Зарегистрироваться

Шелер Макс

Категории Антропология · Аксиология · Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Философия

Шелер Макс

философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

философ и социолог, один из основоположников философской антропологии

Настоящее имя:
Год рождения:
1874
Годы жизни:
1874 — 1928
Место рождения:
Мюнхен, Германия
Место смерти:
Франкфурт-на-Майне, Германия
Разделы каталога:
Философские науки

Шелер (Scheler) Макс (22 августа 1874, Мюнхен — 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) — нем. философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. В 1894 г. окончил среднюю школу в Мюнхене. Изучал медицину, психологию и философию в Мюнхенском университете (1894/95), а затем в Берлинском университете (у В. Дильтея, Г. Зиммеля). Зимой 1896/97 слушал в университете Йены курсы по философии у неофитхтеанца Р. Эйкена и неокантианца О. Либмана. Под руководством Р. Эйкена в 1897 году пишет первую работу об отношении логических и этических принципов. В 1901—07 гг. М.Шелер — приват-доцент Йенского университета. В 1902 первые встретился с Э. Гуссерлем в Галле. С 1907 по 1910 он преподает в Мюнхенском университете и входит в круг мюнхенских феноменологов (А. Пфендер, М. Гейгер, Й. Дауберт, Д. фон Гильдебранд). Становиться последователем феноменологии Э.Гуссерля. В 1910 г. изгнан из университета. С 1913 М. Шелер (совместно с Э. Гуссерлем, А. Пфендером, М. Гейгером, А. Райнахом) издает "Ежегодник философии и феноменологических исследований» 1913-1914 гг. пишет свои основные работы по аксиологии и этике. Первый период его деятельности был посвящен созданию новой аксиологической концепции. Ценности, по Шелеру, представляют собой объективные феномены, которые предписывают человеку нормы долженствования и оценок, даны ему a priori и идеально в актах чувствования и связаны с личностью как центром всех актов. Сущность человека Шелер усматривает не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: человек есть существо любящее. Всякое познание и принятие ценности основывается на способности «участия» в бытии, коренящейся в любви. Личность понимается Шелером как единство различных «актов» — чувства, воления, мышления и любви, она уникальна и недоступна для какого-либо опредмечивания. Она познает себя только в осуществлении своих собственных актов, а других людей — только в соосуществлении или реконструкции их актов. Шелер говорит также о «коллективных личностях» — нации и государстве, которым, по его мнению, присуща особая форма сознания. Он строит иерархическую модель ценностей – объективных качеств, которые раскрываются в человеческих чувствах, имеющих таким образом познавательный статус (т.н. «логика чувства» в противовес «логике интеллекта»). Царство универсальных ценностей дополняется «порядком времени», сферой индивидуальных ценностей. Шелер рассматривает априориорность не как формальную, а как материальную, ссылаясь на феноменальные данности, обладающие специализированной априорностью. Это позволяет ему преодолеть влияние неокантианской философии ценностей. Переживание ценностей у него - космический акт. Например, трагичность не есть только эстетический феномен, а она является существенным моментом всего универсума. Она присутствует в аксиологическом измерении вещей, людей, во всем космосе. Среди актов переживания ценностей он выделяет чувствование, сочувствие, любовь и ненависть. Личность, по Шелеру, обладая экзистенциальной сопричастностью бытию, является носителем ценностей, которые постигаются благодаря особому интенциональному переживанию - любви, направленной на личность. Раскрывая сущность и формы симпатии, Шелер проводит различие между подлинными и неподлинными актами симпатии; к первым он относит любовь, как встречу и соучастие в жизни другого, ко вторым — симпатию, нарушающую экзистенцию др. личности. С В 1919 г. получил назначение на должность Директора департамента социологии в Научно-исследовательский институт социальных наук в Кельне и был назначен профессором философии в университете Кельна. 1921-1928 он соредактор Кельнского журнала социальных наук. В этот период М.Шелер создает свои основные работы.

Анализ витальных влечений интересует Шелера во второй период его жизни, поэтому он создает концепции философской антропологии и реальной социологии. Всякий человеческий акт для М.Шелера двойствен: он одновременно и духовен, и жизненнен. Поэтому этот акт может быть направлен или на духовное, или на витальное содержание. В соответствии с этим М.Шелер вычленяет область реального — область витальных инстинктов, влечений, потребностей и область идеального — царство истин, идей и ценностей. Из трех изначальных витальных влечений (голода, полового влечения и инстинкта власти) М.Шелер выводит формы социальности (хозяйство, институт брака и государство). «Реальная социология» должна раскрыть то, как витальные влечения кристаллизуются в определенных социальных институтах.

Социология культуры стремится раскрыть закон, которому подчинена область идеального. Это — закон смыслополагания. Вычленение двух сфер — сферы реального и идеального, согласно М.Шелеру, является не методологическим, а онтологическим, однако в жизни существуют различные переходы между ними. Сочетание реальных и культурных факторов различно в религии, метафизике и науке. Социология знания для М.Шелера входит в социологию культуры. Критикуя социологизм Дюркгейма, он считает, что нельзя объяснить социологически содержание и предметность знания. Объяснить социологически, т. е. показать обусловленность структурой общества, можно лишь выбор предметов знания и формы познавательных актов, в которых реализуется знание. Возникновение науки Ш. связывает с новой структурой влечений, присущей городскому бюргерству, а именно волей к власти над природой и душой. Тем самым наука отождествляется Ш. с технической инженерией над природой и социальной инженерией над человеком, а научное знание — с технико-инструментальным знанием.

Дуализм универсального и индивидуального, идеального и реального, сущности и существования, духа и жизни пронизывает всю метафизику М. Шелера. Он нашел свое выражение в незавершенной им работе по философской антропологии «Положение человека в космосе», где дух мыслится не просто как высший принцип, определяющий сущность человека, но и как выражение «надвитального» и «антивитального» предназначения человека. Одна из важнейших способностей духа — объективность, т. е. способность бескорыстного, непредвзятого постижения предметов в их собственном бытии. Человек, будучи духовным существом, свободен от витальной зависимости и открыт миру. В этом кардинальное отличие человека от животного. Дух предстает как нечто, противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных, абсолютных ценностей. В человеке происходит противоборство духа и витальных влечений, жизненных инстинктов. Чем выше поднимается человек в своем духовном развитии, тем жизненно слабее он становится. Все постигающий, но немощный дух оказывается сущностью человека. Дух, одним из проявлений которого оказывается уже сама жизнь, включает в себя наряду с созерцанием идей многообразные эмоциональные проявления человека (любовь, раскаяние, благоговение, отчаяние, свободное решение и др.). Средоточием духовных актов, для М. Шелера выступает личность, в которой дух и обнаруживает себя. Лишь в той мере, в какой дух укореняется как в своей подпочве во влечениях и инстинктах, он может приобрести характер созидательной исторической силы, но изначально у духа нет никакой энергии. Шелер выделяет следующие ступени развития психического: чувственное стремление (присуще всему живому — от растения до человека); инстинкт; ассоциативная память; практический интеллект, заключающийся в способности выбора и предвидения; дух (присущ только человеку) — принцип, противоположный жизни, ибо дух зависит от органической природы. Принцип всего живого — это порыв, в котором действительность, переживаемая в опыте сопротивления, познается как «существование». Дух же дает возможность познать бытие как «сущность». Взаимоотношение духа и жизненного порыва предстает в развитии культуры и общества как взаимодействие «идеальных» и «реальных» факторов — ибо дух сам по себе не в состоянии воплотить в действительность свои идеи, которые приобретают действительность лишь там, где соединяются с «реальными» факторами: инстинктами (напр., самосохранения), интересами, общественными тенденциями и т. п. Наделение духа энергией жизни было бы одновременно творением «полноты человека» будущего и высшей точкой движения, через которое в бурях мировой истории Бог осуществляет Свою вечную сущность. Шелер постоянно обращается к проблеме связи историчности бытия с миром вечных ценностей. Особое место в его концепции занимает личность Бога, в направлении которой устремляется человек как личность. Становление человека как духовного существа есть одновременно осуществление божественного в человеке; акт любящего созерцания абсолютных сущностей есть одновременно проявление акта божественной любви. Тем самым философская антропология оказывается философией религии. Идея Бога рассматривается им как высшая ценность, а любовь к Богу — как высшая форма любви и фундаментальный феноменальный акт.

Последний раз он женился в 1924 г. В 1928 г. назначен профессором философии и социологии в университете города Франкфурта.

Основные труды: "Формализм в этике и этика материальных ценностей" (1913/16), "О Вечном в человеке" (1921), Формы знания и общество " (1926), Положение человека в космосе "(1928).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Шелер Макс

Название Год Текст Тип Действия
1. Формализм в этике и материальная этика ценностей
1913
В одной из избранных работ основателя аксиологии «Формализм в этике и материальная этика ценностей» представлена оригинальная концепция критериев высоты ценностей и априорного порядка предпочтений. Формальной этике Канта он противопоставил т. н. материальную этику ценностей, в основе которой учение о чувстве как интенциональном акте постижения ценности.
2. Человек и история
1925
Автор выделяет в "европейском культурном круге" пять "основных идей о человеке".
3. Положение человека в космосе
1926
Это небольшое сочинение Шелера представляет собой сжатое изложение его главного труда «Сущность человека, новый опыт философской антропологии», который он предполагал выпустить не позднее начала 1929 и работу над которым прервала его внезапная смерть.