Хайдеггер Мартин
Хайдеггер Мартин
философ - экзистенциалист
- Годы жизни:
- 1889 — 1976
- Место рождения:
- Месскирх, Баден, Германия
- Место смерти:
- Месскирх, Баден, Германия
- Разделы каталога:
- Философские науки
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.
Выходные данные:
- Просмотров: 3573
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 27.09.2010
- Версий: 2 , текущая: 2
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Гиренок Федор Иванович
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Аксиология; Антропология; История философии; Онтология; Теория и история изобразительного искусства; Философия; Философия языка;
Детализирующие понятия:Деконстуктивизм; Единство мира; Интерпретация; Миф; Молчание; Нигилизм; Основополагающие вопросы философии; Самость; Трансцендентализм.
Авторские произведения: Хайдеггер Мартин
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Что такое метафизика? |
1930 | — | ||
Философ прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную «технологическую» интерпретацию природы.
|
|||||
2. |
Феноменология и теология |
1927 | — | ||
Автор понимает теологию как позитивную науку и настаивает на том, что онтология разрабатывается им гораздо глубже, нежели любые интерпретации, включающие и теологическое толкование бытия человека.
|
|||||
3. |
Учение Платона об истине |
1943 | — | ||
Работа посвящена проблемам классической и современной философии.
|
|||||
4. |
Слова Ницше 'Бог мертв' |
1947 | — | ||
В статье философ выдвигает идею, что слова Ницше "Бог мертв" - завершение западной метафизики.
|
|||||
5. |
Петь - для чего? |
1946 | — | ||
Эссе посвящено сравнению произведений Райнера Марии Рильке и Иоганна Гельдерлина.
|
|||||
6. |
Как в праздник |
1941 | — | ||
Статья о гимне немецкого поэта Иоганна Гёльдерлина “Словно как в праздник...”.
|
|||||
7. |
Исток художественного творения |
1935 | — | ||
Эта статья ознаменовала собой "поворот" в пути его мышления философа, когда для него "стала ясной недостаточность способа вопрошания о бытии и времени, открылась необходимость вопроса о понятии "мира" и "времени-пространства""
|
|||||
8. |
Знаки |
1969 | — | ||
Размышления философа на разные темы.
|
|||||
9. |
Записки из мастерской |
1959 | — | ||
"Многие в наши дни, кажется, из всех сил стараются подыскать для властвующей в современном мире техники и тождественной с нею науки такое представление об истории, чтобы мировое состояние, определяемое той самой техникой, вошло в него и тем самым было уловлено некоторой вразумительностью." (М. Хайдеггер)
|
|||||
10. |
Жительствование человека |
1970 | — | ||
Одна из поздних работ философа. Автор противопоставляет науке и рациональному познанию поиски "поэтического в непоэтичном" и возвращается к анализу поэзии Иоганна Гельдерлина.
|
|||||
11. |
Гельдерлин и сущность поэзии |
1937 | — | ||
Доклад посвящен языку и поэзии в творчестве выдающегося немецкого поэта Иоганна Гельдерлина.
|
|||||
12. |
Время картины мира |
1938 | — | ||
Этот доклад (под первоначальным заголовком “Обоснование новоевропейской картины мира метафизикой”), был прочитан философом 9 июня 1938 г. в серии лекций на тему новоевропейской картины мира, организованных Обществом искусствоведения, естествознания и медицины во Фрейбурге.
|
|||||
13. |
Возвращение на Родину/к сородичам |
1944 | — | ||
Философ анализирует стихотворение "Возвращение на Родину" выдающегося немецкого поэта Иоганна Гельдерлина, которого Хайдеггер называет "поэтом поэтов".
|
|||||
14. |
Поворот |
1949 | — | ||
Доклад, прочитанный философом в бременском клубе в декабре 1949.
|
|||||
15. |
Тождество и различие |
1957 | — | ||
Автор полемизирует с Гегелем и размышляет о началах гегелевской логики.
|
|||||
16. |
О сущности основания |
1929 | — | ||
Работа идейно связана с написанной в то же время статьей «Что такое метафизика?». Философ задается вопросом: «Какое основание имеет положение об основании?»
|
|||||
17. |
О существе и понятии |
1939 | — | ||
В этой историко-философской работе мыслитель обращается к Аристотелю и его понятию природы (physis).
|
|||||
18. |
Наука и осмысление |
1953 | — | ||
Доклад, прочитанный в первоначальной редакции 15 мая 1953 перед комитетом работников научной книготорговли и, в окончательной редакции, — перед узким кругом слушателей 4 августа того же года в Мюнхене в порядке подготовки к чтениям “Искусства в техническую эпоху”.
|
|||||
19. |
Кант и проблема метафизики |
1929 | — | ||
Эта работа - одна из серии работ Хайдеггера по переосмыслению философских идей Иммануила Канта.
|
|||||
20. |
Искусство и пространство |
1969 | — | ||
Человек является человеком лишь на основе его способа существования.
Эта работа - одна из поздних статей философа.
|
|||||
21. |
Кто такой Заратустра у Ницше? |
1953 | — | ||
Доклад, прочитанный философом 8 мая 1953 в Бремене.
|
|||||
22. |
Вопрос о технике |
1953 | — | ||
Выступление философа 18ноября 1953 в Главной аудитории Мюнхенского высшего технического училища в программе чтений «Искусства в техническую эпоху». Хайдеггер видит в технике, через сближение с искусством, путь к историческому величию человека.
|
|||||
23. |
Что такое философия? |
1956 | — | ||
В статье философ излагает свои рассуждения и задается вопросом: Что такое философия?
|
|||||
24. |
Тезис Канта о бытии |
1962 | — | ||
Мыслитель переосмысливает философские идеи Иммануила Канта. В этой работе Хайдеггер через подробный интерпретационный анализ кантовской проблемы модальности бытия.
|
|||||
25. |
Пролегомены к истории понятия времени |
1925 | — | ||
Произведение представляет собой текст лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в Марбургском университете.
|
|||||
26. |
Положение об основании |
1956 | — | ||
Цикл лекций, прочитанный Хайдеггером в 1955-56 годах, посвящен разбору положения "Ничего нет без основания". Философ доказывает, что это положение является главным основоположением всякого мышления и предопределяет всю историю западноевропейской философии.
|
|||||
27. |
Преодоление метафизики |
1946 | — | ||
Работа основана на записях 1936-46 гг, когда европейский позитивизм отвергал метафизику. Отношение же автора работы к метафизике противоречиво. С одной стороны, он понял всю серьезность критики традиционной метафизики и сам также предложил путь критического ее "преодоления".
|
|||||
28. |
Письмо о гуманизме |
1947 | — | ||
В работе философ чётко определяет отличия своего учения от экзистенциализма и новоевропейского гуманизма.
|
|||||
29. |
Основные проблемы феноменологии |
1927 | — | ||
"Основные проблемы ..."- сборник лекций, прочитанных философом в Марбурге. Они представляют собой, как говорит в примечании сам автор, новую разработку третьего раздела первой части "Бытия и времени". Задача этих лекций - поставить и проработать основные проблемы феноменологии, и приблизиться к их решению.
|
|||||
30. |
О сущности истины |
1930 | — | ||
В работе автор рассуждает о о происхождении и путях истинностного истолкования бытия.
|
|||||
31. |
Изречение Анаксимандра |
1946 | — | ||
Работа посвящена разбору одного изречение древнегреческого философа Анаксимандра, где речь идет о растворении бытия в столкновении вещей.
|
|||||
32. |
Вещь |
1949 | — | ||
Автор полемизирует с Иммануилом Кантом об определении понятия "вещь". Доклад подготовлен автором в рамках серии докладов “Взгляд в то, что есть”.
|
|||||
33. |
Время и бытие |
1962 | — | ||
Доклад, прочитанный 31 января 1962 года в актовом зале Фрейбургского университета.
|
|||||
34. |
Бытие и время |
1927 | — | ||
"Бытие и время" - наиболее важная работа Мартина Хайдеггера. Произведение состоит из записей лекций философа. Работа "Бытие и время" оказала огромное влияние на философию XX века, особенно на экзистенциализм, герменевтику и деконструкцию.
Перевод произведения на русский язык В.В. Бибихина.
|
|||||
35. |
Гегель и греки |
1958 | — | ||
Доклад на пленарном заседании Гейдельбергской академии наук.
|
|||||
36. |
Язык |
1949 | — | ||
"Человек говорит. Мы говорим наяву и в мечтах. Мы говорим постоянно, даже тогда, когда не произносим никаких слов ..." (М. Хайдеггер, "Язык")
|
|||||
37. |
Отрешенность |
1955 | — | ||
Речь, произнесенная автором на юбилейных торжествах в честь Конрадина Кройцера в своем родном городе Мескирхе.
|
|||||
38. |
Проселок |
1949 | — | ||
Эта, во многом автобиографическая работа, дает представление о поэтическом периоде творчества философа,и вмещает в себя квинтэссенцию его философских исканий.
|
|||||
39. |
О тайне башни со звоном |
1954 | — | ||
Очерк посвящен впечатлениям автора от звона церковных колоколов.
|
|||||
40. |
Что значит мыслить? |
1952 | — | ||
Доклад, основанный на одноименном цикле лекций, прочитанных в 1951-1952 гг. во Фрайбургском университете.
Перевод на русский язык А. С. Солодовникова
|
|||||
41. |
Ницше, том 2 |
1961 | — | ||
Сборник лекций Мартина Хайдеггера о Фридрихе Ницше и его философии, прочитанных в 1940 - 1951 годах.
Перевод на русский язык А.П. Шурбелева
|
|||||
42. |
Ницше, том 1 |
1961 | — | ||
Сборник лекций Мартина Хайдеггера о Фридрихе Ницше и его философии, прочитанных в 1936 - 1940 годах.
Перевод на русский язык А.П. Шурбелева
|
|||||
43. |
Мой путь в феноменологию |
1969 | — | ||
Воспоминания Хайдеггера о его первых попытках приобщения к феноменологическому образу мышления.
Перевод работы на русский язык В.В. Анашвили.
|