Налоговое право
Налоговое право (НП) является подотраслью финансового права и входит в раздел «Государственные и муниципальные доходы». В общественной жизни налоговое право рассматривается также как учебная дисциплина.
Налоговое право изучается наукой финансового права и соответствующей учебной дисциплиной. Помимо налогового права как совокупности норм финансовое право как наука изучает практику налогообложения (налоговые правоотношения), тенденции развития финансово-правового регулирования в налоговой сфере, а также разрабатываемые научные концепции, категории, юридические конструкции. В частности, наукой финансового права выработано само понятие налога.
↑Налоговое право как подотрасль права. Предмет и метод налогового права
Налоговое право как подотрасль финансового права входит в раздел «Государственные и муниципальные доходы».
Предметом налогового права составляет регулирование отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля (функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляет, в частности, Федеральная налоговая служба (ФНС), досудебного обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В учебнике «Налоговое право» под редакцией С.Г. Пепеляева под налогом понимается единственно законная (установленная законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти[1]. А.А. Соколов в своем труде «Теория налога» определил налог как «принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без представления плательщикам его специального эквивалента»[2].
И.И. Янжул в своем произведении «Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах» определял налоги как «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек»[3].
С.Д. Цыпкин в монографии «Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы» отмечал, что налоги есть форма перераспределения национального дохода, они связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства[4].
В исторической перспективе налогам предшествовали иные источники государственных доходов, например, натуральные повинности, военные контрибуции, домены (государственное имущество), регалии, или государственные монополии (винная, соляная, монетная, судебная и др.). Некоторые из них сохранились в измененном виде и приобрели современные правовые формы – государственная пошлина, таможенная пошлина, лицензионные сборы. платежи за пользование природными ресурсами и др.
Как отмечает Ю.А. Крохина в учебнике «Налоговое право», основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, субъекта частного права) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов – закрепленные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений[5]. Таким образом, следует различать понятие « налог» и « сбор»
И.Х. Озеров в своем произведении «Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах» отмечал, что «под видом пошлины нередко появлялся в истории налог налог. Короли устанавливали сборы за якобы доставляемые ими услуги, и с этой целью по рекам протягивали цепи и за подъем их, за оказание специальной услуги, взимали пошлины; итак, здесь стимулировалась услуга, и пошлина в сущности была налогом. Важно иметь в виду этот исторический костюм налога: он нередко являлся в платье пошлин. Это нам объясняет современную правильную терминологию: таможенная пошлина, наследственная, на само деле здесь мы имеем налоги»[6].
Налоги в их современном понимании стали основным источником публичных доходов сравнительно недавно, одновременно с появлением государств парламентского типа и многочисленного класса частных собственников. Последняя особенность объясняет, например, почему в советский период истории России налогам отводилась незначительная роль. Основная масса государственных доходов формировалась путем отчисления прибыли социалистических предприятий, и даже был принят Закон СССР от 7 мая 1960г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».
В учебнике «Финансовое право» под ред. Е.Ю. Грачевой и С.Г. Толстопятенко отмечается, что выделяют различные виды налогов в зависимости от основания, заложенного в их сравнениях. По видам налогов их можно разделить на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные, раскладочные и количественные, общие и целевые, государственные (федеральные и региональные) и местные, резидентские и территориальные, регулярные и разовые и т.д. Каждая из классификаций отражает ту или иную особенность налогообложения. Например, косвенные налоги представляют собой налоги на потребление, и в конечном счете оплачиваются потребителем товаров, работ, услуг[7].
К принципам налогообложения относятся: установление налога только законом, всеобщность и равенство налогообложения, соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, экономическое основание налога, справедливость налогообложения, презумпция добросовестности налогоплательщика и др.
Внешним выражением (формой) НП выступает законодательство о налогах и сборах (налоговое законодательство), состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а также законов о налогах субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
К источникам налогового права, помимо законодательства о налогах и сборах и иных нормативно-правовых актов, следует относить также нормативные договоры и судебные прецеденты.
Роль нормативных договоров особенно велика в международном налоговом праве, поскольку налоговые отношения с иностранным элементом регулируются не только национальным законодательством, но и различными международными соглашениями, среди которых основную роль играют соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.
В иерархии нормативно-правовых актов как источников НП особую роль играет Конституция Российской Федерации. Конституция является критерием оценки всей системы норм и институтов НП, а также правоприменительной практики. Непосредственно в Конституции закреплены сама функция налогообложения как одна из функций российского государства, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы и ряд корреспондирующих этой обязанности прав и свобод человека, в частности, право на свободное распоряжение своими способностями и имуществом. По жалобам организаций и граждан проверку конституционности норм НП осуществляет Конституционный Суд РФ, который в своих решениях формирует правовые позиции по вопросам налогообложения, играющие важную роль в правоприменении и законотворчестве. Именно правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.01.2001г. №2-П обусловлено исключение из налоговой системы Российской Федерации налога с продаж, установление которого было признано по ряду причин неконституционным.
Система налогов и сборов в Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность федеральных (ст. 13 НК РФ), региональных (ст. 14 НК РФ) и местных налогов (ст. 15 НК РФ), а также специальных налоговых режимов (ст. 18 НК РФ). В системе налогов и сборов находят свое отражение налоговый федерализм и конституционный принцип единства налоговой политики как части единой экономической и финансовой политики, проводимой Правительством РФ. Непосредственное осуществление функции налогообложения возложено на финансовые органы (Минфин РФ), вырабатывающие основные направления налоговой политики РФ, а также на налоговые органы (Федеральная налоговая служба), наделенные полномочиями по налоговому администрированию. Администрирование налоговых доходов в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В налоговых отношениях основным методом является императивный метод, метод властных предписаний, который наиболее ярко проявляется в применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций. Как отмечает А.В. Демин в учебном пособии «Налоговое право», метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.[8]
Императивный метод правового регулирования в налоговом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Какие-либо отступления от предусмотренной модели поведения в налоговом праве практически невозможны. Ядром налогового правоотношения выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы, а с другой – право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей. Таким образом, специфика метода налогового права определяется публично-правовой природой этой подотрасли права.
↑Система налогового права
Несмотря на то, что налоговое право является подотраслью финансового права, оно имеет свою систему. Система налогового права – внутренняя структура налогового права как подотрасли финансового права, представляющая собой упорядоченную совокупность норм налогового права, регулирующих однородные общественные отношения на основе их объединения в однородные правовые комплексы (институты, субинституты).
Налоговое право можно представить в виде общей и особенной частей.
Общей частью НП регулируются отношения по налоговому контролю, выступающему составной частью налогового администрирования, досудебному обжалованию актов налоговых органов, привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, зачету (возврату) излишне уплаченных (взысканных) налогов и сборов, устанавливаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и иные положения общего характера.
Защита прав налогоплательщиков может осуществляться в различных правовых формах (судебная, административная, самозащита) и различными способами, не запрещенными законом.
Законодательство о налогах и сборах регулирует только административный порядок защиты прав налогоплательщиков, и устанавливает общее право налогоплательщика на самозащиту. Так, налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (ст. 21 НК РФ).
Налоговое судопроизводство как вид судопроизводства и налоговые суды как часть судебной системы в Российской Федерации не созданы. Судебная защита прав налогоплательщиков осуществляется посредством обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Порядок взимания отдельных налогов и сборов регулируется нормами особенной части НП. При этом в законе должны быть четко определены налогоплательщики и элементы налогообложения (элементы налога), а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Обязанность по уплате налогов возлагается на налогоплательщиков – физических и юридических лиц, причем уплата налогов, как правило, не обусловлена наличием гражданства физического лица либо определенным местонахождением организации. Так, в территориальных налогах налогообложение строится по критерию привязки объекта к территории государства либо территориям, в отношении которых государство реализует суверенные функции (континентальный шельф, исключительная экономическая зона). К территориальным налогам относятся все имущественные налоги, а также в ряде случаев налоги на потребление, основанные на принципе взимания налога в стране нахождения потребителя. Напротив, подоходное налогообложение строится на принципе налогового резидентства. Так, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ст. 207 НК РФ). Критерии установления налогового резидентства могут меняться международными соглашениями, имеющими приоритет перед актами законодательства
Важнейшее значение среди элементов налога имеет объект налогообложения, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налогообложения, например, прибыль (доход), имущество, реализация товаров (работ, услуг) должен воплощать в себе экономическую суть налога. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения; двойное налогообложение одного и того же блага недопустимо.
↑Наука налогового права
Наука налогового права является составной частью науки финансового права. Предметом науки налогового права являются правовые нормы, которые в своей совокупности составляют подотрасль финансового права – налоговое право. Помимо этого, предмет науки налогового права включает в себя также налоговые правоотношения.[9]
Наука налогового права состоит из системы научно-правовых взглядов, представлений, теоретических позиций и знаний о налоговом праве и тех общественных отношений, которые составляют ее предмет.
Состав науки налогового права образуют следующие методологические средства: предмет науки, методология науки, система науки, терминология и библиография. Под библиографией науки налогового права следует понимать свод научных трудов (монографий, исследований), учебной литературы (учебных пособий и учебников), а также публикаций ученых по вопросам налогового права.
Следует отметить, что уровень знания, а также развития науки налогового права, во многом определяет уровень развития налогового законодательства.
↑Налоговое право как учебная дисциплина
Налоговое право как учебная дисциплина – это предмет, преподаваемый в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы налогового права, его основных положений, а также ознакомление студентов с основными положениями науки налогового права. Изучение науки налогового права имеет большую практическую ценность.
↑Рекомендуемая литература
1. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. М., РИОР, 2008;
2. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник. 5-е изд. М., 2011;
3. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Учебник. М., 2001;
4. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., Центр ЮрИнфоР, 2006;
5. Налоговое право. Учебник/Под ред. С.Г. Пепеляева. М., Юристъ. 2004;
6. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах. М., 1909. С. 47.
7. Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003.
8. Финансовое право. Учебник/Под ред. Е.Ю. Грачевой, С.Г. Толстопятенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
8. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., Статут. 2002.
Ссылки
- Налоговое право. Учебник/Под ред. С.Г. Пепеляева. М., Юристъ. 2004. С. 26 ↑ 1
- Соколов А.А. Теория налогов. М., 2003. С. 69 ↑ 1
- Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., Статут, 2002. С. 240 ↑ 1
- Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы. М., 1973. С. 53 ↑ 1
- Крохина Ю.А. Налоговое право. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 24 ↑ 1
- Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. Учение об обыкновенных доходах. М., 1909. С. 47 ↑ 1
- Более подробно смотри, например: Финансовое право. Учебник/Под ред. Е.Ю. Грачевой, С.Г. Толстопятенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 163-169 ↑ 1
- Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие. М., 2008. С. 27 ↑ 1
- См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., С. 106-107 ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 5794
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 29.01.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:

- кандидат юридических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Грачева Елена Юрьевна; Демин Александр Васильевич; Крохина Юлия Александровна; Озеров Иван Христофорович; Пепеляев Сергей Геннадьевич; Соколов Александр Александрович; Толстопятенко Геннадий Петрович; Янжул Иван Иванович;
Произведения:Доходы государственного бюджета СССР: правовые вопросы; Налоговое право; Налоговое право России; Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах; Теория налогов; Финансовое право;
Категории:История; Литература; Общество; Финансовое право;
Детализирующие понятия:Гипотеза; Гражданство; Доход; Иностранный элемент; Источники налогового права; Конституция; Модель; Муниципальное образование; Наказание; Налог; Налоги; Налоговая политика; Налоговое правонарушение; Налоговый контроль; Национальный доход; Норма; Норма права; Обжалование; Общественные отношения; Политика; Потребность; Права человека; Правительство РФ; Право; Природные ресурсы; Развитие; Роль; Сбор; Собственность; Справедливость; Товар; ФЕДЕРАЛИЗМ; Ценность; Юридическое лицо.
Ссылки сюда
Категории: