История цивилизаций древней Америки
История цивилизаций древней, или доколумбовой, Америки ‑ это область исторической науки, занимающаяся изучением двух высокоразвитых регионов — Мезоамерики и Андской цивилизации, располагавшихся в северной и южной частях американского континента соответственно. Хронологические рамки эпохи древних цивилизации в Америке в силу их изолированного развития от цивилизации Старого Света несколько отличаются от общепринятой хронологии истории древнего мира. История древнеамериканских цивилизаций началась с формирования ранних земледельческих культур в III тыс. до н. э. и завершилась с началом европейской колонизации Америки в начале XVI в.
История древней Америки с конца XX в. стала одной из важных составных частей истории древнего мира, так как по уровню социально-политического, экономического и культурного развития древнеамериканские цивилизации соответствуют ранним цивилизациям Старого Света, в первую очередь древнего Востока. Древнеамериканские цивилизации представляют нам удивительный пример высоких достижений в области технических и хозяйственных навыков, искусства, общественного развития, сделанных без применения привычных нам средств: металлических орудий, крупных тягловых животных, колеса и многих других. В отличие от большинства древних цивилизаций Старого Света первые сведения о них оставили Особое значение доколумбовых цивилизаций в исторических исследованиях обусловлено тем, что европейцы, попавшие на американский континент, оставили о них самую обширную информацию, в отличие большинства других цивилизаций древнего мира. Изучение цивилизаций доколумбовой Америки в настоящее время связано с такими отраслями знаний, как археология, политическая история и антропология, лингвистика и эпиграфика, культурология, этнология.
↑Проблема происхождения цивилизаций Древней Америки
Знакомство европейцев с культурами древней Америки началось в 1492 г., когда мореплаватель Христофор Колумб после многомесячного плавания через Атлантический океан открыл группу Антильских островов в Карибском море и тем самым положили начало эпохе освоения нового неизведанного континента. Достаточно скоро стало ясно, что европейцы в Новом Свете столкнулись с древней и самобытной культурой индейцев (как их прозвали колонизаторы), И один из первых вопросов, который дискутировался среди мыслителей того времени – откуда в Америке появился человек, и как он смог создать там высокоразвитую цивилизацию?
Научная мысль в XIX в. разделилась на два лагеря: диффузионистов и изоляционистов. Первые объясняли происхождение древних американских цивилизаций: майя, астеков, инков, влиянием древнейших цивилизаций Старого Света, обладавшими навыками мореходства: египтянами, финикийцами греками, римлянами, кельтами, китайцами, полинезийцами. Появлялись и совершенно фантастические теории, которые называли индейцев потомками легендарных атлантов, населявших исчезнувший континент Атлантиду. Однако достоверно установлено лишь то, что скандинавские мореходы, основавшие в начале X в. несколько поселений в Гренландии, совершили на рубеже X–XI вв. серию плаваний в страну, которую они называли Винланд (« Земля винограда»), которая ныне отождествляется с северо-восточным побережьем Северной Америки. Носущественного влияния на культурное развитие американских индейцев эти эпизодические контакты не оказали. Изоляционисты же, напротив, отрицали любую возможность подобных контактов и указывали на автохтонное происхождение доколумбовых цивилизаций.
Позже в середине XX в масла в огонь споров подлил известный норвежский путешественник–энтузиаст Тур Хейердал, который в 1970 г. c группой единомышленников совершил успешное плавание на реконструированной древнеегипетской папирусной лодке «Ра» от берегов Африки к островам Карибского моря, показав, тем самым возможность подобных плаваний в древнее время, что, впрочем не является строгим доказательством теории.
Современные исследования, в частности находки древнейших палеолитических стоянок в Северной Америке, установили, что наиболее вероятным местом проникновения человека на американский континент стала так называемая Берингия – участок суши между Чукотским полуостровом и Аляской, появившийся вследствие понижения уровня мирового океана во время одного или нескольких ледниковых периодов. Таким образом, группы палеолитических охотников были способны перейти с азиатского континента на американский, и впоследствии, на протяжении нескольких тысячелетий их потомки заселили весь американский континент. Исследования неоднозначны в оценке времени появления человека в Америке, датировки варьируются от оптимистических 50000 лет до н. э. до более поздней даты – около 20000 лет до н. э. но большинство ранних археологических находок в на северо-западе Северной Америки датируется временем не ранее 18000 лет до н. э.
Несмотря на большое многообразие природно-климатических зон на американском континенте, лишь в отдельных областях существовали условия для появления высокоразвитых культур. Но только в двух регионах до появления европейцев сложились комплексы культур, которые по своим признакам и характерным чертам в полной мере подходят под определение высокоразвитых цивилизаций – Мезоамерика и Андская цивилизация.
↑Мезоамерика
Мезоамерика – культурно-географическая область на юго-западе Северной Америки, ограниченная с северо-востока Карибским бассейном, с юго-запада Тихим океаном. И включает в себя значительную часть Мексики, Гватемалу, Белиз (бывш. Британский Гондурас), западные районы Гондураса и Сальвадора. Северная граница Мезоамерики пролегает приблизительно по широте северного субтропика, южная – вдоль границы между Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором. Мезоамерика охватывает несколько различных природно-географических областей. Северные и центральные районы соответствуют южными отрогами Кордильер – нагорью Сьерра-Мадре, расположенным на высоте в среднем 2000 м над уровнем моря (высшая точка, гора Орисаба – 5747 м), которое постепенно понижается на юго-востоке к перешейку Теуантепек. Горные районы обладают умеренным, но местами засушливым климатом. Восточная часть Мезоамерики включает низинные территории полуострова Юкатан и Центральных низменностей майя – область с тропическим климатом, плотно покрытую дождевыми лесами – сельвой. Климатический год делится на два периода: сухой сезон (с начала ноября по середину мая) и сезон дождей (с мая по конец октября).
Термин «Мезоамерика» был впервые введен в научный оборот в 1943 г. мексиканским исследователем немецкого происхождения Паулем Кирхоффом, давшим это определение для обозначенного нами региона, все части которого, были связанны общими историко-культурными традициями. Хотя первоначально под Мезоамерикой понималась совокупность отдельных цивилизаций, позднее было определено, что это единый взаимосвязанный организм. Таким образом, в настоящее время Мезоамерика понимается как единая цивилизация, существовавшая в период приблизительно с 2500 л. до н. э. до 1521 г. Ее изучением занимается отдельное направление в истории древнего мира – мезоамериканистика
Начальной точкой отсчета истории Мезоамерики принято определять время появления первых оседлых поселений и формирования ареалов ранних земледельческих культур. Символическим концом Мезоамериканской цивилизации считается завоевание государства астеков испанским конкистадором Эрнандо Кортесом в 1519–1521 гг., хотя окончательно культурные традиции Мезоамерики растворились в новой латиноамериканской культуре спустя почти двести лет.
История Мезоамерики разделяется на несколько основных этапов, выделенных на основании датировок археологического материала.
период: |
фаза: |
время: |
Архаический период |
|
7000–2500 гг. до н. э. |
Доклассический период |
ранняя |
2500–1200 гг. до н.э. |
средняя |
1200–400 гг. до н. э. |
|
поздняя |
400 г. до н. э. – 200 г. н. э. |
|
Протоклассический подпериод |
0–200 гг. н. э. |
|
Классический период |
ранняя |
200–400 гг. |
средняя |
400–600 гг. |
|
поздняя |
600–750 гг. |
|
терминальная |
750–950 гг. |
|
Постклассический период |
ранняя |
950–1250 гг. |
поздняя |
1250–1521 гг. |
Архаический период стал временем зарождения Мезоамериканской цивилизации, когда многочисленные кочевые группы людей стали заниматься примитивным земледелием и освоением ископаемых ресурсов. Следующий за ним доклассический период ознаменовался расцветом двух наиболее важных культур для становления Мезоамериканской цивилизации. В 1100–400 гг. до н. э. на южном побережье Мексиканского залива возникла т.н. культура ольмеков, известных как создатели гигантских каменных голов, алтарей и скульптур, строители первых в Америке пирамид. Однако им ошибочно приписывается создание государства, городов, письменности и календаря, которые впоследствии стали непременным атрибутом высокоразвитых культур Мезоамерики.
Одновременно с ольмеками в период между VIII в. до н.э. и IX в. н.э. развивалась культура сапотеков. В V в. до н. э. сапотеки впервые в Мезоамерике создали социально-политическую организацию уровня раннего государства с центром в городе Монте-Альбан - религиозном и политическом центре нового политического образования. Сапотеки впервые в Мезоамерике создали иероглифическое письмо, пока не дешифрованное, а также разработали календарную систему, впоследствии заимствованную многими культурами и использовавшуюся вплоть до испанского завоевания.
Классический период – время наивысшего расцвета Мезоамериканской цивилизации, связан со взлетом культуры майя и Теотиуаканского государства. Древние майя еще в I тысячелетии до н. э. заселили низменности в восточной части Мезоамерики. А с III в. н. э. начинает формироваться система государств майя. Таинственные руины майя были впервые обнаруженны в XIX в. непроходимой сельве юго-восточной Мексики и Гватемалы, и к известно несколько сотен археологических городищ. К числу важнейших достижений майя следует отнести создание самой развитой в Мезоамерике системы письма, которое в 1952 г. было дешифровано выдающимся советским ученым Юрием Валентиновичем Кнорозовым (1922–1999). Майя усовершенствовали мезоамериканскую календарную систему и весьма точно вычислили солнечный год. Однако IX в. произошел резкий и малообъяснимый упадок культуры майя, а центр политической и культурной жизни майя сместился на север, на полуостров Юкатан, где последние очаги майя были покорены испанцами в XVI в.
Одновременно в I–VIII вв. н. э. в Центральной Мексике развивается самое могущественное государство за всю историю Мезоамерики – Теотиуакан. Руины этого города давно были известны благодаря грандиозным постройкам, в первую очередь гигантской Пирамиде Солнца. Теотиуакан вырос, как столица огромной державы, созданной путем масштабных завоеваний и простиравшейся на большую часть Мезоамерики. В период своего расцвета в VI в. Теотиуакан являлся одним из крупнейших городов мира того времени с населением более 150000 человек. Но к VIII в. Теотиуакан постепенно пришел в упадок, огромное государство развалилось, и его место заняли небольшие политические образования, средии которых в X-XI вв. доминировало сильное военное государство тольтеков. Фактически, тольтеки заложили основу культурного развития Центральной Мексики в постклассический период. Примечательно, что правители многих государств этого региона в XIII–XV вв. возводили свою родословную к тольтекским владыкам.
Завершающий этап истории Мезоамерики был ознаменован расцветом могущественного государства астеков. До XIII в. астеки были одним из кочевых племен, пришедшим в долину Мехико из северных пустынных областей. Сами астеки своей прародиной считали легендарный Астлан – «Землю семи пещер». В XIV в. на небольшом острове посреди озера Тескоко астеки основали новую столицу Теночтитлан, грандиозные храмы которой впоследствии поразили испанских завоевателей. В течение последующих ста лет астеки подчинили все соседние государства и племена, расширив свои границы до побережья Мексиканского залива. К сожалению, внезапное вторжение испанцев под предводительством Эрнандо Кортеса в 1521 г. положило конец государству астеков, а вместе с ним и всей Мезоамериканской цивилизации.
↑Андская цивилизация
Другим не менее значимым цивилизационным очагом Древней Америки стал горный массив Анд, где во II тыс. до н. э. зародилась особая, отчасти сходная с Мезоамерикой, цивилизация. Первоначально она ассоциировалась с Империей инков. Однако это была лишь вершина айсберга, последний этап развития более древней цивилизации, история которой насчитывает свыше трех с половиной тысяч лет.
Ядро Андской цивилизации располагалось в западной части Южной Америки на территории современного Перу, и ее ареал охватывал весьма обширную территории вдоль массива Анд от Эквадора на севере до центрального Чили на юге, а также Боливийское нагорье и верховья Амазонки на востоке. Таким образом, зона Андской цивилизации была вытянута на 4000 километров с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья. Основную часть территории занимает горный массив Анд, с вершинами высотой более 6000 м. н.у.м. Центрам развития цивилизации стали с одной стороны пригодные для земледелия горные долины на высоте от 2000 до 4500 м., в том числе бассейн высокогорного озера Титикака на границе современных Перу и Боливии и пуна – полоса тундро-степи на юге Перу и севере Чили. С другой – прибрежная тихоокеанская полоса в западной части региона, тянущаяся с севера на юг, шириной до 50 км, образованная многочисленными наносными речными долинами и пригодными для интенсивного земледелия. Изучение истории Андской цивилизации находится в сфере еще одного направления науки о древностях – андологии.
Ключевыми факторами в развитии Андской цивилизации стало повсеместное использование металлов, доместикация крупных животных и создание особой террасной системы земледелия, что отличает ее от других культур Америки. Металлургия возникла здесь в конце II тыс. до н. э., и все последующие культуры Анд в той или иной степени использовали изделия из золота, серебра и меди, из которых изготавливали ритуальные предметы и украшения, оружие и орудия труда
Горные районы Анд были одним их немногих мест в Америке, где с доисторических времен сохранились крупные животные из семейства верблюдовых (камелидов) – ламы, альпаки, гуанако, викуньи. Приблизительно с IV тыc. до н. э. в Андах начинается процесс их одомашнивания с целью получения шерсти, молока, а также в качестве вьючных животных, способных передвигаться по горным тропам.
В связи с нехваткой свободных сельскохозяйственных угодий в долинах жители Анд научились использовать для этих целей малопригодные горные склоны, на которых они стали строить террасы. орошаемыми из горных резервуаров. Испанцы, впервые попавшие в Перу в начале XVI в. были настолько поражены видов бесконечных террас, уходящих гигантскими лестницами высоко в горы, что нарекли горы Андами (от исп. anden – парапет, терраса).
Первая фиксация археологических артефактов, относящихся к цивилизации Анд началась еще в конце XVIII в., а первое исследование перуанских древностей было опубликовано в труде немецкого натуралиста Александра фон Гумбольта в 1814 г. Прорыв в археологических исследованиях и систематизации материала перуанских культур произошел благодаря трудам немецкого специалиста 2-й пол. XIX в Макса Уле. Фактически на его выводах базируются все современные археологические и исторические исследования Андской цивилизации.
Основой для периодизации истории Анд стали преимущественно археологические находки (керамическая типология).
период: |
время: |
Докерамический период |
4000–2000 гг. до н. э. |
Начальный период |
2000–800 гг. до н. э. |
Ранняя фаза |
800–200 гг. до н. э. |
Ранний переходный период |
200 г. до н. э. – 500/600 г. н. э. |
Средняя фаза |
500/600–1000 |
Поздний переходный период |
1000–1470 |
Поздняя фаза |
1470–1532 |
В докерамический период наиболее удобные области Анд активно осваивались кочевыми и полуоседлыми группами людей, занимавшихся охотой, собирательством, морским промыслом, примитивным земледелием, изготовлением различных орудий труда. В последующие – Начальный период и Раннюю фазу – в Андах появляется ряд высокоразвитых культур, занимавшихся монументальным строительством, созданием мегалитических скульптур, изготовлением сложнофигурной и полихромной керамики. К таковым можно отнести культуру Чавин на севере Перу (X-III вв. до н. э.), известна по грандиозному храмовому комплексу Чавин-де-Уантар, построенному по П-образной схеме, традиционной для того времени. Возможно носители культуры Чавин создали первое государство государство в Андах.
В I–V вв. н. э. на засушливом южном побережье Перу возникает очень своеобразная культура Наска, известная своими необычными памятниками – геоглифами, гигантским рисункам, выполненным на земной поверхности. Очевидно, что для индейцев Наска дорожки земле служили святилищами, по которым проходили ритуальные процессии.
В тоже самое время в начале I тыс. н. э. на северном побережье Перу, появляется культура мочика. Мочика стали известны прежде все, своей потрясающей керамике – сосудам сложной формы, изображающим портреты и фигуры правителей, животных, птиц, различные плоды и здания. Многие сосуды были покрыты росписями, из которым мы много знаем от религии, мифах и истории мочика. При помощи простых ткацких станков мастера мочика изготавливали ткани из хлопка и шерсти лам и альпак. В городище Сипан на северной оконечности побережья Перу археологи открыли несколько богатых погребений, принадлежавших правителям мочика. В гробницах найдено множество великолепных изделий из золота, серебра и меди – украшения и регалии власти, ритуальные предметы, сравнимых по богатству с гробницами египетских фараонов. В VIII в. культура мочика прекратила свое существование.
В VI–VII вв. в Андах появляются крупные государственные образования Уари – в центральном и северном Перу и Тиуанаку – на юге в области озере Титикака. Это сложные политические образования, которые по своей структуре напоминали Теотиуаканское государство в Мезоамерике – вокруг политико-экономического центра постепенно формировалась периферия, путем создания военно-торговых опорных пунктов. Правители Уари начали строительство сети дорог, проводили политику переселения покоренных племен для освоения новых земель, создали особую систему фиксации информации – «узелковое письмо». Ранние державы не отличались внутренней прочностью, достигнув к IX в. пика своего расцвета, к XI в. государства-соперники постепенно приходят в упадок.
В XI в. на обломках культуры мочика на северном побережье Перу возникает государство Чимор. Благодаря активной экспансионистской политике правителей к началу XV в. Чимор превратился в огромную империю, простиравшуюся с севера на юг вдоль побережья Перу более чем на тысячу километров. Ее столица находилась в городе Чан-Чан, которая в середине XV в. подверглась нападению войск нового могущественного соперника – государства инков.
Первоначально инки, происходившие из народности кечуа, являлись группой скотоводческих племен. Затем одно из племени кечуа обосновалось в долине Куско, а его вожди приняли титул – инка. Постепенно правители инков начали проводить масштабные завоевания на югу и на севере и таким образом к началу XVI в. создали огромную империю, которая охватывала огромную территорию, протяженностью в 4000 км с севера на юг вдоль Анд, от современных Эквадора до Центрального Чили. Вся империя была связана сетью дорог для передвижения гонцов, войск и торговых караванов, общая протяженность которых составила около 30000 км. Инки использовали «узелковое письмо» – кипу для ведения хозяйственной документации, достигли высот в изготовлении художественных украшений из золота, серебра и бронзы, строительстве монументальных сооружений Однако испанское завоевание под предводительством конкистадора Франциско Писарро в 1531–1533 гг. положило конец истории этого самого крупного государственного образования в истории Андской цивилизации и всего Нового света.
↑Рекомендуемая литература
- Березкин Ю. Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991
- Гуляев В. И. Доколумбовы плавания в Америку. М., 1992.
- Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.
- Гуляев В. И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979.
- Гуляев В.И. Под личиной ацтекского бога. (испанское завоевание Мексики). М., 2006.
- Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.
- Кнорозов Ю. В. Система письма древних майя. М., 1955.
- Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.
Выходные данные:
- Просмотров: 5497
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 18.03.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Белоусов Лев Сергеевич
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Кинжалов Ростислав Васильевич;
Категории:Антропология; Археология; Древний Восток; Культурология; Лингвистика; Этнология.
Ссылки сюда
Категории: