Цивилизация
Цивилизация – самый крупный культурный комплекс, который часто отождествляют с самой культурой.
Цивилизация понимается учеными в двух значениях. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим место, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Слово «цивилизация» произошло от латинского civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивильным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовать» – означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость.
Первым употребил слово “цивилизация”, по мнению Л.Февра, барон Гольбах в 1766 г. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. В определенном смысле Францию можно считать родиной цивилизации, как Германию следует называть духовной родиной культуры. По своему содержанию «цивилизация» в одной стране обозначало то же самое, что «культура» в другой. Во Франции новому термину пришлось конкурировать с близкими по смыслу словами, в частности, police – учреждение по поддержанию правопорядка и нравов, и civilite, означавшим способность открыто, мягко и вежливо держать себя, вести беседу. В слове civilisation, которое поначалу было обычным неологизмом, содержались такие значения, как ученость, искусственность, насильственность. Как считает французский лингвист Э.Бенвенист, слово “цивилизация” берет свое начало от Zivilisation (благовоспитанность) и буквально означает воспитанное, развитое, облагороженное общество (в противоположность варварству).
Цивилизация ассоциировалось в Европе ХVIII–ХIХ веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.
Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой – духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis – не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.
Для антропологов цивилизация – всего лишь более сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация – это культура людей, живущих в городах. Горожанам присущи сложный образ жизни и письменный язык. Иного различия между культурой и цивилизацией антропологи, в отличие от социологов, не проводили. “Цивилизация” – совокупность созданных человеком “средств”, а “культура” – совокупность всех человеческих “целей”.
Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себя всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможными наемные армии и возведение пирамид, дворцов и храмов, создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.
Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Действительно, необходимость записи собранных и хранящихся продуктов труда, регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.
Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайного и непрофессионального занятия, связанного с преклонением перед сверхъестественными силами природы, а как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной профессиональной группы профессиональных жрецов.
Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале параграфа, применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.
Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.
Итак, цивилизация – глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.
Но это лишь один из возможных вариантов понимания такого сложного явления, как цивилизация. Ученые не пришли к единому мнению о том, что есть цивилизация. Одни относят это понятие к историческим эпохам и говорят об античной, средневековой и современной цивилизациях, другие связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальную цивилизации. Третьи опираются на религиозные и социокультурные критерии и анализируют евразийскую, мусульманскую, христианскую, восточную, европейскую, западную и т.д. цивилизации.
Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т.е. нечто равное ей, а как ее аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, неважно, материализованным (в книгах, памятниках и т.д.) или нематериализованным (нормы, этикет, знания).
Ученые применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными. А историки говорят о своеобразии цивилизации скифов, не имевшей собственной письменности.
Делая исключения для некоторых письменных цивилизаций, ученые, тем не менее, согласны в одном: первобытное общество, где не было не только письменности, но и классов, городов и государств относить к цивилизации нельзя. Речь может идти только о доцивилизационном состоянии человечества. Отсюда следует, во-первых, что общество возникло раньше, а цивилизация позже, во-вторых, что понятия «цивилизация» и «культура», вопреки распространенному мнению, не синонимы. В самом деле, у примитивных обществ Полинезии и Океании, до сих пор ведущих первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государств, но культура у них есть. Антропологи начала XX века, введшие в социологический оборот понятие «культура», изучали именно такие общества.
Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т.п. – несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи и исполнения, удельный вес – скорее признаки цивилизации. В результате, не только культура – аспект цивилизации, но и цивилизация – сторона, срез культуры.
В социологии нет однозначной трактовки понятия цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.
Выходные данные:
- Просмотров: 2299
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.10.2010
- Версий: 12 , текущая: 12
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Персоны:Категории:Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории:
История государства и права; История философии; Международное право; Социология культуры и духовной жизни; Теория культуры; Технические науки; Экономика;
Детализирующие понятия:Брак; Возникновение и становление арт-рынка; Географический детерминизм; Инновации; Интеграционные процессы в современном мире; Исторические условия существования российского государства и права (определяющие факторы); Климат будущего; Личность в истории; Модели культурного человека; Неолитическая революция; Плюрально-циклическое понимание истории; Понятие энергетических рынков; Правовое обеспечение инновационной деятельности; Сравнительно-исторический метод; Унитарно-стадиальное понимание истории; Футурология; Экологический подход в психологии.