Зарегистрироваться

Совершенное

Категории Эстетика | Под редакцией сообщества: Философия

Совершенное – сущностный признак эстетического, выражающий полноту определенного рода природных, социальных и духовных объектов. Причем свойством совершенного обладают не только позитивные гармонические эстетические явления (прекрасное, идеал, изящное, грациозное и т.д.), но и дисгармонические (возвышенное, трагическое, ужасное, уродливое, низменное и т.д.), так как и в тех и в других наиболее полно выражается сущность данного рода явлений.

Понимание эстетического как совершенного имеет долгую историческую традицию. Так, для Платона космос совершенен, и его главные характеристики – целостная полнота и всеохватность – делали его прекрасным. Для Аристотеля соврешенное – это то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области. Согласно же А. Баумгартену, который ввел в систему философских знаний понятие «эстетика», она есть наука о совершенном в мире явлений, о совершенстве чувственного познания и усовершенствовании вкуса. Родоначальник реальной эстетики Этьен Сурио считает совершенное одним из ее оснований, а прекрасное понимает как очевидное совершенное. Таким образом, совершенное и сегодня остается предметом эстетики как науки.

В природе совершенное есть состояние, в абсолютной форме выразившее сущность, полноту данного явления. В совершенном здесь заключен процесс, время и движение, в которых оно возникло (а они в нем реализованы), само оно уже состояние, вершина и абсолют, существующий как таковой. Такие природные явления как северное сияние, восход и закат солнца, утренняя заря и вечерние сумерки эстетически значимы в каждый момент, в каждое мгновение остановленного времени, - их красота «дискретна», здесь важен каждый «кадр», не разрушаемый процессом. Вот почему так афористично звучат слова Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Человек как высшее порождение бытия обладает способностью к целеполагающей деятельности, и это делает его совершенным. Социальная деятельность, целеполагание не противоречат природной стороне его жизни. Наоборот, социальный прогресс, там, где он способствует развитию человека, совпадает с законами природы, порождая специфическую форму его бытия – культуру. Совпадение его идеальных целей с законами природы порождает продукты материальной культуры. Но поскольку в этот процесс вплетены идеальные цели, продукты этой культуры становятся носителями духовно-материального начала. Совершенный человек в своем развитии становится возвышенным, не только разрушая дисгармоническое, но и тогда, когда он выходит за пределы наличной гармонии и, выходя за ее пределы, создает условия для ее возникновения на более высоком уровне. Отрицательное же совершенное порождает низменного человека, который выходит не просто за пределы гармонии, а как носитель социального и природного хаоса, социальной деградации и энтропии разрушает ее основы.

Искусство является высшим носителем совершенного, так как его предмет – природа и человек в их наиболее целостном и полном проявлении. Оно способно выразить и отразить в совершенном любые их состояния сквозь призму эстетического идеала. Поэтому под кистью мастера все становится художественно-прекрасным – и позитивное, и негативное совершенное. Это свойства искусства блестяще выразил Никола Буало, воскликнувший: «Порою на холсте дракон иль мерзкий гад / Живыми красками приковывает взгляд / И то, что в жизни нам казалось бы ужасным, / Под кистью мастера становится прекрасным».

Формы исторического бытия предмета искусства меняются, но сущность остается неизменной. И афоризм Гиппократа «Ars longa, vita brevis» («Искусство вечно, жизнь преходяща») отражает его сущность.

Таким образом, совершенное всеобще и универсально; в нем выражена сущность эстетического, его глубинные основы и проявления.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.