Зарегистрироваться

История цивилизаций древней Америки

Категории История цивилизаций древней Америки | Под редакцией сообщества: История

История цивилизаций древней, или доколумбовой, Америки ‑ это область исторической науки, занимающаяся изучением двух высокоразвитых регионов — Мезоамерики и Андской цивилизации, располагавшихся в северной и южной частях американского континента соответственно. Хронологические рамки эпохи древних цивилизации в Америке в силу их изолированного развития от цивилизации Старого Света несколько отличаются от общепринятой хронологии истории древнего мира. История древнеамериканских цивилизаций началась с формирования ранних земледельческих культур в III тыс. до н. э. и завершилась с началом европейской колонизации Америки в начале XVI в.

История древней Америки с конца XX в. стала одной из важных составных частей истории древнего мира, так как по уровню социально-политического, экономического и культурного развития древнеамериканские цивилизации соответствуют ранним цивилизациям Старого Света, в первую очередь древнего Востока. Древнеамериканские цивилизации представляют нам удивительный пример высоких достижений в области технических и хозяйственных навыков, искусства, общественного развития, сделанных без применения привычных нам средств: металлических орудий, крупных тягловых животных, колеса и многих других. В отличие от большинства древних цивилизаций Старого Света первые сведения о них оставили Особое значение доколумбовых цивилизаций в исторических исследованиях обусловлено тем, что европейцы, попавшие на американский континент, оставили о них самую обширную информацию, в отличие большинства других цивилизаций древнего мира. Изучение цивилизаций доколумбовой Америки в настоящее время связано с такими отраслями знаний, как археология, политическая история и антропология, лингвистика и эпиграфика, культурология, этнология.

 

Проблема происхождения цивилизаций Древней Америки

Знакомство европейцев с культурами древней Америки началось в 1492 г., когда мореплаватель Христофор Колумб после многомесячного плавания через Атлантический океан открыл группу Антильских островов в Карибском море и тем самым положили начало эпохе освоения нового неизведанного континента. Достаточно скоро стало ясно, что европейцы в Новом Свете столкнулись с древней и самобытной культурой индейцев (как их прозвали колонизаторы), И один из первых вопросов, который дискутировался среди мыслителей того времени – откуда в Америке появился человек, и как он смог создать там высокоразвитую цивилизацию?

Научная мысль в XIX в. разделилась на два лагеря: диффузионистов и изоляционистов. Первые объясняли происхождение древних американских цивилизаций: майя, астеков, инков, влиянием древнейших цивилизаций Старого Света, обладавшими навыками мореходства: египтянами, финикийцами греками, римлянами, кельтами, китайцами, полинезийцами. Появлялись и совершенно фантастические теории, которые называли индейцев потомками легендарных атлантов, населявших исчезнувший континент Атлантиду. Однако достоверно установлено лишь то, что скандинавские мореходы, основавшие в начале X в. несколько поселений в Гренландии, совершили на рубеже X–XI вв. серию плаваний в страну, которую они называли Винланд (« Земля винограда»), которая ныне отождествляется с северо-восточным побережьем Северной Америки. Носущественного влияния на культурное развитие американских индейцев эти эпизодические контакты не оказали. Изоляционисты же, напротив, отрицали любую возможность подобных контактов и указывали на автохтонное происхождение доколумбовых цивилизаций.

Позже в середине XX в масла в огонь споров подлил известный норвежский путешественник–энтузиаст Тур Хейердал, который в 1970 г. c группой единомышленников совершил успешное плавание на реконструированной древнеегипетской папирусной лодке «Ра» от берегов Африки к островам Карибского моря, показав, тем самым возможность подобных плаваний в древнее время, что, впрочем не является строгим доказательством теории.

Современные исследования, в частности находки древнейших палеолитических стоянок в Северной Америке, установили, что наиболее вероятным местом проникновения человека на американский континент стала так называемая Берингия – участок суши между Чукотским полуостровом и Аляской, появившийся вследствие понижения уровня мирового океана во время одного или нескольких ледниковых периодов. Таким образом, группы палеолитических охотников были способны перейти с азиатского континента на американский, и впоследствии, на протяжении нескольких тысячелетий их потомки заселили весь американский континент. Исследования неоднозначны в оценке времени появления человека в Америке, датировки варьируются от оптимистических 50000 лет до н. э. до более поздней даты – около 20000 лет до н. э. но большинство ранних археологических находок в на северо-западе Северной Америки датируется временем не ранее 18000 лет до н. э.

Несмотря на большое многообразие природно-климатических зон на американском континенте, лишь в отдельных областях существовали условия для появления высокоразвитых культур. Но только в двух регионах до появления европейцев сложились комплексы культур, которые по своим признакам и характерным чертам в полной мере подходят под определение высокоразвитых цивилизаций – Мезоамерика и Андская цивилизация.

 

Мезоамерика

Мезоамерика – культурно-географическая область на юго-западе Северной Америки, ограниченная с северо-востока Карибским бассейном, с юго-запада Тихим океаном. И включает в себя значительную часть Мексики, Гватемалу, Белиз (бывш. Британский Гондурас), западные районы Гондураса и Сальвадора. Северная граница Мезоамерики пролегает приблизительно по широте северного субтропика, южная – вдоль границы между Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором. Мезоамерика охватывает несколько различных природно-географических областей. Северные и центральные районы соответствуют южными отрогами Кордильер – нагорью Сьерра-Мадре, расположенным на высоте в среднем 2000 м над уровнем моря (высшая точка, гора Орисаба – 5747 м), которое постепенно понижается на юго-востоке к перешейку Теуантепек. Горные районы обладают умеренным, но местами засушливым климатом. Восточная часть Мезоамерики включает низинные территории полуострова Юкатан и Центральных низменностей майя – область с тропическим климатом, плотно покрытую дождевыми лесами – сельвой. Климатический год делится на два периода: сухой сезон (с начала ноября по середину мая) и сезон дождей (с мая по конец октября).

Термин «Мезоамерика» был впервые введен в научный оборот в 1943 г. мексиканским исследователем немецкого происхождения Паулем Кирхоффом, давшим это определение для обозначенного нами региона, все части которого, были связанны общими историко-культурными традициями. Хотя первоначально под Мезоамерикой понималась совокупность отдельных цивилизаций, позднее было определено, что это единый взаимосвязанный организм. Таким образом, в настоящее время Мезоамерика понимается как единая цивилизация, существовавшая в период приблизительно с 2500 л. до н. э. до 1521 г. Ее изучением занимается отдельное направление в истории древнего мира – мезоамериканистика

Начальной точкой отсчета истории Мезоамерики принято определять время появления первых оседлых поселений и формирования ареалов ранних земледельческих культур. Символическим концом Мезоамериканской цивилизации считается завоевание государства астеков испанским конкистадором Эрнандо Кортесом в 1519–1521 гг., хотя окончательно культурные традиции Мезоамерики растворились в новой латиноамериканской культуре спустя почти двести лет.

История Мезоамерики разделяется на несколько основных этапов, выделенных на основании датировок археологического материала.

период:

фаза:

время:

Архаический период

 

7000–2500 гг. до н. э.

Доклассический период

ранняя

2500–1200 гг. до н.э.

средняя

1200–400 гг. до н. э.

поздняя

 400 г. до н. э. – 200 г. н. э.

Протоклассический подпериод

0–200 гг. н. э.

Классический период

ранняя

200–400 гг.

средняя

400–600 гг.

поздняя

600–750 гг.

терминальная

750–950 гг.

Постклассический период

ранняя

950–1250 гг.

поздняя

1250–1521 гг.

 

Архаический период стал временем зарождения Мезоамериканской цивилизации, когда многочисленные кочевые группы людей стали заниматься примитивным земледелием и освоением ископаемых ресурсов. Следующий за ним доклассический период ознаменовался расцветом двух наиболее важных культур для становления Мезоамериканской цивилизации. В 1100–400 гг. до н. э. на южном побережье Мексиканского залива возникла т.н. культура ольмеков, известных как создатели гигантских каменных голов, алтарей и скульптур, строители первых в Америке пирамид. Однако им ошибочно приписывается создание государства, городов, письменности и календаря, которые впоследствии стали непременным атрибутом высокоразвитых культур Мезоамерики.

Одновременно с ольмеками в период между VIII в. до н.э. и IX в. н.э. развивалась культура сапотеков. В V в. до н. э. сапотеки впервые в Мезоамерике создали социально-политическую организацию уровня раннего государства с центром в городе Монте-Альбан - религиозном и политическом центре нового политического образования. Сапотеки впервые в Мезоамерике создали иероглифическое письмо, пока не дешифрованное, а также разработали календарную систему, впоследствии заимствованную многими культурами и использовавшуюся вплоть до испанского завоевания.

Классический период – время наивысшего расцвета Мезоамериканской цивилизации, связан со взлетом культуры майя и Теотиуаканского государства. Древние майя еще в I тысячелетии до н. э. заселили низменности в восточной части Мезоамерики. А с III в. н. э. начинает формироваться система государств майя. Таинственные руины майя были впервые обнаруженны в XIX в. непроходимой сельве юго-восточной Мексики и Гватемалы, и к известно несколько сотен археологических городищ. К числу важнейших достижений майя следует отнести создание самой развитой в Мезоамерике системы письма, которое в 1952 г. было дешифровано выдающимся советским ученым Юрием Валентиновичем Кнорозовым (1922–1999). Майя усовершенствовали мезоамериканскую календарную систему и весьма точно вычислили солнечный год. Однако IX в. произошел резкий и малообъяснимый упадок культуры майя, а центр политической и культурной жизни майя сместился на север, на полуостров Юкатан, где последние очаги майя были покорены испанцами в XVI в.

Одновременно в I–VIII вв. н. э. в Центральной Мексике развивается самое могущественное государство за всю историю Мезоамерики – Теотиуакан. Руины этого города давно были известны благодаря грандиозным постройкам, в первую очередь гигантской Пирамиде Солнца. Теотиуакан вырос, как столица огромной державы, созданной путем масштабных завоеваний и простиравшейся на большую часть Мезоамерики. В период своего расцвета в VI в. Теотиуакан являлся одним из крупнейших городов мира того времени с населением более 150000 человек. Но к VIII в. Теотиуакан постепенно пришел в упадок, огромное государство развалилось, и его место заняли небольшие политические образования, средии которых в X-XI вв. доминировало сильное военное государство тольтеков. Фактически, тольтеки заложили основу культурного развития Центральной Мексики в постклассический период. Примечательно, что правители многих государств этого региона в XIII–XV вв. возводили свою родословную к тольтекским владыкам.

Завершающий этап истории Мезоамерики был ознаменован расцветом могущественного государства астеков. До XIII в. астеки были одним из кочевых племен, пришедшим в долину Мехико из северных пустынных областей. Сами астеки своей прародиной считали легендарный Астлан – «Землю семи пещер». В XIV в. на небольшом острове посреди озера Тескоко астеки основали новую столицу Теночтитлан, грандиозные храмы которой впоследствии поразили испанских завоевателей. В течение последующих ста лет астеки подчинили все соседние государства и племена, расширив свои границы до побережья Мексиканского залива. К сожалению, внезапное вторжение испанцев под предводительством Эрнандо Кортеса в 1521 г. положило конец государству астеков, а вместе с ним и всей Мезоамериканской цивилизации.

 

Андская цивилизация

Другим не менее значимым цивилизационным очагом Древней Америки стал горный массив Анд, где во II тыс. до н. э. зародилась особая, отчасти сходная с Мезоамерикой, цивилизация. Первоначально она ассоциировалась с Империей инков. Однако это была лишь вершина айсберга, последний этап развития более древней цивилизации, история которой насчитывает свыше трех с половиной тысяч лет.

Ядро Андской цивилизации располагалось в западной части Южной Америки на территории современного Перу, и ее ареал охватывал весьма обширную территории вдоль массива Анд от Эквадора на севере до центрального Чили на юге, а также Боливийское нагорье и верховья Амазонки на востоке. Таким образом, зона Андской цивилизации была вытянута на 4000 километров с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья. Основную часть территории занимает горный массив Анд, с вершинами высотой более 6000 м. н.у.м. Центрам развития цивилизации стали с одной стороны пригодные для земледелия горные долины на высоте от 2000 до 4500 м., в том числе бассейн высокогорного озера Титикака на границе современных Перу и Боливии и пуна – полоса тундро-степи на юге Перу и севере Чили. С другой – прибрежная тихоокеанская полоса в западной части региона, тянущаяся с севера на юг, шириной до 50 км, образованная многочисленными наносными речными долинами и пригодными для интенсивного земледелия. Изучение истории Андской цивилизации находится в сфере еще одного направления науки о древностях – андологии.

Ключевыми факторами в развитии Андской цивилизации стало повсеместное использование металлов, доместикация крупных животных и создание особой террасной системы земледелия, что отличает ее от других культур Америки. Металлургия возникла здесь в конце II тыс. до н. э., и все последующие культуры Анд в той или иной степени использовали изделия из золота, серебра и меди, из которых изготавливали ритуальные предметы и украшения, оружие и орудия труда

Горные районы Анд были одним их немногих мест в Америке, где с доисторических времен сохранились крупные животные из семейства верблюдовых (камелидов) – ламы, альпаки, гуанако, викуньи. Приблизительно с IV тыc. до н. э. в Андах начинается процесс их одомашнивания с целью получения шерсти, молока, а также в качестве вьючных животных, способных передвигаться по горным тропам.

В связи с нехваткой свободных сельскохозяйственных угодий в долинах жители Анд научились использовать для этих целей малопригодные горные склоны, на которых они стали строить террасы. орошаемыми из горных резервуаров. Испанцы, впервые попавшие в Перу в начале XVI в. были настолько поражены видов бесконечных террас, уходящих гигантскими лестницами высоко в горы, что нарекли горы Андами (от исп. anden – парапет, терраса).

Первая фиксация археологических артефактов, относящихся к цивилизации Анд началась еще в конце XVIII в., а первое исследование перуанских древностей было опубликовано в труде немецкого натуралиста Александра фон Гумбольта в 1814 г. Прорыв в археологических исследованиях и систематизации материала перуанских культур произошел благодаря трудам немецкого специалиста 2-й пол. XIX в Макса Уле. Фактически на его выводах базируются все современные археологические и исторические исследования Андской цивилизации. 

Основой для периодизации истории Анд стали преимущественно археологические находки (керамическая типология).

период:

время:

Докерамический период

4000–2000 гг. до н. э.

Начальный период

2000–800 гг. до н. э.

Ранняя фаза

800–200 гг. до н. э.

Ранний переходный период

200 г. до н. э. – 500/600 г. н. э.

Средняя фаза

500/600–1000

Поздний переходный период

1000–1470

Поздняя фаза

1470–1532

 

В докерамический период наиболее удобные области Анд активно осваивались кочевыми и полуоседлыми группами людей, занимавшихся охотой, собирательством, морским промыслом, примитивным земледелием, изготовлением различных орудий труда. В последующие – Начальный период и Раннюю фазу – в Андах появляется ряд высокоразвитых культур, занимавшихся монументальным строительством, созданием мегалитических скульптур, изготовлением сложнофигурной и полихромной керамики. К таковым можно отнести культуру Чавин на севере Перу (X-III вв. до н. э.), известна по грандиозному храмовому комплексу Чавин-де-Уантар, построенному по П-образной схеме, традиционной для того времени. Возможно носители культуры Чавин создали первое государство государство в Андах.

В I–V вв. н. э. на засушливом южном побережье Перу возникает очень своеобразная культура Наска, известная своими необычными памятниками – геоглифами, гигантским рисункам, выполненным на земной поверхности. Очевидно, что для индейцев Наска дорожки земле служили святилищами, по которым проходили ритуальные процессии.

В тоже самое время в начале I тыс. н. э. на северном побережье Перу, появляется культура мочика. Мочика стали известны прежде все, своей потрясающей керамике – сосудам сложной формы, изображающим портреты и фигуры правителей, животных, птиц, различные плоды и здания. Многие сосуды были покрыты росписями, из которым мы много знаем от религии, мифах и истории мочика. При помощи простых ткацких станков мастера мочика изготавливали ткани из хлопка и шерсти лам и альпак. В городище Сипан на северной оконечности побережья Перу археологи открыли несколько богатых погребений, принадлежавших правителям мочика. В гробницах найдено множество великолепных изделий из золота, серебра и меди – украшения и регалии власти, ритуальные предметы, сравнимых по богатству с гробницами египетских фараонов. В VIII в. культура мочика прекратила свое существование. 

В VI–VII вв. в Андах появляются крупные государственные образования Уари – в центральном и северном Перу и Тиуанаку – на юге в области озере Титикака. Это сложные политические образования, которые по своей структуре напоминали Теотиуаканское государство в Мезоамерике – вокруг политико-экономического центра постепенно формировалась периферия, путем создания военно-торговых опорных пунктов. Правители Уари начали строительство сети дорог, проводили политику переселения покоренных племен для освоения новых земель, создали особую систему фиксации информации – «узелковое письмо». Ранние державы не отличались внутренней прочностью, достигнув к IX в. пика своего расцвета, к XI в. государства-соперники постепенно приходят в упадок.

В XI в. на обломках культуры мочика на северном побережье Перу возникает государство Чимор. Благодаря активной экспансионистской политике правителей к началу XV в. Чимор превратился в огромную империю, простиравшуюся с севера на юг вдоль побережья Перу более чем на тысячу километров. Ее столица находилась в городе Чан-Чан, которая в середине XV в. подверглась нападению войск нового могущественного соперника – государства инков.

Первоначально инки, происходившие из народности кечуа, являлись группой скотоводческих племен. Затем одно из племени кечуа обосновалось в долине Куско, а его вожди приняли титул – инка. Постепенно правители инков начали проводить масштабные завоевания на югу и на севере и таким образом к началу XVI в. создали огромную империю, которая охватывала огромную территорию, протяженностью в 4000 км с севера на юг вдоль Анд, от современных Эквадора до Центрального Чили. Вся империя была связана сетью дорог для передвижения гонцов, войск и торговых караванов, общая протяженность которых составила около 30000 км. Инки использовали «узелковое письмо» – кипу для ведения хозяйственной документации, достигли высот в изготовлении художественных украшений из золота, серебра и бронзы, строительстве монументальных сооружений Однако испанское завоевание под предводительством конкистадора Франциско Писарро в 1531–1533 гг. положило конец истории этого самого крупного государственного образования в истории Андской цивилизации и всего Нового света.

 

Рекомендуемая литература

  1. Березкин Ю. Е. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991
  2. Гуляев В. И. Доколумбовы плавания в Америку. М., 1992.
  3. Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации  Мезоамерики. М., 1972.
  4. Гуляев В. И. Города-государства майя  (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979.
  5. Гуляев В.И. Под личиной ацтекского бога. (испанское завоевание Мексики). М., 2006.
  6. Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М.,  1971.
  7.  Кнорозов  Ю. В. Система письма древних майя. М., 1955.
  8. Ламберг-Карловски  К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,  1992.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.