Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод – научный метод, позволяющий выявить при помощи сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов как по сравнению друг с другом, так и по сравнению с развитием человечества в целом.
Сравнительно-исторический метод является теоретической основой для сравнения и оценки тех или иных черт в развитии различных обществ. Он позволяет на основе сведений о ходе и специфике процесса их развития установить место того или иного человеческого коллектива в историческом процессе. Сравнительно-исторический метод также дает возможность произвести периодизацию хода развития отдельного общества или всего человечества в совокупности.
Сравнение, как метод историописания, является одним из самых древних. Еще античным историкам, в частности «отцу истории» Геродоту было свойственно указывать на общее и особенное у разных народов. Древнеримские авторы (в частности, Цезарь и Тацит) оставили описание племен, находящихся на более низком уровне развития, нежели римляне. Примечательно, что, хотя перед создателями тех исторических сочинений прежде всего ставилась цель дать представление о конкретном социуме, она не могла быть достигнута без проведения аналогий с античной цивилизацией и без элементов сопоставления одного общества с другим. Христианская историческая мысль в значительной степени исходила из идеи о единстве мира, его обитателей и их судеб, больше уделяя внимание общим тенденциям в истории народов.
Развитие научных представлений в Новое время, в значительной степени благодаря Великим географическим открытиям, поставило проблему присущего всем и особенного на первый план. Европейской науке предстояло осмыслить место в историческом процессе неизвестных ранее обществ – племен и цивилизаций Америки (от коллективов охотников и собирателей до развитых государственных образований ацтеков и инков), Азии, Африки, Океании. Магистральным направлением в историко-философской мысли Просвещения было обоснование идеи о единстве человечества и его интересов, стадиальности в его развитии.
В XIX веке сравнительно-исторический метод, ранее получивший теоретическую базу, в частности, в трудах швейцарского ученого Я.Д. Вегелена, широко проник в языкознание, этнологию, культуроведение, социологию, правоведение, собственно в историческую науку. Особенно широко применяли сравнительно-исторический метод ученые, стоявшие на позициях позитивизма (О. Конт, Э. Фримен, Дж. Милль). Однако их подходу была свойственна некоторая механистичность и стремление выделить общее. Кроме того позитивистами зачастую нарушались важнейшие методологические принципы. Так при сопоставлении нескольких обществ считалось правомерным делать вывод о том, что они находятся на одной стадии развития, на основании сходства отдельных черт. Иногда позитивисты нарушали принцип историзма, склоняясь к модернизаторству. Впрочем, это было свойственно таким крупным представителям исторической науки как Э. Мейер и А. Тойнби.
Рекомендуемая литература
Советская историческая энциклопедия. Т. 13. М., 1971.
Выходные данные:
- Просмотров: 2692
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 09.03.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Леонова Лира Степановна
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Конт Огюст; Милль Джон Стюарт; Тацит Публий Корнелий; Тойнби Арнольд Джозеф; Цезарь Гай Юлий;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия: