Историзм
Историзм – принцип мышления и исследования, в основе которого находится рассмотрение фактов и явлений в их развитии.
Историзм предусматривает изучение фактов и явлений в процессе их становления, изменения и перехода в новое качество, в связи с другими явлениями. Как подчеркивал советский историк С.Л. Утченко, « история начинается там и тогда, когда явление, факт, событие рассматриваются в развитии»[1]. Историзм требует рассматривать явления так, как они имели место в конкретную эпоху и благодаря этому исключает модернизацию (осовременивание прошлого). В частности это подразумевает, что исследователь оценивает эпоху по ее внутренним законам, а не руководствуется морально-этическими, политическими и т.д. принципами своего времени.
Историзм как принцип познания сформировался в Новое время, будучи выдвинут в философских системах Дж.Вико, Вольтера, Г.Фихте, Г.Гегеля. Вико указал на необходимость изучения изменений общественного развития; большую роль сыграло в утверждении историзма французское Просвещение и его философия. Человеческое общество рассматривалось как часть природы, имеющая свои законы развития. Важной составной частью исторических взглядов просветителей была концепция прогресса и единства исторического процесса.
Плодотворным был вклад в идею историзма О.Тьерри, обосновавшего теоретические основы историзма. Выступая против модернизации, Тьерри, в частности, обращал внимание на то, что «буква остается, а дух меняется»[2]. Имелась в виду устойчивость терминологии при разной «наполняемости» термина в разные исторические эпохи.
Большое влияние на утверждение в познании принципа историзма оказала философия Г. Гегеля. Немецкий ученый вскрыл сущность механизма исторического развития – борьбу противоположностей. История представала как внутренне закономерный процесс, развитие идеи. К.Маркс и Ф.Энгельс, отдавая должное заслугам представителей немецкой классической философии и заимствуя у них многие плодотворные идеи, переориентировали историческое познание в сферу материального. Марксизм распространил принцип историзма не только на изучение человеческого общества, но и на познание природы: «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»[3].
В настоящее время историзм остается одним из важных методов познания, хотя в разных национальных научных школах его толкование несколько различно. В частности, есть тенденция трактовки историзма как описания индивидуального и уникального явления.
Рекомендуемая литература
Биск И.Я. Методология истории. Иваново, 2007.
Салов В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1977.
Выходные данные:
- Просмотров: 2037
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 18.03.2011
- Версий: 9 , текущая: 9
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Леонова Лира Степановна
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Гегель Георг; Маркс Карл; Фихте Иоганн Готлиб; Энгельс Фридрих;
Категории:Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории: