Зарегистрироваться

Парсонс Толкотт

Категории Политические системы · Социология · Аксиология · Политология ... | Под редакцией сообщества: Политология

Парсонс Толкотт

социолог, оказавший определяющее влияние на развитие социальных наук в середине XX в.; основоположник (наряду с А.Р. Радклифф-Брауном) парадигмы структурного функционализма в социологии

социолог, оказавший определяющее влияние на развитие социальных наук в середине XX в.; основоположник (наряду с А.Р. Радклифф-Брауном) парадигмы структурного функционализма в социологии

Настоящее имя:
Год рождения:
1902
Годы жизни:
1902 — 1979
Место рождения:
г. Колорадо-Спрингс, США
Место смерти:
г. Мюнхен, ФРГ
Разделы каталога:

Парсонс Толкотт (Talcott Parsons) (1902–1979) – ведущий американский социолог-теоретик, основатель структурно-функционалистской школы.

Родился в г. Колорадо-Спрингс (штат Колорадо). В семье было пять детей, мать являлась суфражисткой, а отец, конгрегационалистский священник, преподавал религию, увлекался дарвинизмом и привил сыну интерес к науке. Вначале юный Толкотт заинтересовался биологией, затем экономикой, а от них перешел к социологии. Первоначально намеревался даже стать врачом.

Окончив среднюю школу в Нью-Йорке, Парсонс поступил в Амхерстский колледж. С 1924 по 1927 гг. учился в знаменитой Лондонской экономической школе, а затем в университете Гейдельберга, где подготовил докторскую диссертацию на тему «Капитализм в современной немецкой литературе: В. Зомбарт и М. Вебер», защитив которую, женился на Хелен Уолкер. Вернувшись в Америку, он изучал экономику в Гарвардском университете, где проработал с 1927 по 1974 г. В 1931 г. здесь же возглавил факультет социологии.

Жизнь Т. Парсонса была небогата внешними событиями, все свое время он посвящал академическим занятиям – лекциям и написанием книг. Избирался председателем Американской социологической ассоциации (1949), членом других социологических учреждений, а в 1960-х годах возглавлял Комитет по связям с советскими социологами, был уважаемым профессором, оставался очень простым в жизни и в поведении, интенсивно работающим ученым, выпускавшим книгу за книгой.

Его научные интересы окончательно повернулись в сторону социологии в начале 1930-х годов, о чем свидетельствуют его статьи – “Экономика и социология: Маршалл и образ мышления его времени” (1932), “Социологические элементы в экономической теории” (1934), “Некоторые размышления о природе и значении экономики” (1934), “Место основополагающих ценностей в социологической теории” (1935), “Г.М. Робертсон о Максе Вебере и его школе” (1935), “Общая аналитическая концепция Парето” (1936). Наконец, в 1937 году выходит первый монументальный труд Парсонса “Структура социального действия” (1937). Он сразу выдвигает молодого ученого в ряды крупных социологов-теоретиков.

Центральная тема его творчества – проблема социального порядка, которую рассматривал с позиций системного подхода. Он мыслил общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. Он стремился всесторонне охватить явления, соединив в одно целое данные и теории из разных наук. Считал, что любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние. Любые дисфункции преодолеваются системой, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание ее устойчивости. Парсонс подчеркивал, что ключевой чертой общества, рассматриваемого как биологический организм, является гомеостаз (сохранение стабильного состояния), а его части или сферы могут быть правильно поняты только в соотнесении с целым.

Скелетом общества выступает у него система социальных норм и статусов. Подобно кристаллической решетке, они образуют структурную основу общества, т.е. его нормативный порядок. В методологии Парсонса два понятия – структура и система – являются эквивалентными. Они с разных сторон отражают одно и то же, а именно человеческое общество, которое одновременно можно назвать жесткой структурой и гибкой системой.

Парсонс стремился соединить все социальные науки в единое знание о человеческом действии. Социальное действие, под которым понимаются любые социальные отношения, любые события и процессы во всем обществе, также является системой. Каждый элемент общества или событие понимаются Парсонсом как часть общей системы социального действия (general action system). Общество является особым видом социальной системы. Социальное действие – цепочка отдельных действий (актов), связанных общим смыслом и подчиненных единой логики. Оно является “культурным” постольку, поскольку смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем.

Теорию социального действия Парсонс дополнил учением о типовых переменных действия (patterns variables of action) – специальном наборе парных, дихотомических понятий, используемых для анализа структуры действия. К ним относятся пять видов базовых ценностных ориентаций, помогающих социологу разобраться в том, как ведет себя реальный человек, попавший в ситуацию, требующую свободного выбора. Концептуальные пары понятий построены по дихотомическому принципу «или-или» и характеризуют возможность альтернативы между:

  1. подчинением индивида общему правилу или отказу от них и следованию своему внутреннему голосу (“универсализм-партикуляризм”);
  2. ориентацией на достигаемый статус других людей (профессия, партийность) или на предписанный (биологически заданный) статус, а именно пол, возраст (“достигнутое — предопределенное”);
  3. стремлением к удовлетворению сиюминутных потребностей и отказом от них ради стратегических целей (“аффективность – нейтральность”);
  4. специфическими и общими характеристиками ситуации в качестве объекта ориентации индивида (“специфичность – диффузность”);
  5. эгоистическими и альтруистическими действиями (“ориентация на себя – ориентация на коллектив”). Четырьмя частями социального действия выступают биологический организм, система личности, социальная система и система культуры.

В теории Парсонса личность и социальная система рассматриваются как взаимно дополнительные миры, хотя при этом он подчеркивал, что система предопределяет личность. Структура социальной системы выступает как совокупность взаимодействий, или ролей, которыми субъекты связаны для осуществления некоторой цели.

В работе «Социальная система» (1951) анализировал место и роль культуры в легитимном социальном порядке. Оба явления автономны, но тесно связаны с социальной структурой. Социальная система включает социальную структуру и три другие подсистемы, которые функционально интегрированы между собой, но одной из которых является культурная подсистема. Каждая из трех подсистем выполняет собственную важную функцию. Например, экономическая подсистема выступает основой приспособления к окружающей среде, а семейная – обеспечивает социализацию и заботу о детях, интегрируя их в общественное целое.

Только культурная система дает обществу цели и идеалы, к которым стремятся в своей деятельности люди, и принципы, которые позволяют им интегрироваться в единое целое. По существу это означает, пишет автор, что культура выполняет центральную роль в обеспечении равновесия и внутреннего гомеостазиса всей системы. Она формирует жизненно важную для людей, как социальных существ, символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает, к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы, а какие нет и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Таким образом, культура отвечает за создание системы верований, ориентацию интересов и ценностей, наконец, формирование идеологий (универсальных для всех теоретических систем взглядов и целей), которые главным образом и способствуют наведению легитимного порядка в обществе. Внутри культурной сферы Парсонс выделил принцип реципрокности (reciprocity), т. е. взаимности, говорящий людям о тех обязанностях, которые регулируют отношения между индивидом и коллективом, формируя тем самым основу для возникновения общей культуры.

Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить великий Альберт Эйнштейн – создать всеохватывающую социологическую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы движения социальной материи. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Парсонс Толкотт

Название Год Текст Тип Действия
1. Система современных обществ
1971
Первая публикация на русском языке книги известного американского социолога-теоретика XX в. Т. Парсонса. На основе своей четырех-функциональной схемы взаимообмена — универсального методологического инструмента, предназначенного для анализа любых конкретных обществ и любых живых систем действия вообще, и концепции модернизации, характеризующей главный вектор исторического...