Психолингвистика
В данном разделе энциклопедии представлено:
Психолингвистика (психология языка) – междисциплинарная когнитивная наука, изучающая процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде.
С момента своего возникновения в середине XX-го века психолингвистика (наряду с психологией, лингвистикой, философией, антропологией, кибернетикой, нейронаукой и многочисленными междисциплинарными науками, возникшими на стыке перечисленных шести дисциплин) принадлежит к числу когнитивных наук.
Современная психолингвистика имеет фундаментальную и прикладную составляющие. Психолингвисты, работающие в фундаментальной области, занимаются разработкой верифицируемых теорий и гипотез относительно функционирования языка и их дальнейшей проверкой. Психолингвисты, работающие в прикладной области, используют накопленные знания для развития навыков чтения у детей, усовершенствуют методики обучения детей и взрослых иностранному языку, разрабатывают новые методы лечения и реабилитации людей с различного рода речевой патологией, вносят свой вклад в создание искусственного интеллекта.
На сегодняшний день основным научным методом психолингвистики является эксперимент. Однако в отдельных областях психолингвистики часто используются и другие научные методы – интроспекция, наблюдение и моделирование.
↑Рекомендуемая литература
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Введение в психолингвистику Сахарный Л.В. |
1989 | — | ||
Категория знаний:
Психолингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
2. |
Психолингвистика Фрумкина Р.М. |
2001 | — | ||
В книге дается представление о науке, котороя объясняет как мы понимаем речь, как овладеваем речью на родном и иностранном языках и выражаем мысли, как связаны речь и интеллект, какую роль в развитии речи играют знаковые операции. Особое внимание уделено вопросам общения с "проблемными" детьми.
Категория знаний:
Психолингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
3. |
Язык и ребенок Цейтлин С.Н. |
2000 | — | ||
В пособии рассматривается процесс освоения ребенком родного (русского) языка: звуковой стороны речи, морфологических категорий, синтаксических конструкций, формирование словаря. Уделено внимание особенностям письма, объясняются закономерности орфографических ошибок у детей. Автор придерживается "конструктивистского" подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что...
Категория знаний:
Психолингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
4. |
Порождение речи Ахутина Т.В. |
2007 | — | ||
Монография посвящена изучению механизмов синтаксиса. На основе анализа аграмматизма у больных с афазией выделены три уровня синтаксической организации: смысловой (по типу «топик-коммент»), семантический (падежная грамматика) и поверхностный. Те же уровни обнаруживаются и при анализе разговорной речи, детской речи, речевых ошибок взрослых и др.
Используя разработанный А.Р...
Категория знаний:
Психолингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
5. |
Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967 – 2005 Ахутина Т.В. |
2005 | — | ||
Категория знаний:
Психолингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
6. |
The psychology of language Харли (Harley) Т. |
— | — | ||
Категория знаний: Психолингвистика | |||||
7. |
Введение в психолингвистику Залевская А.А. |
1999 | — | ||
В учебнике прослеживается динамика различных подходов к актуальным проблемам психолингвистики. Во введении освещается становление психолингвистики как науки интегративного типа. Книга "Введение в психолингвистику", написанная автором Залевская А.А., предназначена для широкого круга читателей, интересующихся литературой из раздела . Книга может быть полезна и интересна...
Категории знаний:
Когнитивные науки, Психолингвистика
|
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|
↑Персоналии
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Ахутина Татьяна Васильевна Нейропсихолог, психолингвист |
2 / – | |
|
|||
2. |
Черниговская Татьяна Владимировна Психолингвист и нейролингвист |
– / – | |
Ведущий специалист в области психо- и нейролингвистики. Профессор кафедры общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая отделом общего языкознания и лабораторией когнитивных исследований Института филологических исследований СПбГУ.
|
|||
3. |
Цейтлин Стелла Наумовна Специалист по детской речи |
1 / – | |
Ведущий специалист в России по детской речи. Заведующая кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена, доктор филологических наук, профессор.
|
|||
4. |
Леонтьев Алексей Алексеевич Психолог и лингвист |
1 / – | |
Психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН.
|
|||
5. |
Сахарный Леонид Волькович Лингвист |
1 / – | |
Советско-российский лингвист, один из инициаторов психолингвистических исследований в СССР.
|
|||
6. |
Фрумкина Ревекка Марковна Лингвист, психолог |
1 / – | |
|
|||
7. |
Харли (Harley) Тревор Психолингвист |
1 / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Ахутина Татьяна Васильевна Нейропсихолог, психолингвист |
2 / – | |
|
|||
3. |
Цейтлин Стелла Наумовна Специалист по детской речи |
1 / – | |
Ведущий специалист в России по детской речи. Заведующая кафедрой детской речи РГПУ им. Герцена, доктор филологических наук, профессор.
|
|||
4. |
Леонтьев Алексей Алексеевич Психолог и лингвист |
1 / – | |
Психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН.
|
|||
5. |
Сахарный Леонид Волькович Лингвист |
1 / – | |
Советско-российский лингвист, один из инициаторов психолингвистических исследований в СССР.
|
|||
6. |
Фрумкина Ревекка Марковна Лингвист, психолог |
1 / – | |
|
|||
7. |
Харли (Harley) Тревор Психолингвист |
1 / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|
↑Термины и понятия
↑Научные центры и организации
Все научные центры и организации (5)
↑Другие категории
↑
←
↑Люди
- Данную категорию редактирует сообщество «Психология»
- Количество тем - 0,
участников - 8,
работ - 420,
организаций - 36,
категорий - 27 - В сообществе: кандидатов наук - 1, докторов наук - 3
- Активные пользователи: Григоренко Оксана Евгеньевна, Шмелев Александр Георгиевич, Миролюбова Елена Вадимовна
- Наибольший вклад: Шмелев Александр Георгиевич, Панов Виктор Иванович, Федорова Ольга Викторовна