Зарегистрироваться

Политология

Категории Политология | Под редакцией сообщества: Политология

Политология (политическая наука) состоит из множества специальных дисциплин, изучающих различные проблемы и темы политической жизни. Обычно принято выделять в политологии разделы и субдисциплины, изучающие: теорию политики, политические институты, процессы и технологии, политическую психологию, политическую культуру и идеологию, политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития, политическую регионалистику и этнополитику, политический анализ и прогнозирование, политическую социологию, историю политических учений.

Что такое политика?

Слово «политика» получило широкое распространение благодаря од­ноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как особую, «наиболее важную из всех» форму общности людей, ориентированную на достижение «высшего из всех благ». По его мнению, политика, утверждая определенные виды власти и правления, объединяет людей, обеспечивает целостность общества.

Полити­ка — это особая сфера жизнедеятельности людей, существующая в обществе наряду с экономической и социально-бытовой. Поэтому выделим вначале то, что отличает политику от других сфер социальной жизни.

Во-первых, политику отличает особый вид власти, властных отношений. В следующем параграфе мы будем говорить о том, что властные отношения в обще­стве весьма разнообразны (в семье, на пред­приятии, в религиозной общине и т. д.), но есть власть, осуществля­емая государством, его учреждениями. Ее главное отличие состоит в том, что все граждане должны подчиняться этой власти. Власть, осуще­ствляемая государством, — стержень политики. Благодаря этой влас­ти реализуется управление обществом, поддерживается его целостность и единство. Именно поэтому политику определяют как регулятивную сферу общества, обеспечивающую согласование интересов различных социальных групп, управление общественными делами, достижение общих целей.

Во-вторых, если есть власть, дающая огромные права тем, кто ею обладает, то неизбежна борьба за право осуществлять эту власть. Эта борьба может получать различные виды и формы, она может быть неявной и открытой, ведущейся в рамках закона и насильственной, в ней могут участвовать не­большие группы, а могут вовлекаться и массы. Эта особенность политики позво­ляет говорить о ней как о сфере конку­ренции и даже конфликтов между различ­ными социальными и политическими си­лами в борьбе за влияние, за власть.

Вступая в политические властные отношения или вовлекаясь в политическую борьбу, люди создают особые политические структу­ры — институты, организации, отношения. Парламент, правительство, политическая партия, избирательное право — вот лишь некоторые из них. Политические структуры устойчивы, они воспроизводятся на протяжении жизни многих поколе­ний людей. Например, институт монархии существует уже много столетий.

Вступая в политические взаимодействия и формируя политичес­кие структуры, люди постепенно вырабатывали символы, понятия, суждения, мифы, ценности, идеи, с помощью которых они объясняли мир политики, оценивали политические события, действия руково­дителей государства, судили о справедливом и несправедливом госу­дарственном устройстве, рассуждали о смысле политики, ее на­значении, роли в достижении всеобщего блага и т. п. Так, в виде научных знаний о политике, мифов, ценностных суждений, идеоло­гий формировалась политическая культура общества.

Политические структуры и политическая культура объективны, т. е. люди, занимающиеся политической деятельностью, вынуждены считаться со сложившимися в обществе политическими института­ ми, соотносить свои действия с существующими политическими нормами, прислушиваться к общепринятым мнени­ям и суждениям о политике, присоединяться к тем или иным груп­пам. Именно это свойство политики влиять на людей, их сознание и поведение позволяет рассматривать ее как объективную реальность.

Но с другой стороны, политика — это не только нормы полити­ческой жизни, институты, организации, представления, идеалы, иде­ологии, но и люди, которые принимают законы, подписывают рас­поряжения, карают непокорных, борются за влияние на массы, ходят на политические митинги, голосуют за тех или иных лидеров. Люди, вовлеченные и вовлекаемые в водоворот политической жизни, как правило, обладают разным политическим опытом, имеют несовпадающие интересы и ценностные ориентации, разные устремления и желания, они различаются по темпераменту, характеру и т. д.

Индивидуальные особенности делают поведение людей в политике необычайно разнообразным, не сводимым к воспроизводству paнее сложившихся норм и правил политического взаимодействия. Каждый человек участвует в политике, исходя из того, как он сам понимает сложившиеся обстоятельства, какие у него лично сформировались установки, представления о том, как надо решать ту или иную проблему, на основании каких критериев делать выбор. Вот почему можно говорить, что политика — это не только объективная реальность, но и субъективная деятельность многих людей.

Политика — это сфера социальной жизни, сложившаяся в обществе по мере возникновения и развития политических властных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества и регуляции социальных взаимодействий.

Таким образом, политика существует в виде устойчивых структурных образований (политических институтов, организаций, политических норм и ценностей), но она не сводима к ним. Это еще и конкретные действия людей в контексте этих структур, наблюдаемые в ходе различных политических событий, которые способны не только воспроизводить объективную политическую реальность, но и изменять ее.

 

Власть в обществе

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие. В повседневной жизни мы часто обозна­чаем это воздействие словом «власть». Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены под­чиняться их приказам и распоряжениям.

В научном языке принято определять зависимость от природных усло­вий как обусловленность действий человека окружающей физической, материальной средой, зависимость от общества, социу­ма — как социальный контроль или обусловленность действий человека социумом, обществом. И только третий случай определяется как собственно власть. Иными словами, власть — это не любое ограничение свободы человека, а лишь то, которое связано с воздействием одного человека на другого или одной группы людей на другую.

Власть — это социальное взаимодействие, отношение, отличитель­ной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а того, в отношении которого осуществляется власть, того, кто подчиняется,  — объектом власти. Итак, если констатируется факт способности одного субъекта — А влиять на другого — Б и добиваться поставленных целей, несмотря на нежелание и даже сопротивление последнего, то можно утверждать, что А имеет власть над Б.

Почему один человек подчиняется другому? Исходя из нашей повседнев­ной практики и знания об окружающем мире, мы можем кон­статировать, что подчинение возникает там, где человек сталкивается с тем, кто сильнее (например, грабитель, угрожающий пистолетом), или умнее и опытнее (человек следует его совету, рекомендации, приказу, чтобы избежать осложнений и возможных ошибок), или явля­ется начальником и имеет соответствующее право отдавать распоряжения. В любом из этих случаев в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное) и (или) социаль­ное (статусное, экономическое, образовательное и т. п.).

Однако неравенство как таковое не порождает неизбежно и обяза­тельно отношения власти. Физически сильный человек может не стре­миться к господству над слабым, руководитель предприятия не может приказывать рабочим другого предприятия, помещик в крепостнической России не обладал властью над крестьянами, принадлежавшими другому помещику. Для появления отношений власти необходимо, чтобы субъект власти мог и хотел использовать свои преимущества для давления на других людей. Вот почему для описания отношений власти вводятся понятия «ресурсы власти» и «мотивация властного взаимодействия».

Ресурсы власти — это средства и возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в со­ответствии с поставленными целями.

Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обла­дает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравен­ства, выявляют механизмы влияния.

Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого че­ловека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы:

  • принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия. Надо сказать, что любое властное взаимодействие содержит в себе элемент при­нуждения, только в одних случаях наряду с ним могут использоваться и другие ресурсы, тогда как в других субъект власти опирается в своих действиях исключительно на силу. Таким образом, например, устанавливается власть на захваченных территориях, так действуют грабители, так подавляют сопротивление инакомыслящих;
  • утилитарные, когда влияние обеспечивается в обмен на предоставление подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения его потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви. Иными словами, подчиняясь, человек что-то обретает: финансовую поддержку, право на защиту от третьих лиц, расположение и доброе отношение властителя и т. д.;
  • нормативные, обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями. Этот вид ресурсов называется иначе статусным, т. е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом. Так, сотрудники фирмы подчиняются своему руководителю, члены партии — партийному лидеру, граждане — правительству.

Неравенство в обладании ресурсами еще не влечет за собой неизбежность властных отношений. Необходимо, чтобы предполагаемый ресурс имел значимость для объекта власти. Например, обладая таким ресурсом, как деньги, можно добиться подчинения лишь в том случае, если они представляют ценность для объекта власти. Угрозе применения силы можно противопоставить бесстрашие, нежелание подчиняться даже перед лицом смерти. И даже статусные нормы — «не указ» для отдельных индивидов, и они могут проигнорировать указание начальника, государственного чиновника. Иными словами, необходима мотивация властного взаимодействия, т. е. и объект, и субъект власти должны подталкиваться, побуждаться определенными внутренними причинами, мотивами к вступлению в такое взаимодействие. Конкретными мотивами подчинения могут быть: желание сохранить себе жизнь, получить какие-то блага, поддержать свою статусную позицию и т. д. Конкретными мотива­ми властвовать могут быть как намерения что-то сделать в интересах людей, так и личные амбиции, желание самоутвердиться и т. п.

Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании подростков. Есть в обществе и особый вид власти. Это — политическая власть.

 

Политическая власть

Политическая власть обладает всеми ранее перечисленными при­знаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего мно­гообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно, масштаб властного взаимодействия ограничивается рамками семьи. Масштаб властных отношений между руководителем и подчи­ненными на предприятии ограничен рамками данного предприятия. Власть религиозного лидера распространяется только на тех, исповедует данную религию.

В орбиту политических властных отношений вовлекаются все чле­ны обществалибо в качестве тех, кто повелевает, командует, либо тех, кто должен подчиняться, исполнять принятые реше­ния, в то время как все остальные виды власти распространяются лишь на определенные группы. Это свойство политической власти ча­сто определяется как публичность (от лат. publicus — общественный), т. е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти в отдельных группах.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей появлению общества, существовала  власть, внешне похожая на политическую, когда ста­рейшины, вожди осуществляли функции управления родом или пле­менем. Однако политическая власть, «вырастая» из власти, которая сложилась в родоплеменной общине, отличается от нее, во-пер­вых, субъектом власти. В общине власть принадлежит лю­дям, выделяющимся среди других опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов, — старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться среди других своими личными качества­ми, не обладать исключительными способностями, но, занимая вы­сокую статусную позицию в политической иерархии, он автомати­чески обретает право повелевать и управлять массами. В обществе вы­деляются особые статусные группы, принадлежность к которым дает человеку право на политическую власть. Например, в Киевской Руси это княжеский род. В современном обществе необходимо быть президентом, членом пар­ламента, государственным чиновником.

Во-вторых, власть вождя в родоплеменной общине основывалась главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции под­чиняться старшим по возрасту. Люди сами свято хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обще­стве, в отличие от общины, люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому имеют разные интересы. Здесь уже недоста­точно силы и авторитета, а необходим особый аппарат принужде­ния. Вначале это была дружина князя, которая усмиряла непокорных. В современном обществе существует целая система органов, обеспечиваю­щих контроль за исполнением решений и наделенных правом приме­нять санкции в отношении нарушителей правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Возникновение и развитие политической власти неразрывно связано с возникновением и развитием государства как особой системы органов и учреждений, осуществляющих управление страной и наделенных необходимыми для этого властными ресурсами, включая право на применение насилия.

Власть, где субъектом властных отношений становятся государственные органы и учреждения, а объектом власти — все население страны, принято называть государствен­ной властью. Государственная власть — это стержень политичес­ких властных отношений.

Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обще­стве существуют различные политические организации, движения, спо­собные оказывать воздействие как на массы, социальные группы, так и на деятельность государственных органов.

Исторически, чем сложнее становилось общество, тем более многообразными становились отношения политической власти. В современном обществе политическая власть имеет очень сложную конфигураци­ю. Факторы, обусловившие процесс ее дифференциации, зарожда­лись в пучине социальной жизни, в сложных коллизиях социальных взаимодействий, когда индивиды для решения своих, в том числе повседневных, проблем просто были вынуждены прибегать к созда­нию новых государственных учреждений и политических организаций. В итоге этого объективного процесса усложнения политических власт­ных отношений возникло несколько различных, решающих свои специфические задачи, институтов, организаций и учреждений, с помощью которых в современном обществе осуществляется политичес­кая власть.

 

Политические институты и политические отношения

Люди, вступающие в политические властные взаимодействия, по­стоянно меняются. Приходят и уходят правители, граждане избирают новых президентов и депутатов парламента, появляются новые партии, назначаются новые государственные чиновники. Наблюдая со стороны за действиями политиков, простому человеку подчас кажется, что все участники политического процесса действуют импульсивно, подчиня­ясь своим интересам, а потому вся политическая жизнь хаотична. Никто не может с полной уверенностью предсказать итоги выборов, предположить, какими способами будет осуществлять власть тот или иной государственный деятель, предугадать, когда вспыхнет очередной конфликт или обострится политическая борьба.

Однако не все в политике так хаотично и неопределенно. Полити­ческая жизнь любого общества обладает и некоторыми устойчивыми чертами. Главным фактором такой устойчивости являются политичес­кие институты. Что же такое политический институт? Дадим вначале этому понятию самое общее определение.

Политический институт — это устойчивый вид социального взаимо­действия, регулирующий определенный сегмент отношений полити­ческой власти в обществе.

Например, институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания представительного органа государственной власти и выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма — это не здание, где заседают парламен­тарии, и даже не сами депутаты, избранные на определенный срок, а устойчивые отношения, в которые неизбежно всту­пают люди, обретающие соответствующий статус.

Что необходимо для того, чтобы политические отношения обрели устойчивый характер?

Во-первых, необходимо, чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей, вступающих во взаимо­действие. Например, если речь идет об институте парламентариз­ма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязы­вающие их принимать участие в законотворческой дея­тельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т. п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм: кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждая свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей.

Во-вторых, необходимо поддерживать устойчивость институционального взаимо­действия соответствующими санкциями в от­ношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и пра­вила. Эти санкции могут быть «мягкими», т. е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и «жесткими», когда в отношении нарушителя применяется принуждение. Например, одному депутату, безответственно ве­дущему себя на заседании парламента, его коллеги могут сделать замечание, а другого, игнорирующего законотворческую деятельность, могут лишить депутатского мандата.

В-третьих, необходимо, чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные. В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью в ходе обучения и общения друг с другом усваивать нормы политического властного взаимодействия. Они узнают о возможных санкциях за несоблюдение пра­вил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются об их альтернативах, т. е. нормы входят в привычку и становятся признаком нормальной жизни.

Итак, политические институты — это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря:

  1. нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
  2. санкциям, препятствующим отклонению от нормативных мо­делей поведения;
  3. восприятию сложившегося институционального порядка как привычного.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, само­воспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ори­ентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведе­ния, на определенные нормы и правила. Одновременно сказанное означает, что говорить о наличии того или иного института можно только тогда, когда в действия людей воспроизводят пред­писываемые этим институтом модели поведения.

Какие же политические институты можно выделить в современном обществе?

Например, это институт парламентаризма, выполняющий функции регулирова­ния отношений по поводу создания основных правовых норм (законов, имеющих обязательную силу для всех граждан соответству­ющей страны) и представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парла­ментаризма касается прежде всего вопросов компетенции парламен­та, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.

Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами и должност­ными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наи­более ответственные решения в рамках этого вида политических отношений власти, является либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства — например, президент (США), либо только прави­тельство (Италия).

Рассредоточение системы управления общественными делами по­требовало унификации требований, предъявляемых к лицам, работа­ющим в государственных учреждениях. Так в обществе сложился институт государственной службы, регулирующий профессио­нальную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В нашей стране эта регуляция осуществляется на основе зако­на «Об основах государственной службы Российской Федерации». Этот закон определяет правовой статус государственных служащих, поря­док прохождения государственной службы, виды поощрений и от­ветственности служащих, основания прекращения службы и др.

Самостоятельное значение в системе исполнительной власти при­обрел также институт главы государства. Он обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру госу­дарства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.

Институты судопроизводства регламентируют отношения, скла­дывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполни­тельной ветвей власти, суд (за исключением судебного прецедента) сам не создает норм и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспе­чивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению.

Среди политических институтов современного общества особое место занимают те, которые регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений. Это, прежде всего, институт гражданства, определяющий взаимные обязательства государства и гражданина. В нормативных документах указывается, что гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство, в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, граж­данство детей при изменении гражданства родителей и т. д.

Важное место в системе политических властных отношений занимает институт избира­тельного права, регламентирующий порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией.

Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и их взаимодействия между собой. В обществе формируются какие-то общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений. И поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института.

Мы перечислили лишь наиболее значимые политические институты современного общества. В каждой стране складывается своя комбинация этих институтов, а на конкретные формы последних непосредственно влияет социокультурная среда. Институт парламентаризма в США, Индии, России и Южной Корее при похожих принципах функционирования законодательного собрания будет иметь свой особый национальный колорит.

Политические институты структурируют поле политических властеотношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов.

 

Политическая система

Политические отношения в современном обществе сложны и многообразны, они не сводятся только к взаимодействиям людей в рамках институтов. Вот почему для описания общей картины политических отношений целесообразно воспользоваться системным методом, который позволяет не только выделить устойчивые политические об­разования, институты, но и создать логическую схему, объясняющую их взаимозависимость.

Системный анализ предполагает выявление струк­турных элементов системы и характера установив­шихся между ними зависимостей (функциональных связей). Поскольку политические институты представляют собой очень устойчивые образования, то их можно рассматривать в качестве базовых структурных элементов политической системы. Иными словами, политическую систему можно представить как упоря­доченную совокупность политических институтов.

Например, политическая система Российской Федерации вклю­чает реально сложившиеся в нашем обществе институты президент­ства, исполнительной власти, парламентаризма, судебной власти, по­литических партий, общественно-политических организаций, граж­данства, всеобщего избирательного права и др.

Однако система никогда не сводится к арифметической сумме своих элементов. Ее специфику составляют особые связи и отношения, ко­торые складываются между ее структурными элементами, в данном случае между политическими институтами. Наличие этих отношений позволяет рассматривать политическую систему не как простой набор политических институтов, а как их упорядоченную совокупность, образующую новую целостность.

Поясним сказанное на следующей модели (рис. 1). Пусть прямоу­гольники обозначают политические институты общества, тогда их мно­жество составит то, что принято называть институциональным уровнем политической системы. Соединим прямоугольники дугами, которые ука­жут на существующие между институтами отношения, функциональ­ные связи. Таким образом, мы с помощью этих дуг в нашей модели обозначим второй, системно-нормативный уровень политической системы.

 

Конечно, приведенная на рисунке модель политической системы носит упрощенный характер, но, тем не менее, она позволяет понять, что системность достигается именно за счет связей, складывающихся между институтами, поэтому объяснить и понять систему можно, толь­ко уяснив назначение и реальное выражение системно-нормативного уровня. Этот уровень представляет собой своеобразное нормативное про­странство, задающее алгоритм действия институциональной подсистеме. Он определяет функциональное назначение политических ин­ститутов, устанавливает поле их ответственности, взаимные права и обязанности. Его главное назначение — поддержание институционального единства политической системы.

Реально третий уровень политической системы современного общества воплощен прежде всего в нормах конституционного права, которые представляют собой общеобязательные правила, установленные конституцией и конституционными законами. Эти нормы опре­деляют функциональные связи и зависимости между политическими институтами, а также поле ответственности каждого из них.

Проиллюстрируем характер межинституциональных отношений на примере нормативного регулирования взаимосвязей института президентства с другими политическими институтами в США.

  • Президент, избираемый на всеобщих выборах, не зависит от Конгресса США, члены которого избираются от штатов и избирательных округов. Конгресс не вправе путем вотума недоверия отправить администрацию (правительство) в отставку, но и президент не имеет права распустить Конгресс США и назначить внеочередные парламентские выборы.
  • Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Конгресса — сенатом. Только президент имеет право назначать чиновников на высшие должности в аппарате исполнительной власти. Однако ни один из назначенцев президента (за исключением сотрудников его личного аппарата) не может вступить в должность без утверждения его кандидатуры сенатом.
  • Законодательная власть принадлежит Конгрессу США. Президент, со своей стороны, может выступать противовесом законодательной власти, если наложит вето на закон, принятый Конгрессом, а Конгресс при повторном голосовании не сможет набрать две трети голосов, необходимых по Конституции для отклонения вето. В свою очередь, Верховный суд США вправе признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом и подписанный президентом, и тем самым отменить его.
  • Президент — полномочный глава всей федеральной исполнительной власти. Однако Конгресс может осуществлять контрольную функцию в отношении исполнительной власти, следить за тем, как администрация президента исполняет законы и расходует ассигнованные Конгрессом средства.
  • Президент имеет право издавать исполнительные приказы (указы). Конгресс не вправе отменить эти указы, но Верховный суд США полномочен аннулировать их, если сочтет, что они не соответствуют Конституции.
  • Верховный суд может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом, и любой указ, изданный президентом, но действует он не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решений нижестоящей судебной инстанции, уже определившей свое отношение к действиям законодательной или исполнительной власти. Судебная власть, согласно Конституции, независима от законодательной. Президент может повлиять на деятельность Верховного суда путем назначений на появившиеся в нем вакансии сторонников своего политического курса. В свою очередь, Конгресс может принять закон или предложить поправку к Конституции, изменяющие юрисдикцию Верховного суда.
  • Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе с помощью процедуры импичмента отстранить от должности президента и других должностных лиц, включая федеральных судей.

Современная наука рассматривает политическую систему как от­крытую систему, т. е. систему, постоянно взаимодействующую с окружающей средой. Характер этого взаимодействия имеет огромное значение для политической системы, под его воздей­ствием могут проходить как разрушительные для системы процессы, так и, наоборот, укрепляться ранее сложившиеся функциональные зависимости.

Такой подход позволил ученым разработать некоторые новые прин­ципы системного анализа. Например, известный американский соци­олог Т. Парсонс сформулировал функциональные императивы. Согласно его методологии, политическая система будет нормально функ­ционировать, только если будет выполнять четыре основные функции: адаптация, целедостижение, поддержание образца и инте­грация. Американский политолог Д. Истон предложил модель, объяс­няющую характер взаимодействия политической системы с окружа­ющей средой на основе принципов кибернетики.

В каждом обществе складывается своя политическая система. Ее специфика определяется как набором политических институтов (например, в одной стране есть институт президентства, а в другой — институт монархии), так и системно-нормативным уровнем, т. е. скла­дывающимися между институтами отношениями и связями. Во вто­ром случае могут быть различия в полномочиях, функциях институ­тов (например, в одной стране монарх наделен абсолютной властью, а в другой его власть существенно ограничена), в характере их взаи­мосвязи (в одном случае президент должен обязательно считаться с мнением парламента, а в другом — только принимать это мнение к сведению).

На формирование политической системы влияет множе­ство факторов: традиции политической жизни; доминирующие в мас­совом сознании ценностные ориентации, убеждения, стереотипы; идеологические предпочтения правящей группы; социально-экономичес­кие интересы основных классов; острота политической борьбы; соци­альная напряженность; характер экономического развития страны и многое другое. Именно поэтому политическая система каждого обще­ства имеет свой неповторимый облик.

 

Легитимность политической власти

В политической истории можно наблюдать немало явлений, на первый взгляд парадоксальных, таких, например, как покорность масс тиранам, диктаторам. Ее трудно объяснить только страхом перед вооруженной силой, тем более что люди сами способ­ствуют приходу к власти жестоких, авторитарных правителей, требу­ют сильной власти, поощряют вмешательство государства во все сфе­ры общественной жизни. Есть также немало случаев отторжения массами демократических форм организации политической жизни, недоверия к демократическим институтам, к лидерам, отстаивающим либеральные принципы свободы личности.

Вспомним, как восторженно после революции 1918 г. в Германии люди отнеслись к демократическим принципам, заложенным Веймарской конституцией, как приветствовали установление в стране республиканского строя. Но немногим более чем через десять лет эти же массы способствовали падению Веймарской республики в Германии, утверждению диктатуры Гитлера. Для понимания механизмов устойчивости одних политических систем и причин быстрого разру­шения других нам следует обратиться к понятию легитимности политической власти.

Легитимность (от лат. legitimus — законный) — это признание сложившегося порядка осуществления политической власти в качестве нормального, правильного, законного. В отличие от легальности, означа­ющей приведение каких-либо поведенческих актов в соответствие с действующим законом, легитимность предполагает фактическое признание населением страны, а также международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны.

Признаками легитимной политической власти являются:

  1. арезкое снижение удельного веса девиантного, т. е. отклоняюще­гося от принятых в социуме норм политического поведения. Иными словами, люди подчиняются властям, выполняют их распоряжения, соблюдают законы, не выступают за насильственное свержение правительства, ведут политическую борь­бу в соответствии с общепринятыми правилами;
  2. доминирование в массовом сознании представлений о естествен­ности, необходимости и целесообразности сложившегося поли­тического порядка. Следствием этого является то, что боль­шинство людей подчиняется властям, действует в соответствии с политическими нормами не из боязни быть наказанными, а в силу сформировавшихся у них убеждений, что это разумно, правильно, либо потому, что они привыкли так поступать;
  3. сокращение репрессивного аппарата, обеспечивающего внеш­нее принуждение.

Почему массы в одних случаях признают, поддерживают полити­ческий порядок, а в других — отвергают его, борются с ним? Ответ на этот вопрос коренится, по мнению известного немецкого социо­лога М. Вебера, в некоторых особенностях социального поведения человека. Назовем эти особенности.

Во-первых, человек обладает способностью к научению моделям поведения и превращению их в привычку. Живя в окружении других людей, обща­ясь с ними, индивид знакомится с принятыми в обществе нормами и правилами поведения, в том числе и теми, которые регулируют отно­шения политической власти. Он усваивает их, вначале просто подражая поведению окружающих, а затем воспроизводя сложившиеся стерео­типы поведения по привычке. Стереотипы поведения помогает людям экономить жизненную энергию, предвидеть поведение окру­жающих, придает жизни каждого человека устойчивость и опреде­ленность. Поговорка «привычка — вторая натура» раскрывает ту ог­ромную роль, которую играет в жизни человека устоявшееся, тради­ционное, привычное. В этом кроется ответ на «загадку» о причинах безропотного подчинения недальновидным политикам и жестоким тиранам и, на­против, противодействия новому, необычному в политической жизни.

Сила традиции хорошо осознается политиками и в настоящее время. Жизненность и действенность американской демократии коренится прежде всего в верности многих поколений единой политической традиции. У американцев с раннего возраста воспитывается почтитель­ное отношение к Конституции, закону, культуре и истории страны.

Во-вторых, человеку свойственно чувственно-эмоциональное вос­приятие окружающего мира, в том числе и мира политической власти. Все, что происходит вокруг человека, вызывает у него самые разно­образные чувства: восторг, радость, удовлетворение, тревогу, страх, растерянность. И эти чувства могут превращаться в сильные внутрен­ние мотивы, подталкивающие его к каким-либо действиям. Данное свойство человеческой психики давно и умело используется полити­ками всех времен и народов. Одни правители держались на троне бла­годаря тому, что могли вызвать у своих подданных страх, а другие — умиление и восторг. Подмечено, что роль эмоционального фактора начинает резко возрастать в ситуациях, характеризующихся наруше­нием обычного течения жизни. Стихийные бедствия, экономические кризисы выбивают людей из привычной колеи, порождают растерян­ность, связанную с нарастанием непредсказуемости в поведении ок­ружающих. Именно в такие периоды выплескивается эмоционально окрашенное разочарование в политических институтах, нередко на­ходящее свое продолжение в стихийных протестах против государ­ственного руководства, в массовых нарушениях устоявшихся правил политической жизни и политической борьбы.

Нарастающая эмоциональная волна опрокидывает старых прави­телей и выносит на пьедестал новых лидеров. И в этих условиях необходимо либо время для всеобщего эмоционального успокоения, как это было в России в годы Смуты начала XVII в., либо вручение судь­бы нации в руки харизматического лидера, т. е. человека выдающегося, обладающего, по мнению людей, некими исключительными качества­ми. В последнем случае восстановление нормальной работы политических институтов будет осуществляться путем первоначального отождествления самих этих институтов и предписываемых ими норм с деятельностью выдвинувшегося лидера.

В-третьих, это ценностное отношение человека к окружающему миру. Способность человека смотреть на мир через призму сформировавшихся у него ценностей выделяет его из животного мира. Ценностное восприятие мира позволяет человеку конструировать идеальные модели общества, государства, оценивать политические институты и отвергать их, если они не соответствуют его представлениям о важном, значимом и необходимом. Если в обществе люди в основной массе разделяют демократические ценности, то они будут поддерживать такой политический порядок, который в наибольшей степени будет способствовать их реальному воплощению в жизнь. Ориентация масс на ценности авторитаризма провоцирует недоверие к парламентаризму, принципу разделения властей, порождает благожелательное отношение к идее и практике концентрации власти в одних руках. Человек не рождает­ся с готовыми представлениями о политическом нормативном поряд­ке. Он их формирует под влиянием определенной социокультурной традиции, что в конечном итоге обусловливает легитимацию различ­ных, а подчас и противоположных политических порядков.

В-четвертых, это рациональность поведения человека, т. е. его способ­ность осознавать свои интересы и потребности и разраба­тывать целевые программы по их достижению. Рациональность ведет к формированию инструментального, утилитарного отношения к по­литической власти. Отношение к властным структурам строится на их оценке как фактора, способного или неспособного создать необходи­мые условия для достижения индивидом своих целей, для его актив­ности, проявления творческой инициативы. Не случайно, чем выше рациональность поведения, тем большую заинтересованность прояв­ляют люди в утверждении принципов правового государства, обеспе­чивающих регуляцию поведения человека не на основе чьей-то воли, а на основе закона, твердой, обезличенной нормы.

Итак, люди могут воспроизводить в своих действиях политичес­кие отношения, институциональные нормы, потому что:

  • привыкли к ним;
  • искренне верят лидерам, устанавливающим эти нормы;
  • уверены, что политический нормативный порядок соответствует их ценностным ориентациям;
  • убеждены, что политические институты, политическая систе­ма в целом создают общие для всех правила взаимодействия и, таким образом, способствуют достижению каждым челове­ком своих личных целей.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов под­держки населением политического нормативного порядка пре­обладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности:

  • традиционную;
  • харизматическую;
  • ценностную;
  • рациональную.

 

Политические партии

Для выражения и защиты своих интересов люди создают различ­ные организации и движения. Одним из видов таких организаций яв­ляются политические партии. Что же отличает политические партии, каковы их функции в обществе?

Политическая партия — это устойчивая, формализованная органи­зация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами и совпадающими интересами.

Рассмотрим специфические особенности партий, содержащиеся в этом определении.

Во-первых, партии — это устойчивые, формализованные органи­зации, т. е. организации с внутренне упорядоченной структурой фор­мальных и иерархизированных отношений. Иными словами, отноше­ния между членами партии регламентируются определенными норма­ми и правилами, безличными, формальными по своему характеру. Обычно эти нормы и правила изложены в соответствующем нормативном документе — уставе партии. Устав определяет условия вступления в партию, структуру партийных организаций, порядок избрания руководящих органов, поле их ответственности, права и обязанности членов партии и т. д. Благодаря установленным нормам и правилам отношения в партии перестают зависеть от личных пристрастий, симпатий и антипатий, они формализуются, т. е. во все в большей степени ориентируются на общие для всех требования. Это делает партии устойчивыми организациями, способными существовать на протяжении длительного времени.

Формализация партий имеет еще одно последствие. Она ведет к усилению позиций партийного руководства, что позволило немецкому социологу и политологу Р. Михельсу сформулировать так называемый «железный закон олигархии». Изучая партии, Р. Михельс пришел к выводу, что со временем партия превращается в своеоб­разную социальную машину, предназначенную для достижения определенных целей. Эта машина начинает работать в соответствии с собственной логикой и неизбежно отдаляется от населения. В самой же партии происходит размежевание между партийной массой и руководством, вождями. Последние присваивают себе исключительные права, выделяются в особый слой, превращаются в партийную олигархию.

Во-вторых, партии стремятся к участию в осуществлении государственной власти — либо через давление на правительство, либо путем вхождения в высшие государственные органы. Как правило, в качестве ключевых задач партия выдвигает участие в выборах государственных органов, получение максимального числа мест в представительных органах и права на формирование правительства, участие в работе других государственных структур. В зависимости от идеологических установок и ситуации в стране, партия может добиваться реше­ния этих задач как легальными, прежде всего парламентскими мето­дами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, так и прибегая к насилию, отвергая сложившиеся традиции.

В-третьих, партия объединяет людей, придерживающихся близ­ких идейно-политических взглядов и имеющих близкие интересы. Обычно взгляды излагаются в каких-либо программных документах, де­кларациях, заявлениях партии. Многообразие идеологических кон­цепций, представленных в современном мире, позволяет говорить о либеральных, консервативных, социал-демократических, коммуни­стических, христианско-демократических, национально-патриотичес­ких и других партиях.

Какую же роль играют партии в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть функции партий.

Первой функцией партий является участие в избирательных кампа­ниях. Партии организуют выдвижение и поддержку кандидатов, мо­билизуют массы на участие в голосовании за определенных кандида­тов, контролируют действия своих соперников.

Второй функцией политических партий является разработка идео­логических концепций и внедрение в массовое сознание политических ценностей. Приверженность партии определенной системе политичес­ких ценностей — либеральной, коммунистической, социал-демокра­тической, — с одной стороны, составляет ее сущностную характери­стику, а с другой — является важным направлением ее деятельности. Стремясь к расширению своего влияния, партия активно пропаган­дирует систему ценностей, составляющую ядро ее идейно-политичес­кой платформы. Для этого используются различные возможности: от непосредственного общения на встречах, собраниях, митингах до тира­жирования заявлений и деклараций через средства массовой информа­ции.

Идеологическая функция партии нередко входит в противоречие с ее электоральной функцией. Приверженность определенным идеологическим принципам не позволяет партии ориентироваться на более широкие слои избирателей и требует от нее либо изменения принципов, либо отказа от шансов провести большое количество своих кандидатов в парламент. Доминирование электоральной функции над идеологической при­водит к появлению партий «хватай всех», которые отличаются праг­матичностью своей позиции, ориентацией на сиюминутные интере­сы населения. В странах, где такие партии становятся основными субъек­тами политической жизни, происходит размывание идеологических различий между ними.

Третьей функцией политических партий можно назвать выражение и защиту интересов различных социальных групп. Партии формулиру­ют требования, выражающие интересы отдельных групп, стремятся к их обобщению, выделению приоритетов, созданию комплексных про­ грамм, учитывающих и связывающих между собой устремления разных слоев общества. Эта деятельность партий, как правило, подчиняется логике идеологических императивов, определяющих лицо партии. Так, одни партии аккумулируют различные интересы вокруг принци­па ограничения вмешательства государства в социально-экономичес­кую жизнь общества, другие основополагающим принципом считают социальную справедливость и равенство возможностей, третьи ставят во главу угла интересы нации как целостности, даже если их реализа­ция произойдет за счет ущемления свободы отдельных индивидов.

Четвертая функция политических партий заключается в том, что они активно участвуют в формировании политической элиты и полити­ческих лидеров. В демократическом обществе гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным в государственные органы и таким образом подняться на вершину политической иерархии. Однако исполнение функций государственного и политического управления всегда требует от человека определенных навыков и умений, и партии берут на себя задачу их формирования у желающих заниматься полити­ческой деятельностью. Вступая в партию, человек активно включается в политическую жизнь. Продвигаясь по ступеням партийной иерархии, он овладевает навыками организаторской, пропагандистской работы, умением отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, знакомится с пе­рипетиями политической борьбы. Практически все современные поли­тики в той или иной форме прошли школу партийной работы.

Пятая функция политических партий — мобилизующая. Она зак­лючается в способности партий организовывать массы для решения определенных задач в обществе. Обладая организационной структу­рой, возможностями пропагандистского воздействия, партии оказы­вают значительное влияние на большие социальные группы. В зависи­мости от своего места в политической системе, они способны организовывать митинги и шествия в поддержку власти или акции протеста и кампа­нии гражданского неповиновения. Стремясь к привлечению на свою сторону новых сторонников, партии борются с политической апати­ей, свойственной некоторым слоям населения.

Таким образом, партии играют роль своеобразных посредни­ков между государством и гражданами. С одной стороны, они ак­кумулируют интересы различных социальных групп, транслиру­ют требования масс в государственные структуры, стремятся их реализовать при вхождении своих представителей в органы зако­нодательной и исполнительной властей. Граждане, поддерживая ту или иную партию, получают возможность влиять на содержа­ние государственной политики, на состав политической элиты. С другой стороны, партии оказывают непосредственное воздей­ствие на население путем распространения идеологических кон­цептов, политических ценностей, взглядов, убеждений и пред­почтений. Они могут нацелить и организовать массы на дости­жение определенной цели. Чем больше партия интегрирована в государственные структуры, тем выше вероятность того, что она будет вносить в массовое сознание те идеи, в которых заин­тересована действующая власть. В лице таких партий государство получает дополнительные рычаги воз­действия на население.

В современном мире существует множество самых разных партий, и каждая из них по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем можно выделить некоторые общие параметры, позволяющие типологизировать партии, сравнивать их между собой.

Прежде всего, партии различаются по своим идеологическим ориентациям, выраженным в их программных документах и заявлениях. По этому признаку выделяют либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические, христианско-демократические, национально ориентированные и др. партии. Зная идеологические приоритеты партии, можно в определенной степени спрогнозировать ее управленческие шаги в случае победы на президентских или парламентских выборах. Например, существует большая вероятность того, что партия либеральной ориентации будет поддерживать утверждение и развитие в обществе института частной собственности, будет выступать за ограничение вмешательства государства в социально-экономические процессы. И, напротив, партия социалистической ориентации будет во главу угла ставить проблемы социальной справедливости, поддержки интересов малоимущих слоев населения, требовать расширения государственного регулирования экономики.

Важным параметром, диверсифицирующим партии в современные обществах, является их внутренняя структура. Впервые на этот фактор обратил внимание французский политолог М. Дюверже. Так, он выделил кадровые партии, в которых отсутствует система членства, а вся партийная дея­тельность сводится к проведению избирательных кампаний, нося своеобразный «сезонный» характер. Всю работу в такой партии ведут активисты-профессионалы (кадры). Существует такая партия, главным образом, за счет пожертвований, добровольных взносов заинтересованных лиц и корпораций. Партии этого типа называют также электоральными, подчеркивая тем самым основную направленность их деятельности.

Второй тип партий — массовые. Эти партии отличаются системой массового членства и постоянным характером работы, необходимой для поддержания у членов партии заинтересованности в приобщении к организации. Участие в избирательных кампаниях для таких партий лишь важный этап их деятельности. В период между выборами такие партии обычно занимаются разработкой политических программ, привлечением своих членов к участию в работе партийных организаций в той или иной форме. Эти партии называют также идеалогическими, так как они направленно акцентируют внимание на приверженности определенной системе политических ценностей.

Третий тип — строго централизованные партии, сочетающие мас­совое членство с жесткой дисциплиной и требующие от каждого члена организации выполнения определенных функций. Первой партией этого типа стала партия большевиков в России. Построенная на прин­ципах безукоснительного исполнения решений руководящих партийных органов, она смогла быстро превратиться в сплоченную организацию. Такую партию отличает отсутствие внутренних идеологических разногласий, фракционной борьбы. Сросшаяся с государственными структурами, она способна контролировать через многочисленные первичные организации все многообразие социальной жизни общества.

 

Политическая наука

Со времени своего зарождения политическая наука, как система знаний о политических отношениях, институтах, процессах, идеях и т.д. прошла долгий и сложный путь. Первоначально это знание существовало в религиозно мифологической форме. Постепенно оно начало принимать более рационализированные черты, сосредоточившись на изучении устройства отдельных государств и публичной власти, описании искусства гуманного управления людьми ( Конфуций), форм правления в отдельных государствах ( Платон и Аристотель) и некоторых других сторонах политики.

В XIII веке в Европе на основе схоластики стали возникать научные дисциплины, именуемые в те времена то как «art politica» (политическое искусство – Альберт Великий), то «scentia politica» (политическая наука – Фома Аквинский), то «doctrina politica» (политическое учение ( Л. Гвирини), то  «sanctissima civilis scientia» (священная гражданская наука – С. Брент) и представляющие собой первые формы концептуализации научной мысли о политике. В XVI-XIX вв. вместе с усложнением форм государственного правления усложнились и формы теоретического отображения политики. Итальянский мыслитель Н. Макиавелли совершил подлинный научный прорыв, разделив представления о политике и обществе и представив политику, область государственной власти и управления как особый предмет для научного описания.

Мощный теоретический подъем на рубеже XIX-XX вв. привел к окончательной институализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины, обладающей собственным инструментарием и предметом исследования. В США, Германии и Франции появились университетские кафедры, т.е. академические структуры, которые стали специализированными центрами по изучению политики. Существовал факультет политологии и в Императорском Московском университете. В начале XX века была создана первая Американская ассоциация политической науки, объединившая в своих рядах ученых, профессионально исследовавших сферу политики. Первый президент этой ассоциации Вудро Вильсон был впоследствии избран президентом США.

Значительный вклад в развитие политической науки внесли в XIX – в начале XX в. ученые из России – Б. Чичерин, П. Новгородцев, М. Ковалевский, М. Острогорский, Г. Плеханов. В XX в. основной вклад в развитие политологии принадлежит западным теоретикам: Т. Парсонсу, Д. Истону, Р. Дарендорфу, М. Дюверже, Р. Далю, Г. Алмонду и др.

В настоящее время политическая наука состоит из множества специальных дисциплин, изучающих различные проблемы и темы политической жизни. Обычно принято выделять в политологии разделы и субдисциплины, изучающие: теорию политики, политические институты, процессы и технологии, политическую психологию, политическую культуру и идеологию, политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития, политическую регионалистику и этнополитику, политический анализ и прогнозирование, политическую социологию, историю политических учений.

Рекомендуемая литература

Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М. 1990-е гг.

Аристотель. Политика.

Макиавелли Н. Государь.

Политология. Лексикон. Под ред. А.И. Соловьева. РОССПЭН. М. 2007

Учебная литература

Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов. Под ред. Ю.Ю. Петрунина. 6-е изд. Книжный дом «Университет». М. 2010. С. 320-405

Словарь по обществознанию. Учебное пособие для абитуриентов. Под ред. Ю.Ю. Петрунина. 5-е изд. Книжный дом «Университет». М. 2009. С. 217-276

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.