Зарегистрироваться

Сравнительно-исторический метод

Категории История | Под редакцией сообщества: История

Сравнительно-исторический метод – научный метод, позволяющий выявить при помощи сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов как по сравнению друг с другом, так и по сравнению с развитием человечества в целом.

Сравнительно-исторический метод является теоретической основой для сравнения и оценки тех или иных черт в развитии различных обществ. Он позволяет на основе сведений о ходе и специфике процесса их развития установить место того или иного человеческого коллектива в историческом процессе. Сравнительно-исторический метод также дает возможность произвести периодизацию хода развития отдельного общества или всего человечества в совокупности.

Сравнение, как метод историописания, является одним из самых древних. Еще античным историкам, в частности «отцу истории» Геродоту было свойственно указывать на общее и особенное у разных народов. Древнеримские авторы (в частности, Цезарь и Тацит) оставили описание племен, находящихся на более низком уровне развития, нежели римляне. Примечательно, что, хотя перед создателями тех исторических сочинений прежде всего ставилась цель дать представление о конкретном социуме, она не могла быть достигнута без проведения аналогий с античной цивилизацией и без элементов сопоставления одного общества с другим. Христианская историческая мысль в значительной степени исходила из идеи о единстве мира, его обитателей и их судеб, больше уделяя внимание общим тенденциям в истории народов.

Развитие научных представлений в Новое время, в значительной степени благодаря Великим географическим открытиям, поставило проблему присущего всем и особенного на первый план. Европейской науке предстояло осмыслить место в историческом процессе неизвестных ранее обществ – племен и цивилизаций Америки (от коллективов охотников и собирателей до развитых государственных образований ацтеков и инков), Азии, Африки, Океании. Магистральным направлением в историко-философской мысли Просвещения было обоснование идеи о единстве человечества и его интересов, стадиальности в его развитии.

В XIX веке сравнительно-исторический метод, ранее получивший теоретическую базу, в частности, в трудах швейцарского ученого Я.Д. Вегелена, широко проник в языкознание, этнологию, культуроведение, социологию, правоведение, собственно в историческую науку. Особенно широко применяли сравнительно-исторический метод ученые, стоявшие на позициях позитивизма (О.  Конт, Э. Фримен, Дж.  Милль). Однако их подходу была свойственна некоторая механистичность и стремление выделить общее. Кроме того позитивистами зачастую нарушались важнейшие методологические принципы. Так при сопоставлении нескольких обществ считалось правомерным делать вывод о том, что они находятся на одной стадии развития, на основании сходства отдельных черт. Иногда позитивисты нарушали принцип историзма, склоняясь к модернизаторству. Впрочем, это было свойственно таким крупным представителям исторической науки как Э.  Мейер и А.  Тойнби.

 

Рекомендуемая литература

Советская историческая энциклопедия. Т. 13. М., 1971.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.