Зарегистрироваться

Справедливость

Категории Этика | Под редакцией сообщества: Философия

Справедливость моральное понятие, указывающее на должный порядок распределения тягот и благ между взаимодействующими и взаимозависимыми людьми. Требования С. обращены к субъектам, которые находятся в состоянии реального или потенциального конфликта интересов и не имеют при этом альтруистически-жертвенных установок по отношению друг к другу. Эти требования соответствуют особому типу или уровню моральной мотивации: стремлению полноценно реализовать свой партикулярный интерес в таких условиях, когда никто из участников взаимодействия не получает нечестных преимуществ. Понятие С. предполагает такое понимание морального долга, при котором его требования позволяют сформировать точный алгоритм их исполнения в конкретных ситуациях.

Самое известное краткое определение С., восходящее к античности – «воздавать каждому должное (или свое)» – недвусмысленно выражает эту особенность. Оно предполагает, что в отношении каждого человека, участвующего во взаимодействиях с другими людьми, существует персональная мера, или доля, тягот и благ, соответствующая идеалу С. и выявляющаяся на основе операционализируемых принципов и норм. А.Смит сравнил в этой связи правила С. с грамматикой, а правила других добродетелей с правилами художественного вкуса. Долг С. выступает как долг, носящий безусловно обязательный характер. Он предъявляется в виде категорического требования, а не в виде рекомендации, выражающей представления о человеческом совершенстве. Исполнение этого требования предполагается во всех случаях, когда ситуация создает для этого возможности. Действующему субъекту не предоставляется простора для «произвола» и «собственного усмотрения», то есть для выбора поводов и форм реализации долга. Наконец, долг С. представляет собой такую обязанность, которая сопряжена с правом другого человека. Тот, чье благо зависит от выполнения другими людьми обязанностей С., уполномочен истребовать такое исполнение и (или) возмещение причиненного ему вреда. В отличие от представленного выше узкого понимания С. в философии морали и в обыденном словоупотреблении присутствует и широкое понимание (у Аристотеля – частная и общая С.). Если частная С. это отдельная ценность, реализуемая в совместном существовании – ценность честного распределения индивидуализированных прав и обязанностей, честного выделения долей в связи с заслугами, потребностями и правомочиями, то общая С. предполагает воплощение всех социально значимых ценностей. Это идеал нравственно оптимального или «хорошего» общества (термин «хорошее общество» в современную социальную философию введен Дж.Гэлбрейтом).

Рекомендуемая литература

Миллер Д. Политические учения: Краткое введение. М.: АСТ, 2006. Гл. 5. Справедливость

Хеффе О. Справедливость: философское введение. М.: Праксис, 2007

Рикер П. Справедливое. М.: Логос, 2005

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995

Campbell T. Justice. L.: Macmillan Press Ltd., 1989

Equality and Justice. Vol. 1. Justice in General / Ed. by P. Vallentyne. N.Y.: Routledge, 2003

Perelman Ch. The Idea of Justice and the Problem of Argument. L.: Routledge & Kegan Paul, 1963.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.