Зарегистрироваться

Молчание

Категории Антропология | Под редакцией сообщества: Философия

Молчание (немая речь, дословное письмо) – понятие философской антропологии. Под молчанием понимается способность человека ускользать от объективации своей самости, от овнешнения внутреннего.

В строгом смысле слова молчание – это не некоторое внутреннее, которое ищет себе места во внешнем, и не внешнее, которое отсылает к внутреннему. Молчание понимается в философской антропологии как базисная форма поведения человека.

Первое молчащее существо

В современной философской антропологии человек рассматривается не столько как существо, обладающее речью, сколько как существо, способное к молчанию. Например, Бибихин обозначает человека как «первое молчащее существо»[1].

В философии Хайдеггера отношение к феномену молчания двоякое. С одной стороны, в докладе под названием «Язык» он приходит к выводу, что молчать может только тот, кому есть, что сказать. С другой стороны, в работе «Бытие и время» Хайдеггер высказывается иначе, полагая, что «язык основывается внутри молчания»[2].

Витгенштейн выразил свое отношение к феномену молчания в «Логико-философском трактате»: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать»[3].

Мерло-Понти определяет молчание в качестве контекста, который определяет смысл происходящих событий.

Иногда молчание понимается как пауза в речи, как способ существования того, для чего пока еще нет слова, как некое невыразимое. С. Хоружий обращает внимание на то, что молчание способствует вхождению человека в общение с инобытием.

Молчание и свобода

В рамках современной философской антропологии предполагается, что молчать – значит занимать дистанцию по отношению к  миру. Мир ловит нас, он хочет вернуть человека в свое лоно, подчинив его своим порядкам. Он спрашивает: «Где мы?». А мы молчим, не отзываемся на зов, потому что если мы отзовемся, не отделаемся от него молчанием, прореагируем на него, то он поймает нас и свяжет нам руки. Поэтому человек выбирает, по словам Плеснера, «эксцентрическую позицию», благодаря которой он перестает быть элементом природы и у него возникает дистанцию по отношению к миру. Человек – это теперь не тело, это то, что может иметь тело, равно как и то, что может иметь слово, но человек – это и не слово.

Молчание – это поведение человека, в котором впервые манифестирует себя свобода. Молчать – значит претендовать на свободу (Гиренок). Благодаря свободе человек впервые ведет себя в никому не известном направлении. Когда человек молчит, он дистанцируется по отношению к миру и открывает себя своей самости. Когда человек говорит, он дистанцируется по отношению к самому себе.

Рекомендован к просмотру х\ф «Молчание», режиссер Ингмар Бергман, 1963 г.

Рекомендуемая литература

Абрамова Н.Т. Несловесное мышление. М., 2002.

Бибихин В. Философия языка. Спб., 2007.

Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Спб., 1997.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.

Гиренок Ф. Аутграфия языка и сознания. М., 2010.

Мерло-Понти М. Знаки. М., 2001.

Хайдеггер М. Бытие и время. Спб., 2006.

Ссылки

  1. Бибихин В. Философия языка. Спб., 2007. С. 32.  ↑ 1
  2. Хайдеггер М. Бытие и время. Спб., 2006. С. 233.  ↑ 1
  3. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994. С. 73.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.