Зарегистрироваться

Возникновение и становление арт-рынка

Категории Арт-рынок | Под редакцией сообщества: Культурология

Возникновение и становление арт-рынка - процесс формирование устойчивого общественного спроса на предметы и произведения изобразительного искусства, основанного на купле-продаже. Возникновение и становление арт- рынка - процесс и длительный, сложный, противоречивый. Зачатки арт-рынка можно найти в древнейших цивилизациях, но первые прообразы именно рыночных отношений в искусстве, и, в частности, в сфере изобразительного искусства дали о себе знать в Новое время, более корректно в эпоху Возрождения. Эта эпоха, ознаменовала собой кардинальные сдвиги в мышлении людей, мировоззрении, мироотношении, что во многом повлияла и на становление индивидуального начала профессионального художника, который существовал только за счет сбыта результатов своего творчества. Этот процесс сыграл важную роль в формировании рыночных отношений в сфере искусства и становления художника, как главного субъекта художественной деятельности. Рынок искусства, имея выраженную специфику, непосредственно оказывается связан с экономическими процессами, происходящими в обществе. Для того чтобы любой рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции. Возникновение и функционирование арт-рынка исторически связано со становлением капиталистических отношений, развитием набиравшего силу класса буржуазии, становлением буржуазных отношений в противовес отмирающему феодализму.

Европа Нового времени характеризовалась развитием городов, их инфораструктуры, городской среды, городского стиля и образа жизни, в целом, городской культуры. Именно город обусловил необходимость развития рыночных отношений, усиления торговли, концентрации в них финансового капитала. Одновременно формировалась идеология рынка, нового хозяйственного уклада (капитализма), основанного на принципах рационализма, учета и контроля. Общеизвестно, что Макс Вебер выдвинул идею, согласно которой, рыночные отношения и капитализм имеют одну культурную основу – протестантизм. Протестантская этика была тесно связана с буржуазным образом хозяйствования, ей в целом были присущи рационализм, деловитость и предприимчивость. Протестантская этика повлияла на развитие капитализма как мировоззренчески, так и экономически. При капитализме каждый произведенный товар для продажи имеет стоимость, в том числе произведение искусства.

Продвижение художника в новых условиях зависело теперь от разных, но взаимосвязанных групп факторов: во-первых, построение отношений в рамках свободной купли-продажи товаров и ресурсов, в том числе человеческих, отделило искусство от других социальных институтов. Теперь во главе угла стояло удовлетворение потребностей рынка, а не персонифицированных субъектов (феодала, властителя - светского или религиозного). В период феодализма господствовал натуральный обмен, поскольку все производилось на месте и для определенных нужд феодала, в том числе предметы художественного творчества. В условиях зарождающегося капитализма товар создавался не для самого производителя, а для обмена посредством продажи. При капитализме в условиях свободного спроса и предложения, становится актуальна конкуренция, а значит, необходимость удовлетворять спрос соответствующим предложением. Границы стран становятся условными, художники сделавшие карьеру в своей стране, становятся востребованы и за рубежом, так как рыночная конкуренция предполагает необходимую подвижность цен и товаропроизводителей в борьбе за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных сегментах того же арт-рынка.

Развитие мануфактур и, как следствие, массового производства, детерминирует возникновение и становление нового социального класса – буржуазии. Если раньше искусство, преимущественно, входило в круг интересов аристократии, то теперь набирающий силу новый молодой и пассионарный класс, начинает обнаруживать свою потребность в эстетическом и искусстве. С одной стороны, буржуазия, покупая предметы художественного творчества, стремилась показать, что в своих привычках и увлечениях ни чем не хуже аристократии. С другой стороны, материально-финансовый капитал, появившийся в их руках, требовал адекватного вложения.

Наличие эстетической потребности и финансов для ее удовлетворения, а также профессиональных художников, создающих произведения изобразительного искусства, как логическое развитие рыночных отношения в сфере искусство стало появление профессиональных посредников. Генезис данного явления при капитализме – это стремление к оптимизации процесса реализации товаров.

Рынок искусства в целом и арт-рынок, в частности, оформился в странах, осуществивших первые буржуазные революции, окончательно отделивших самостоятельные экономические отрасли от идеологического воздействия других социальных институтов. Одна из первых буржуазных революций произошла на севере Нидерландов, в связи с чем с конца XVI века эта территория получили статус самостоятельной буржуазной протестантской республики (1572). Нидерландские города с XV века богатели и крепли, развивая мануфактурное производство, ведя обширную международную торговлю. Развитие экономический отношений привело к тому, что в Голландии класс буржуа был широко распространен и все более набирал силу. Как следствие появлялись свободные средства, которые необходимо было во что-то вкладывать. Появился спрос, а, следовательно, он начал формировать рынок предложения. В Голландии отсутствовали церковные, королевские заказы, не было и такого явления как меценатство, тем не менее, там сформировался свободный рынок искусства. Государство перестало контролировать сферу искусства в результате чего начала формироваться рыночная система товарного распределения искусства, основанная на личных интересах производителя и предпочтениях потребителя, на их свободном взаимодействии и выборе. Более того, в отличие от Италии, где главным заказчиком в той или иной форме, выступало духовенство, в Голландии, где были широко распространены идеи Лютера и Кальвина, протестантская церковь не приветствовала использование пышных художественных форм, и в целом была иконоборческой и более аскетичной. Главным заказчиком художника стали буржуа, причем зачастую достаточно среднего уровня. Коллекционирование становится досугом не только для высшей элиты, но и для среднего класса, расширяется его социальный состав. К XVII веку в Голландии даже обыкновенные лавочники тратили на живопись от 2 до 3 тысяч гульденов.[1] Начал формироваться арт-рынок, основанный на свободной купле-продаже произведений искусства, то есть живопись, графика и прочие результаты профессиональной деятельности художников становились товаром, который востребовался различными представителями буржуазного общества, что давала возможность художнику профессионально закрепится в новой социальной роли производителя предметов искусства для их обмена на универсальный денежный эквивалент. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их в своих домах. Живопись перестала использоваться для реализации программных идеологических установок привычных социальных институтов ( власти государства и церкви), а стала рассматриваться как форма удовлетворения общечеловеческой потребности в эстетическом. Живописная, графическая картина или декоративное панно превратились в предмет обстановки, интерьера, были призваны заполнить пустые места на стенах домов.

Большое развитие получило искусство гравюры. Гравюра в силу своей особенной природы (тиражированный рисунок) выполняло помимо эстетической функции, функцию информационную. С точки зрения экономической гравюра – менее затратный жанр, чем живопись или предметы декоративно-прикладного искусства. Как следствие – рост заказчиков, так и рост предложения. Свобода выбора становится основой конкуренции. По некоторым данным, количество художников в Голландии в указанный период колебалось между 650-750, соответственно на каждые 2,4 – 2,7 тыс. человек населения страны приходилось по художнику, которые сосредотачивались в городах. В ренессансной Италии один художник приходился на 29 тыс. человек [2]. Деятельность художника строилась преимущественно на заказе, хотя могли создаваться инициативные произведения помимо заказов. Но именно заказ, общественные вкусы и предпочтения, определяли основные тенденции в развитии художественных процессов.

Новые обстоятельства, детерминировали и новые художественные формы. Масштабные стали менее востребованы. Формы минимизировались, они должны были вписаться в иной жизненный строй и быт буржуа. Претерпели изменения сюжеты и темы изобразительного искусства, востребованного новым потребителем. Интересы буржуа не корреспондировались с мифологическими сюжета, которые ранее были приоритетными в придворной живописи. В результате повседневная, обыденная жизнь буржуа стала предметом изображения. Голландская живопись этого периода времени характеризуется детальным изображением предметов интерьера, именно потому, что это было наиболее созвучно мироощущениям предприимчивого буржуа. В целом, все « малые голландцы» отошли от академического понимания красоты, пафоса и морализирования. Существовала строгая классификация жанров – бытовой (его также называли Kabinettmalen – комнатная живопись), портретный, пейзажный, натюрмортный. Часто художник мог специализироваться на каком-то конкретном жанре. Бывало, что полотна заказывались с целью польстить самолюбию преуспевающего буржуа. Именно рынок во многом диктовал художнику жанровые и содержательные предпочтения. Зависимость от заказа, не означала низкого уровеня мастерства. Художники в борьбе за стабильное положение на рынке, свою востребованность постоянно совершенствовали свое мастерство. Класс мастерства, в частности, «малых голландцев» неоспорим и сегодня. Демократизм нравов и деятельный предприимчивый дух буржуазии, как главного заказчика, повлиял и на новаторские качества голландской живописи. Успех художника определялся соответствием вкусам буржуазии (требованиям рынка), в противном случае публика отворачивалась от него. Самым красноречивым примером здесь является судьба гениального художника Рембрандта.

Рост заказов и востребованность самых разных художников, обусловило необходимость функции посредника на рынке искусств. Художник в результате роста объемов заказов уже не мог справляться с решением вопросов купли-продажи без посреднических фигур, бравших на себя часть нетворческих функций. Появление посредников оптимизировало процесс купли-продажи, как для художника, так и для заказчика. Со временем посредники для концентрации художественных произведении в одном месте наряду с выставками, салонами организовали совершенно новые организационные формы для осуществления продаж предметов изобразительного искусства. Появились специальные места продаж – художественные ярмарки и аукционы. Художественные ярмарки наибольшее распространение получили в Голландии. Изначально, они были привязаны к народным гуляниям и праздникам, а поскольку художников в этой стране беспрецедентно много, то цены были невысокими, что особо привлекало и зарубежных купцов. Этот фактор способствовал и развитию голландской школы, и ее продвижению в международное культурное пространство. С конца века появляются художественные аукционы. Аукционы предметов изобразительного искусства существовали не только в Голландии, но в Швеции, Австрии, Англии. В новых условиях капиталистических отношений аукцион оказался очень удобной формой реализации имущества, в том числе и искусства. В эпоху Нового времени и зарождения рыночных отношений любая вещь стала рассматриваться как товар, на который существуют цена и спрос. Благодаря аукционным торгам были заложены основы арт-рынка. Аукционы стали одними из первых профессиональных посредников, реализующих искусство для потребителя. Безусловно, европейские правители, активно собирающие искусство еще с эпохи Возрождения, имели своих посредников и советников по искусству, но те не были профессиональными. Таким образом, торговля искусством, посредничество между художником и публикой становится отдельной отраслью профессиональной детельности.

Ссылки

  1. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта, М. 2000. С.229  ↑ 1
  2. Тарасов Ю. А. Из истории голландской живописи XVII века: Художник и рынок// Пунинские чтения – 2000. Спб.: СПБГУ, 2000. С. 57  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.