Зарегистрироваться

Психолингвистика

Под редакцией сообщества: Психология

Психолингвистика (психология языка) – междисциплинарная когнитивная наука, изучающая процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде.

С момента своего возникновения в середине XX-го века психолингвистика (наряду с психологией, лингвистикой, философией, антропологией, кибернетикой, нейронаукой и многочисленными междисциплинарными науками, возникшими на стыке перечисленных шести дисциплин) принадлежит к числу когнитивных наук.

Современная психолингвистика имеет фундаментальную и прикладную составляющие. Психолингвисты, работающие в фундаментальной области, занимаются разработкой верифицируемых теорий и гипотез относительно функционирования языка и их дальнейшей проверкой. Психолингвисты, работающие в прикладной области, используют накопленные знания для развития навыков чтения у детей, усовершенствуют методики обучения детей и взрослых иностранному языку, разрабатывают новые методы лечения и реабилитации людей с различного рода речевой патологией, вносят свой вклад в создание искусственного интеллекта.

На сегодняшний день основным научным методом психолингвистики является эксперимент. Однако в отдельных областях психолингвистики часто используются и другие научные методы – интроспекция, наблюдение и моделирование. 

Читать дальше

Рекомендуемая литература

Название Год Текст Тип Действия
1. Введение в психолингвистику
Сахарный Л.В.
1989
Категория знаний: Психолингвистика

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов
2. Психолингвистика
Фрумкина Р.М.
2001
В книге дается представление о науке, котороя объясняет как мы понимаем речь, как овладеваем речью на родном и иностранном языках и выражаем мысли, как связаны речь и интеллект, какую роль в развитии речи играют знаковые операции. Особое внимание уделено вопросам общения с "проблемными" детьми.
Категория знаний: Психолингвистика

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов
3. Язык и ребенок
Цейтлин С.Н.
2000
В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (русского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, синтаксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей. Автор придерживается "конструктивистского" подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что...
Категория знаний: Психолингвистика

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов
4. Порождение речи
Ахутина Т.В.
2007
Монография посвящена изучению механизмов синтаксиса. На основе анализа аграмматизма у больных с афазией выделены три уровня синтаксической организации: смысловой (по типу «топик-коммент»), семантический (падежная грамматика) и поверхностный. Те же уровни обнаруживаются и при анализе разговорной речи, детской речи, речевых ошибок взрослых и др. Используя разработанный А.Р...
Категория знаний: Психолингвистика

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный
5. Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967 – 2005
Ахутина Т.В.
2005
Категория знаний: Психолингвистика

Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный
6. The psychology of language
Харли (Harley) Т.
Категория знаний: Психолингвистика
7. Введение в психолингвистику
Залевская А.А.
1999
В учебнике прослеживается динамика различных подходов к актуальным проблемам психолингвистики. Во введении освещается становление психолингвистики как науки интегративного типа. Книга "Введение в психолингвистику", написанная автором Залевская А.А., предназначена для широкого круга читателей, интересующихся литературой из раздела . Книга может быть полезна и интересна...
Категории знаний: Когнитивные науки, Психолингвистика
Название Год Текст Тип Действия

Вся литература (7)

Персоналии

Автор Произведений / ЭПД Действия
1. Ахутина Татьяна Васильевна
Нейропсихолог, психолингвист
2 / –
Год рождения:
1941
Категория знаний: Психолингвистика
2. Черниговская Татьяна Владимировна
Психолингвист и нейролингвист
– / –
Ведущий специалист в области психо- и нейролингвистики. Профессор кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая отделом общего языкознания и лабораторией когнитивных исследований Института филологических исследований СПбГУ.
Год рождения:
1947
Категория знаний: Психолингвистика
3. Цейтлин Стелла Наумовна
Специалист по детской речи
1 / –
Ведущий специалист в России по детской речи. Заведующая кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена, доктор филологических наук, профессор.
Год рождения:
1935
Категория знаний: Психолингвистика
4. Леонтьев Алексей Алексеевич
Психолог и лингвист
1 / –
Психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН.
Годы жизни:
1936 — 2004
Категория знаний: Психолингвистика
5. Сахарный Леонид Волькович
Лингвист
1 / –
Советско-российский лингвист, один из инициаторов психолингвистических исследований в СССР.
Годы жизни:
1934 — 1996
Категория знаний: Психолингвистика
6. Фрумкина Ревекка Марковна
Лингвист, психолог
1 / –
Год рождения:
1931
Категория знаний: Психолингвистика
7. Харли (Harley) Тревор
Психолингвист
1 / –
Категория знаний: Психолингвистика
Автор Произведений / ЭПД Действия
1. Ахутина Татьяна Васильевна
Нейропсихолог, психолингвист
2 / –
Год рождения:
1941
Категория знаний: Психолингвистика
3. Цейтлин Стелла Наумовна
Специалист по детской речи
1 / –
Ведущий специалист в России по детской речи. Заведующая кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена, доктор филологических наук, профессор.
Год рождения:
1935
Категория знаний: Психолингвистика
4. Леонтьев Алексей Алексеевич
Психолог и лингвист
1 / –
Психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН.
Годы жизни:
1936 — 2004
Категория знаний: Психолингвистика
5. Сахарный Леонид Волькович
Лингвист
1 / –
Советско-российский лингвист, один из инициаторов психолингвистических исследований в СССР.
Годы жизни:
1934 — 1996
Категория знаний: Психолингвистика
6. Фрумкина Ревекка Марковна
Лингвист, психолог
1 / –
Год рождения:
1931
Категория знаний: Психолингвистика
7. Харли (Harley) Тревор
Психолингвист
1 / –
Категория знаний: Психолингвистика
Автор Произведений / ЭПД Действия

Все персоналии (7)

Термины и понятия

Восприятие и распознавание звучащей речи, прайминг, рабочая память, порождение речи, нейролингвистика.

Все термины и понятия (5)

Научные центры и организации

Название Действия
1. Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук

Тип:

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом, в задачи которого входит оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи.

Телефон:
(495) 695-26-60
Сайт:
http://www.ruslang.ru
Эл. почта:

Категории знаний: Текстология, Психолингвистика, Прикладная лингвистика, Арт-рынок, Социолингвистика ...

2. Отделение теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Тип: Учебное учреждение

Телефон:
(495) 939-26-01
Сайт:
http://www.philol.msu.ru/~otipl/new
Эл. почта:
otipl@philol.msu.ru

Категории знаний: Психолингвистика, Прикладная лингвистика

3. Кафедра общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Тип: Учебное учреждение

Телефон:
(7 812) 328 95 10
Сайт:
http://www.genlingnw.ru
Эл. почта:
genling.spb@gmail.com

Категории знаний: Сравнительно-историческое языкознание, Социолингвистика, Прикладная лингвистика ...

Все научные центры и организации (5)

Другие категории

Люди

Сообщество «Психология»

Публикации

Все публикаций (1)