Научная школа
Научная школа - группа ученых, разрабатывающих под руководством главы школы определенную исследовательскую программу.
В развитии российских историографических исследований существенную роль сыграли как отдельные крупные историки, так и научные школы. Восстановление исторических факультетов университетов в 1934 г. означало повышение внимания к трудам российских историков. Интерес к историографическому наследию, бережное, хотя и критическое отношение к нему проявились уже при подготовке учеными истфака МГУ и Академии наук СССР учебника для высшей школы под редакцией Б.Д.Грекова, содержащего краткие историографические справки о Н.М. Карамзине, М.П. Погодине, С.М. Соловьеве, В.О. Ключевском, Н.А. Рожкове, А.Е.Преснякове, М.Н. Покровском.
В 1937 г. в Московском университете начал чтение лекционного курса по историографии отечественной истории Н.Л. Рубинштейн. Используя материалы своей докторской диссертации, он подготовил книгу «Русская историография» (1941), допущенную Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебного пособия для исторических факультетов университетов и педвузов. В ней впервые в советской исторической науке давалось цельное изложение результатов научного познания «русского исторического порядка». Автором были определены основные понятия, принципы, структура изучения историографического материала, круг персоналий, которые вошли в практику последующих историографических исследований и преподавания курса историографии и преподавания курса историографии в вузах СССР. Он «восстановил уважение» к трудам дореволюционных предшественников и «направил мысль на овладение их наследством».
Научные школы в историографических исследованиях 40 – 60-х годов XX в.
Большое место в историографических исследованиях 40–60-х годов XX в. занимало изучение истоков исторических знаний и становление исторической науки в России. В 1975 г. вышла в свет работа Л.В.Черепнина «Русская историография до XIX века: Курс лекций» за которую автору была присуждена премия им. М.В.Ломоносова. В работе давались глубокий анализ исторической литературы древней и средневековой России, а также характеристика трудов С.М.Соловьева, М.О.Кояловича, Н.М.Покровского, Н.Л.Рубинштейна по истории исторической науки. Автор подчеркнул необходимость изучения мировоззренческих позиций историков, связь исторических сочинений с общественным развитием и прежде всего – с идеологией общества. Им был написан также ряд биографических очерков об известных историках.
В 1961 г. коллектив авторов, представляющих научную школу Московского государственного историко-архивного института опубликовал под редакцией В.Е.Иллерицкого и И.А. Кудрявцева учебное пособие «Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции». По сравнению с изданным ранее курсом лекций Л.В. Черепнина в данном издании история отечественной исторической науки прослежена в существенно более широких хронологических рамках.
Для дальнейшего развития историографических исследований большое значение имели дискуссии 1960-х годов по проблемам истории исторической науки. В 1962–1963 гг. журналом «История СССР» была организована дискуссия о периодизации советской исторической науки.
Значительную роль в развитии историографических исследований в нашей стране сыграла научная школа исторического факультета МГУ. По инициативе преподавателей истфака МГУ в 1962–1963 гг. на страницах журнала «Вопросы истории» была развернута дискуссия о предмете и содержании университетского курса историографии истории СССР. С.С. Дмитриев, И.Д. Ковальченко, А.М. Сахаров в своих выступлениях подчеркивали важность для профессионалов-историков знания истории исторической науки. Они считали необходимым не ограничиваться изучением взглядов отдельных историков, а исследовать главные научные направления, школы и идейно-политические течения, а также социальные институты исторической науки ( архивы, музеи) и формы распространения исторических знаний через школы, вузы и посредством издания научной и научно-популярной литературы. В выступлениях представителей научной школы МГУ были определены основные компоненты, составляющие систему исторической науки и отражающие ее развитие. Курс историографии рассматривался как теоретический, методологический. Подчеркивалась недопустимость подмены философских, методологических оснований исторических взглядов ученых – общественно-политическими. В качестве главного критерия периодизации истории исторической науки выдвигались изменения в теории и методологии исторического познания, определявшие смену концепций истории Росси.
В 1963 г. в МГУ вышло первое издание подготовленного А.М.Сахаровым учебного пособия «Методические указания для студентов-заочников исторических факультетов государственных университетов». С дополнениями эта работа переиздавалась в 1966, 1969, 1970 и 1978 гг. Итогом большой работы А.М.Сахарова по изучению истории исторической науки стал курс его лекций для студентов-историков МГУ, позднее опубликованный: «Историография истории СССР. Досоветский период» (1978). В учебниках Л.В.Черепнина, В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева, А.М.Сахарова прослеживалось развитие отечественной историографии в дореволюционный период. Практически единственным учебником по советской историографии был учебный под редакцией И.И. Минца «Историография истории СССР. Эпоха социализма» (1982).
Научные школы в историографических исследованиях в 1980 – 1990–х годах
Работа над учебными пособиями по историографии в 1980 – 1990–х годах была сосредочена на кафедре источниковедения МГУ, преподаватели которой, обобщив многолетний опыт школы МГУ, подготовили методические рекомендации и сборники материалов. Уже в XXI веке были изданы учебник «Историография истории России до 1917 года» под редакцией М.Ю.Лачаевой (Т. 1 – 2, 2003) и учебное пособие Г.Р. Наумовой и А.Е.Шикло «Историография истории России» (2008).
Существо историографического исследования составляет анализ концепции ученого (системы его взглядов и оценок исторических явлений и процессов). Поэтому в учебных изданиях по историографии прослеживаются основные этапы развития исторической мысли, материализовавшейся в трудах ученых. Выделяется ядро историков, в работах которых формулируются и реализуются концепции, оказавшие влияние на историческую науку. В то же время сравнительный анализ состава персоналий, которым посвящались разделы учебников по историографии, изданных в разное время, выявляет изменения в системе ценностей. Так, если в учебном пособии под редакцией В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева (1961) выделена глава «Исторические взгляды декабристов», то в учебнике под редакцией М.Ю.Лачаевой взгляды декабристов на проблемы истории не рассматриваются, но есть глава « Исторические концепции христианских социалистов в контексте русской религиозной мысли».
Поскольку главным фактором в процессе познания является методология, этапы развития науки различаются по изменениям метода исследования, по смене мировоззренческих принципов познания и осмысления прошлого. В советской исторической науке был принят принцип деления курса историографии по общественно-экономическим формациям. Но грань эта условна. «Хронологического совпадения рубежей, – отмечал А.М. Сахаров, – здесь быть не может. Играет свою роль относительная самостоятельность идеологии и научного мышления». Однако, по традиции учебный курс историографии делится на два больших периода: 1) досоветский и 2) советский и постсоветский.
Рекомендуемая литература
Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии
Воронкова С.В. Школа Валерия Ивановича Бовыкина (К вопросу о традициях и новаторстве в развитии советской исторической науки) // «Россия на рубеже XIX – XX веков. Материалы научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 января 1999 г.» М.,1999
История Московского Университета. 1755-2004 гг. Сборник научных статей
Историография истории России до 1917 года. Т. 1-2. Под. ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003
История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 1-11. М., 1966-1980
Карамзин Н.М.Записка о древней и новой России
Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований.» Вып. 1 /119. М., 1995
Ковальченко И.Д., Шикло А.Е.. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX – начале XX века
Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. М., 2008
Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1-5. М., 1955-1985
Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941
Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. М., 1978
Соколов А.К. Основные тенденции современной российской историографии в изучении новейшей истории страны // Идеи академика И.Д. Ковальченко в XXI веке. Материалы IV научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 декабря 2008 г.» М., 2009
Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. М., 1957.
Выходные данные:
- Просмотров: 2528
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 16.03.2011
- Версий: 8 , текущая: 8
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Голиков Андрей Георгиевич
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Дмитриев Сергей Сергеевич; Карамзин Николай Михайлович; Ключевский Василий Осипович; Ковальченко Иван Дмитриевич; Погодин Михаил Петрович; Рожков Николай Александрович; Сахаров Анатолий Михайлович; Соловьев Сергей Михайлович;
Категории:Историография; Источниковедение; Общество; Отечественная история;
Детализирующие понятия:Архив; Декабристы; Идеология; Историческая концепция; Социальный институт; Факультет; Ценность.
Ссылки сюда
Категории:
Высокомолекулярные соединения; Историография; Теория государства и права; Технология лесозаготовок и деревообработки; Энергетические технологии;
Детализирующие понятия:Иконология; Институт; Историзм; Карта; Методология истории экономических учений; Научная историографическая концепция; Российская школа трудового права и права социального обеспечения.