберт Учёный, математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта |
3 / – | |
Норберт Винер родился 26 ноября 1894 года в городе Колумбия штата Миссури. В девять лет он поступил в среднюю школу, в которой начинали учиться дети 15-16 лет, закончив предварительно восьмилетку. Среднюю школу он окончил, когда ему исполнилось одиннадцать. Сразу же поступил в высшее учебное заведение Тафтс-колледж. После окончания его, в возрасте четырнадцати лет, получил...
|
|||
3. |
Выготский Лев Семенович Психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии. |
11 / 11 | |
Советский психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии.
|
|||
4. |
Лурия Александр Романович Психолог, основатель отечественной нейропсихологии. |
1 / – | |
|
|||
5. |
Пиаже Жан Психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и школы генетической эпистемологии (психологии) |
1 / – | |
Пиаже (Piaget) Жан (09.08.1896 - 16.09.1980) - швейцарский психолог и философ. Учился у швейцарского психиатра Э.Блейлера, психолога А.Пьерона, психоаналитика А.Лаланда, философа Л.Брюнсвика. В 1921 г. возглавляет исследовательскую лабораторию в ин-те Ж.-Ж. Руссо (Женева). С 1925 г. преподает детскую психологию, философию и историю науки в ин-тах Женевы и Невшатели. В 1939 -...
|
|||
7. |
Тьюринг Алан Матисон Математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики и теории алгоритмов |
1 / – | |
Тьюринг является основателем теории искусственного интеллекта. Машина Тьюринга является расширением модели конечного автомата и способна имитировать (при наличии соответствующей программы) любую машину, действие которой заключается в переходе от одного дискретного состояния к другому.
|
|||
8. |
Фодор Джерри Алан Философ и психолингвист-экспериментатор, автор модулярной гипотезы сознания. |
1 / – | |
|
|||
11. |
Деннетт Дэниел Философ, профессор философии и директор Центра когнитивных исследований Университета Тафта. |
2 / – | |
|
|||
12. |
Величковский Борис Митрофанович Психолог, доктор психологических наук, специалист в сфере когнитивной науки (фундаментальные и прикладные исследования познавательных процессов). |
1 / – | |
|
|||
13. |
Гибсон Джеймс Джером Психолог, специалист в области психологии зрительного восприятия. |
1 / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
3. |
Выготский Лев Семенович Психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии. |
11 / 11 | |
Советский психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии.
|
↑Термины и понятия
↑Научные центры и организации
№ | Название | Действия |
---|---|---|
1. | Кафедра онтологии, логики и теории познания философского факультета Государственного Университета Высшая Школа Экономики | |
Тип: Учебное учреждение Кафедра создана в 2004 году.
Категории знаний: Когнитивные науки, Аксиология, Эпистемология, Онтология |
Все научные центры и организации (1)
↑Другие категории
↑
←
↑Люди
- Данную категорию редактирует сообщество «Философия»
- Количество тем - 0,
участников - 51,
работ - 1221,
организаций - 26,
категорий - 20 - В сообществе: кандидатов наук - 16, докторов наук - 27
- Активные пользователи: Петрунин Юрий Юрьевич, Адамова Марина Владимировна, Бочаров Вячеслав Александрович
- Наибольший вклад: Петрунин Юрий Юрьевич, Толстов Алексей Борисович, Дмитриев Вячеслав Евгеньевич
↑Публикации
Публикаций нет, хотите добавить?