Зарегистрироваться

Источники

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Источниками этнологических знаний – в самом общем смысле этнологическим (этнографическим) источником называют всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах и этнических группах, об их сторонах, свойствах или характеристиках). Для практической исследовательской работы в области этнологии нужно обладать определенными и детальными знаниями об этнологических источниках.

При изучении источников этнологического знания следует иметь представление о классификации источников, владеть методикой работы с источниками различного типа. Для этнологической науки основным источником информации служат материалы, собираемые по время полевых работ.

Классификация этнографических источников

Этнологические источники могут представлять собою материальные (вещественные) предметы культуры изучаемого народа — артефакты (от лат. arte — искусственно и factus — сделанный); они описываются и исследуются в качестве характеристик, произведений или свойств этого народа. Если же речь идет об изучении этнокультурной истории, то такие источники удобно трактовать как остатки прошлой этноисторической реальности. Следовательно, сам источник выступает как остаток, фрагмент изучаемого факта или объекта. К числу таких остатков-артефактов относятся, например, коллекции этнографических музеев, сохраняемые обществом памятники истории культуры, а также функционирующие в реальном бытовании традиционные предметы материально-вещной среды (традиционная народная одежда, характерные национальные кушанья, предметы обихода и т. п.).

Наряду с артефактами различают такие источники, которые содержат в себе отражения тех или иных сторон этнического объекта, интересующего исследователя. Их иногда называют преданиями или меморатами (от лат. memoria — память). К этой обширной категории этнологических источников относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и иные фиксации данных (звукозапись, кино- и видеосъемки), рисунки, устные рассказы и прочие документальные и псевдодокументальные материалы. Сказания полинезийцев об их расселении по островам Тихого океана, «История» Геродота, содержащая обильные историко-этнологические материалы о многих древнеевропейских, азиатских и африканских народах, сведения из комплекта газеты о межэтнических взаимоотношениях, — вот типичные примеры этого класса источников.

Разделение источников на артефакты-остатки и мемораты-предания является относительным и далеко не единственно возможным. Анализируя источник, полезно, кроме того, установить характер его отношения к описываемой им этнической реальности: представляет ли он собою прямое свидетельство об изучаемом явлении (например, результат специального прямого наблюдения) или же сведения об исследуемом объекте отразились в источнике лишь попутно и имеют к объекту более или менее косвенное отношение. Так, описание папуасских обрядов, которые наблюдал Н.Н.Миклухо-Маклай на Новой Гвинее, прямо характеризует быт местных племен, в то время как упоминания о русских, французах и немцах в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» содержат лишь косвенные их характеристики, которые приходится специально извлекать из этого произведения, подвергая тщательной источниковедческой обработке.

Характер и свойства источников

Характер и свойства источников сильно различаются. Обширный класс среди них составляют письменные памятники. Их особая ценность состоит в том, что они содержательны и наполнены смыслом. Правда, их не всегда легко прочитать (например, памятники письменности индейцев майя и др.). Письменные источники могут быть зафиксированы на разных носителях — на глиняных табличках (письменные документы шумеров, хеттов и иных древних народов), на папирусе (у древних египтян), на каменных стелах — монументах в виде цилиндра или иной формы (например, трехъязычная Бехистунская надпись VI в. до н. э. в Иране), на пергаменте (особым способом выделанной коже), на бересте (в средневековом Новгороде) и наконец, на бумаге. В конце ХХ в. широко распространились носители, используемые с применением компьютерной техники.

Письменным источникам противостоят устные (фольклорные и иные), а также вещественные. Многие письменные источники хранятся в архивах, но немало их уже опубликовано. Отношение исследователей к источникам существенно зависит от того, содержат ли они нечто новое, еще неизвестное. Поэтому источники, заново обнаруженные в архиве или собранные в экспедиции («в поле»), обычно ценятся выше, чем уже опубликованные и неоднократно проанализированные. Но бывает и наоборот: в новом теоретическом и методологическом освещении, в сопоставлении с другими источниками уже известные памятники «раскрываются» с прежде неизвестной стороны и их повторное изучение ведет к новому открытию.

Происхождение источников

Работа с этнологическим (этнографическим) источником начинается с его критического рассмотрения (так называемой критики источника). Научность всякого исследования в первую очередь определяется строгостью и тщательностью источниковедческого анализа. Главная задача критики источника состоит в том, чтобы установить, содержит ли он этнологическую информацию, и если да, то в какой мере ее можно использовать в научном исследовании. Необходимо выяснить происхождение источника, его автора (если он есть), каким образом источник возник или был создан, в какой степени он заслуживает доверия.

Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обращаться к классическим письменным нарративным (повествовательным) источникам. Примеры в этом случае многочисленны и разнообразны. Сколько-нибудь полное их перечисление невозможно. Ниже названы лишь некоторые, которые при желании могут быть заменены другими, нисколько не уступающими приводимым ни с точки зрения их научной ценности, ни в смысле яркости и занимательности.

Писатель и историк последней четверти I и начала II вв. н. э. Корнелий Тацит известен как автор серьезных капитальных трудов (« Анналы», «История»), так и создатель менее крупных, но тем не менее содержательных произведений («Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и местоположении Германии»). Во всех сочинениях Тацита имеются ценные сведения палеоэтнографического характера. Насколько его труды насыщены этнической информацией, можно судить по тому факту, что в них упомянуты более 150 этнических наименований (этнонимов) народов, расселенных в большей части известной в ту пору ойкумены.

Эпоха феодализма породила немало разнообразных источников, содержащих информацию о различных сторонах жизни тогдашних этносов: хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники. В числе средневековых источников, полезных для изучения исторической этнографии, следует указать на сочинения, возникшие в результате далеких и трудных путешествий, многолетних наблюдений разных стран и народов. Среди них «Книга» Марко Поло (XIII в.) о путешествии в Китай, «История Монгалов» Плано Карпини и «Путешествие в восточные страны» Гильома Рубрука (XIII в.) об их миссиях в Монголию, «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.) о его пребывании в Персии и Индии.

Интересные и во многом достоверные сведения об индейском населении Центральной и Южной Америки содержатся в сочинениях Христофора Колумба, Бартоломе де Лас Касаса, Диего де Ланды (XVI в.). Полезно обратить внимание еще на одну разновидность позднесредневековых источников, а именно на так называемые «домовники», или «домострои», — религиозно-бытовые инструкции-наставления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом. Среди этого рода произведений выделяется русский «Домострой», отредактированный протоиереем Сильвестром — известным советником Ивана Грозного (XVI в.).

В последующие периоды нового и новейшего времени (XVIII и XIX вв.) появились содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты. Исследования Джеймса Кука, Жана Лаперуза и Луи Бугенвиля, Академические экспедиции по России (XVIII в.), научные путешествия Александра Гумбольдта, кругосветные плавания российских моряков в первой половине XIX в. и многие другие, — все это были не только шаги в географическом постижении Земли, но также важные штрихи и элементы познания этнической композиции ее населения. В этой связи нельзя не вспомнить также о произведениях Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве — Иакинфа).

Этнографические экспедиции

Однако изучение письменных нарративных источников — далеко не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях путем как прямого, так и инструментального наблюдения избранного для изучения фрагмента действительности. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особенности, собранного лично его автором) повышает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.

Об этнологических экспедициях обычно говорят как о чем-то таком, что связано с романтическими переживаниями далеких поездок, неожиданных встреч с людьми, принадлежащими к иным культурам, и другими привлекательными сторонами пребывания в путешествии. Кое-что из этого вполне справедливо, но все же следует иметь в виду, что этнологическая экспедиция — это прежде всего сложный и часто утомительный труд по собиранию разнообразных сведений, материалов и данных (т. е. информации) о населении региона, который обследует экспедиция. Работа в экспедиции включает в себя беседы с информаторами (респондентами), фиксацию данных о предметах материальной культуры (поселениях, жилищах и других постройках, одежде и украшениях, утвари и пище и т. п.), описание поведенческих элементов жизни местных жителей (обычаев, обрядов, ритуалов и т. д.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и пр.) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психологических свойствах населения и многое другое, что необходимо тем или иным способом закрепить, превращая увиденное и услышанное (т. е. наблюденное) в собственно полевой источник этнологических сведений.

Отсюда следует, что источники, полученные путем экспедиционного наблюдения, имеют важное и специфическое свойство: они создаются исследователями (и их помощниками) в ходе экспедиционной работы. И чем тщательнее этнологи трудятся, чем внимательнее наблюдают и чем точнее фиксируют наблюдаемые в экспедиции объекты, тем более содержательные и ценные источники они создают. Конечно, все этнологические (этнографические) источники так или иначе созданы или собраны людьми — письменные документы, археологические и этнографические коллекции в музеях, фольклорные произведения или заполненные опросные листы для записи сведений при проведении переписи населения.

В этнологических исследованиях, как показывает опыт и как об этом сказано выше, находят себе применение разнообразные виды источников: а) вещественные памятники и предметы, б) письменные тексты и в) данные устной традиции (которые, понятно, приходится также превращать в тем или иным способом фиксированные тексты). Разнообразие источников обусловливается еще и множественностью технических способов отображения этнической действительности. Всякого рода рисунки — от реальных изобразительных элементов на произведениях иконописи до современных рисунков характерных национальных типов (среди которых известны, например, акварели Б.М.Кустодиева «Русские типы»), — фотографии, кинорепортажи, звукозаписи, наконец, съемка видеофильмов и т. п., — все эти материалы нередко используются в качестве этнологических источников, а в обозримом будущем их значение, несомненно, возрастет.

Следует иметь в виду, что этнологическое исследование редко основывается на одном каком-нибудь источнике или даже группе источников одного и того же класса. Обычно этнологи, исследуя ту или иную проблему, в ходе работы объединяют (комплексируют) разные источники.

Отдельного упоминания заслуживает еще один класс источников: это памятники и результаты деятельности по «производству» профессиональной духовной культуры, созданием которой занят особый слой общества — национальная художественная (творческая) интеллигенция. Этническая информация обильно представлена в художественной литературе (вспомним для примера испанские и другие повести и очерки Проспера Мериме), в журналах и газетах, кино- и видеофильмах, передачах радио и телевидения, произведениях живописи и скульптуры. Все они могут быть изучены с этнологической точки зрения и в современной науке нередко служат источниками интересных и важных сведений.

Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения — массовое этнологическое обследование, с помощью которого создается массовый, статистически значимый источник. В этнологии и этносоциологии при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, оросные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведения массовых обследований. Работа по изучению и созданию этих источников — конструирование стандартных вопросников, организация их заполнения в экспедиции (или иным способом), анализ с помощью статистической переработки на компьютере — составляют предмет специальных научных и учебных этнологических дисциплин.

В.В. Пименов

 

Рекомендуемая литература:

Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера. М., 1997.

Крестьянское правосудие. Обычное право российского крестьянства / Сост., авт. вступит. ст. и комментариев А.А. Никишенков. М., 2003.

СТЕПНОЙ ЗАКОН. Обычное право казахов, киргизов и туркмен крестьянства / Сост., авт. вступит. ст. и комментариев А.А. Никишенков. М., 2000

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.