Антропология
Антропология – наука о человеке, предметом которой является человек, его взаимодействие с самим собой, с Богом и миром.
Человек как элемент популяции изучается биологией, и в этом случае антропология является разделом биологии. Человек как элемент социума изучается социологией, и в этом смысле антропология является частью социологии. Человек как духовное существо является предметом философской антропологии.
↑Философская антропология
К философской антропологии в самом широком смысле относятся учения разных философов о сущности, природе и назначении человека. Философская антропология в узком смысле возникает как одна из философских дисциплин наряду с этикой, эстетикой и онтологией. Она возникает одновременно в Германии (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер) и в России (П. Флоренский, С. Франк).
С содержательной и методологической точек зрения философские учения о человеке разделяются на классическую антропологию и неклассическую.
↑Классическая философская антропология
Классическая философская антропология отвечает на вопрос «Что есть человек?». В основе классической философской антропологии лежит пять фундаментальных принципов:
- человек может быть понят только из самого себя, никакими внешними причинами существование человека объяснить нельзя;
- человеческое бытие является всегда осознанным бытием;
- сознание человека является одновременно самосознанием;
- человек есть в той мере, в которой он себя делает;
- человеческое бытие есть всегда бытие в мире.
В классической философской антропологии выделяется два подхода к определению человека: 1. позитивный; 2. негативный.
Позитивная антропология
При позитивном способе рассмотрения человек понимается как вещь, у которой есть далее не разложимые свойства. Смысл позитивного концепта антропологии выражен Ж.О. Ламетри в идее о человеке-машине[1]. Этот способ представления характерен также для социобиологии (Э. Уилсон, В.П. Эфроимсон) и психоаналитической антропологии.
Иной вариант позитивной антропологии разработан Платоном в концепте «человека-куклы»[2]. В этом концепте решается вопрос о свободе, о независимости человека от природы.
В картезианской философии эта независимость сохранена только для познавательного процесса, в котором человек выступает как «пловец в лодке». Этот концепт обеспечивает возможность познания, но ценой такого отношения человека к своему телу и к природе, которое характерно для отношения пловца к лодке. В отличие от познавательной сферы в сфере чувств для Декарта не стоит проблема дуализма. В жизни человек, согласно Декарту, это единое существо, душа которого не может ошибаться в своих чувствах. Декарт так же, как и Платон, решает проблему свободы человека и вводит представление о человеке как одиноком путнике, заблудившийся в лесу.
В философии Канта выдвигается модель «человека-марионетки». В этой модели Кант защищает свободу человека от природы и от Бога (см. «Критика практического разума»). Вместо формулы «человек есть» Кант предлагает формулу «человек становится».
Становление
В рамках парадигмы становления проблематизируется вопрос о самом существовании человека, ведь становление указывает на то, что еще не существует, но только стремится к существованию. Результат становления может быть двояким: он может быть позитивным, а может быть и негативным. Человек может состояться, а может и находиться в вечном становлении. В первом случае у него возможна сущность, во втором она невозможна. В первом случае человека нужно рассматривать через сопряжение с ничто (Хайдеггер, Сартр) или со смертью (Фуко). Во втором случае складывается негативная антропология.
Негативная антропология
Термин «негативная антропология» ввел в научный оборот Б. Вышеславцев в работе «Что такое я сам»[3]. В рамках негативной антропологии человек понимается в модусе ускользающего что. В этом случае человек может рассматриваться только как существование без указания на то, что существует. Но само это существование не растворяется в абсолютном ничто. Негативная антропология выражена в деятельностной концепции человека, суть которой выражается в формуле «человек есть то, что он из себя делает» (Фихте, Гегель, Маркс, Выготский, Леонтьев), и в символической концепции (Кассирер, Флоренский, Хоружий). Согласно последней, человека нельзя понимать как вещь, у которой есть свойства. Человек - это символическое существо, на котором оставляет метки, следы, раны и рубцы мир, в котором человек живет. Символы расширяют существование человека, и в этом своем существовании человек уже не зависит от своих природных качеств и существует как религиозное или культурное существо.
↑Неклассическая философская антропология
Неклассическая философская антропология ставит вопрос о неопределимости человека и о том, как можно мыслить эту неопределенность. Она представлена во Франции М. Фуко, Ж. Делезом, Ж. Деррида; в Германии – П. Слотердайком; в России – Ю. Бородаем, Ф. Гиренком, Б. Поршневым, Э. Ильенковым.
Неклассическая антропология оспаривает принципы классической антропологии. Она исходит из того, что у человека нет сущности, нет что. Поэтому человек может рассматриваться и как грезящая самость (Ю. Бородай, Ф. Гиренок), и как лучистая энергия (Ж. Делез), и как вечный переход (С. Смирнов).
В парадигме неклассической антропологии человек предстает как результат собственного полагания, и одновременно он застает себя как уже нечто положенное. Из этого представления следует, что всякому активному действию предшествуют пассивные синтезы сознания. С философской точки зрения это означает, что сознание не тождественно самосознанию, ибо сознание – это эмпирическое действие, а самосознание - это рефлексия, то есть ментальное действие. Человеческое бытие не исчерпывается рефлексивным отношением к самому себе, оно состоит, прежде всего, в действии на себя, которое всегда фактично, а не ментально.
Патология человека
Для неклассической философской антропологии принципиальным является положение о том, что ключ к человеку находится в патологии человека. Идеальным модельным объектом изучения человека являются не обезьяна, не человек в норме, а исключение из нормы. Так, для Фуко и Делеза идеальным модельным объектом является шизофреник, для Ильенкова – слепоглухонемой, для Поршнева – снежный человек, возникающий в результате нервного срыва, перехода через ультрапарадоксальную ситуацию, для Бородая и Гиренка – аутист. В последнем случае ставится под сомнение идея о том, что человек всегда есть некое бытие в мире.
Асоциальность
Поставив под вопрос бытие человека в мире, неклассическая философская антропология отказывается принимать тезис об изначальной социальной природе человека, о его неустранимом стремлении к со-бытию с Другим (Делез, Гиренок). Другой – это тот, кто заставляет нас смотреть на себя с отвратительной точки зрения (Достоевский). То есть Другой – это объективация наших переживаний, а не внешняя причина. Неклассическая философская антропология отказывает Другому в праве быть той инстанцией, которая, как думал Бахтин, завершает нас, дает нам целостность. Поэтому человек понимается в рамках неклассической философской антропологии не как существо природы и не как часть социума, а как нечто третье. Например, как грезящая самость (Гиренок).
Поскольку человек грезит, постольку он не часть природы. Поскольку он сам в своих пассивных синтезах, постольку его не связывает язык, а следовательно, и социум. В той мере, в какой человек говорит, он социален, то есть послушен и поддается вербальной суггестии. В той мере, в какой он молчит, он асоциален, то есть непослушен и не поддается языковой суггестии. Поэтому неклассическая философская антропология усматривает в шизофренике и аутисте опасных для общества людей.
Ссылки
- Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ламетри Ж.О. Сочинения М.: Мысль, 1976. ↑ 1
- См. Платон, Законы (I 644 d – 645 c; VII 803 c – 804 b; II 665 c). ↑ 1
- См. Вышеславцев Б. Вечное в русской философии/Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 5794
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 27.09.2010
- Версий: 10 , текущая: 8
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Гиренок Федор Иванович
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Бахтин Михаил Михайлович; Бородай Юрий Мефодьевич; Выготский Лев Семенович; Гегель Георг; Гелен Арнольд; Декарт Рене; Делез (Делёз) Жиль; Деррида Жак; Достоевский Федор Михайлович; Ильенков Эвальд Васильевич; Кант Иммануил; Кассирер Эрнст; Ламетри Жюльен Офре де; Маркс Карл; Платон; Плеснер Хельмут; Поршнев Борис Федорович; Фихте Иоганн Готлиб; Флоренский Павел Александрович; Франк Семен Людвигович; Фуко Мишель; Хайдеггер Мартин; Шелер Макс;
Произведения:Законы; Критика практического разума; Человек-машина;
Категории:Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:
Зоология; История философии; История цивилизаций древней Америки; Криминалистика; Лингвистика; Методология социологии; Социология культуры и духовной жизни; Специальные исторические дисциплины; Философия; Философия религии; Философия языка;
Детализирующие понятия:Антропологический подход (к исследованию культуры); Визуальные этнографические материалы; Иконография; Карта; Когнитивная наука; Молчание; Натурализм; Нигилизм; Новая историческая наука; Онтогенез человека; Программа эмпирического исследования; Религиозная антропология; Русская философия; Самость; Структурализм; Философия; Христианство; Юридическое образование.