Зарегистрироваться

Постмодернизм

Категории Философия языка | Под редакцией сообщества: Философия

Постмодернизм – обозначение специфики мировоззренческих установок новейшей, «постсовременной» культуры в целом, связанной прежде всего с поливариантным восприятием мира, а также с акцентированной проблемой самоидентификации культуры. Термин, широко используемый как интердисциплинарный и до сих пор не имеющий однозначного определения, таким образом, функционирует одновременно как внешнее исследовательское определение, так и внутренний конституирующий принцип, реализующий себя в различных сферах человеческой деятельности – искусстве, политике, экономике, философии, литературе, психологии, науке и т.д.

«Постмодернизм» этимологически закрепляет не только постериорное отношение новейшей культуры и философии к культуре и философии модерна, но и рефлексию, по большей части критическую, по отношению к предшествующему способу существования в культуре и философии. Постмодернизм предполагает принципиально новый, не приемлющий статики и однозначных определений взгляд на мир. Меняется и статус философии: постмодернистская «парадигма» философии парадоксально оказывается началом разрушения парадигмального способа мышления. Центральной проблемой становится проблема осмысления текста. Постмодернизм исследует текст, как это уже принято в философии ХХ в., но не в том альтернативном аспекте противопоставления объективного – субъктивному, замысла созидающего текст – позиции воспринимающего, а с точки зрения естественного единства того и другого. В связи с реализацией этой задачи теоретиками постмодернизма считают философов нео- (или пост-) структуралистов: М. Фуко (позднего периода), Р. Барта (позднего периода), Ж. Лакан (позднего периода), Ф. Гваттари, Ж. Делеза и др. – тех, кто предложил новую, в отличие от структурализма, небинарную стратегию текста. Часто под постмодернизмом понимают движение деконструктивизма в узком смысле этого термина – практику анализа постмодернистских художественных текстов (развитую прежде всего в США Йельской школой), более широко – практику анализа любых явлений как текстов, пользуясь методикой, в основе которой лежит метод деконструкции, предложенный Ж. Дерридой как метод восстановления смысла текста путем обнаружения других связанных с ним смыслов, других текстов. С точки зрения постмодернизма лишь такой подход демонстрирует наглядно – в деконструктивистской практике – бесконечную природу мышления, его процессуальный, динамический характер: философия находит адекватный инструмент для исследования самого философского мышления.

Постмодернизм переворачивает смысл всех традиционных концептов, в первую очередь знака и коммуникации. Проблематизируется самый знак как различение означающего и означаемого. С точки зрения Ж. Дерриды, метафизическое, или «идеалистическое» представление о коммуникации исходит из преданности и неизменности транслируемых смыслов, во-первых, и субъектов коммуникационного акта, во-вторых, предполагая некоторое «трансцендентальное означающее», некий независимый от языка концепт, в какой-то момент не работающий в качестве означающего. Таким образом, участники переговорного процесса и информация, которая передается, отделены формально от самого процесса передачи: то есть смысл в процессе общения не формируется, а лишь воспроизводится. Следствием такой трактовки знака, по мысли Ж. Деррида и вопреки изначальной позиции лингвистики, язык оказывается кодом, а перевод – чистым «переносом» означаемых «инструментом» означающего. На самом деле ни один текст не является самодостаточным, а оказывается «текстом», продуцирующимся лишь в порядке трансформации какого-то другого текста, означаемое функционирует и как означающее, а коммуникация – процесс формирования смыслов, поливариантный по своему характеру. Ж. Деррида по-новому подходит к проблеме озвученной и письменной коммуникации: речь в противоположность письму фиксирует высказанный здесь и сейчас смысл, в то время как понимание смысла лежит в поиске многих вариантов смысла. То, что у Р. Барта будет противопоставлено как денотативные значения и коннотативные. Новый концепт письма или «граммы», или «разнесения» («различения»), призван разглядеть возникновение смыслов в разрыве метафизических представлений.

Как не может быть единственно верного варианта интерпретации, так и не должно быть однозначных, а значит, иерархических отношений. Постмодернизм пытается избежать главной опасности тоталитарного мышления – политического тоталитаризма. Неслучайно распространение термина «постмодернизм» на философию связано с появлением работы Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979) и его определением основной проблемы современной философии как проблемы «философствования после Освенцима». Ж. Ф. Лиотар полемизирует с Ю. Хабермасом, считающим преступления ХХв. Последствием неправильной реализации просветительского проекта построения единого мира и видевшим задачу культуры в восстановлении ценностей модернизма. В интерпретации Ж. Ф. Лиотара, Освенцим – результат реализации проекта модерна, и выходом является кардинальное изменение восприятия мира: переход от иерархии, устанавливаемой метадискурсом «больших нарраций» (здесь используется литературоведческий термин, обозначающий повествовательный уровень, т. е. определенную – в данном случае иерархическую – организацию текста и закрепленную в нем речевую деятельность), к принятию множественности самостоятельных и равноправных элементов, существующих в виде полиморфных и деверсивных языковых игр. Общество, культура, по словам Ж. Дерриды, децентрируются.

Постмодернизм превратился в общефилософскую концепцию из теории новейшего, прежде всего, неоавангардистского, искусства и культуры. Считается, что первым его употребил – как уничижительную характеристику человека декаданса – Пранвиц в работе «Кризис европейской культуры» (1917). В современном значении - как обозначение специфики культуры периода после Второй мировой войны – он появляется в работе Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» (1975) для определения всеядности архитектурного стиля, появившегося в конце 60 – начале 70-х гг. ХХ в. Затем термин распространяется на изобразительное искусство как легитимация эксперимента с цветом, формой и даже жанром, на литературу как констатация появления «нового романа» и его влияния на стилистику художественного текста. Но главным оказывается принципиально новый подход к субъекту культуры – нет преданного, «готового» зрителя или читателя, как нет и неизменного культового автора. Субъект «наименовывает» себя в процессе общения, восприятия и экспрессии. Самоидентификация субъекта – то, что для традиционных концепций было условием воздействия культуры, - в постмодернистской перспективе оказывается исходным мотивом. И как со времен Вавилона нет единого языка (один из любимых образов Ж. Дерриды), так нет и единого способа самовыражения, как писал Р. Барт, «число языков равно числу желаний». Поэтому нет и не должно быть одного метода, стиля. Более широко, словами У. Эко, культура постмодерна предполагает метаязык, способный описать ее собственные достижения.

Рекомендуемая литература

Ж. Ф. Лиотар (1979) «Состояние постмодерна»

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.