Зарегистрироваться

Отечественная история

Категории Отечественная история | Под редакцией сообщества: История

Отечественная история (история России) – это раздел исторической науки, призванный выявить особенности исторического процесса российского социума и положение нашей страны в мировой системе международных отношений.

В данной статье отечественная история (история России) подразделяется на три периода: история до начала XIX века, история XIX – начала XX века, история XX – XXI веков. В настоящее время сложились благоприятные условия для объективного изучения и освещения истории Отечества. В большом количестве публикуются документы, ранее не известные исследователям; выходят в свет многочисленные аналитические труды по истории России.

История России с древнейших времен до начала XIX в

Возникновение Древнерусского государства. Возникновение Древнерусского государства относится к IX веку н.э., когда племена восточных славян (поляне, древляне, вятичи, кривичи, ильменские словене) по уровню своего социально- экономического развития вплотную подошли к тому рубежу, на котором создание государства становится возможным и необходимым. Важным фактором, способствующим образованию государства и его укреплению, служит внешняя опасность. Для восточных славян этот фактор имел особенно существенное значение. На их земли постоянно накатывались с востока волны кочевников: скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы.

Переход от догосударственного, родового общества к государству шел медленно, постепенно. У восточных славян он происходил в VI – IX веках, когда сложились предпосылки для возникновения государства в социально-экономической (сильная знать) и политической (образование больших союзов племен) областях.

Начальный этап существования государства у многих народов связан с возвышением (в силу тех или иных обстоятельств) одного из знатных родов; впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращается в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси. Под 862 годом древнейшая русская летопись Повесть временных лет содержит рассказ о войне между различными славянскими родами на севере страны. Старейшины племен ильменских словен, кривичей, а также соседних угро-финских племен – чуди и веси пригласили на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика. После смерти Рюрика в 879 году власть перешла к его сородичу Олегу, который в 882 году, собрав большое войско, захватил Киев.

Киевская Русь достигла вершины своего могущества при Ярославе Мудром (1019-1054). Ему были подвластны земли от Черного моря до Балтийского. Родства и дружбы с ним искали виднейшие государи Европы. Разгромив в 1036 году печенегов под Киевом, Ярослав надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. Основанием города Юрьева (совр. Тарту) он утвердил свои позиции в Прибалтике. Большое значение для внутреннего устроения молодого государства имел свод законов Русская Правда, составление которого началось при Ярославе Мудром.

Владимир Мономах сумел объединить силы русских князей для отпора половцам, которые были отброшены им далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха киевское княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125-1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси. Однако с его смертью она стала распадаться на самостоятельные княжества и земли, повторив этим судьбу многих раннефеодальных монархий.

Удельная раздробленность. Политическое единство Киевской Руси было весьма относительным. Оно держалось главным образом на военной силе киевских князей, превосходящей могущество других правителей. Рост населения и, соотвественно, военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда суверенных княжеств. Укрепление связей князей «Рюрикова дома» с местной знатью, которая была заинтересована в политической стабильности, вело к возникновению там собственных княжеских династий. Процесс раздробления Киевской Руси и перехода к удельной раздробленности проходил в условиях, когда прочных экономических связей между областями не было, господствовало натуральное хозяйство. Наконец, распаду единого государства способствовало отсутствие в середине XII века серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.

Разумеется, конец Киевской Руси не был похож на «последний день Помпеи». Перестав быть столицей единого государства, Киев продолжал оставаться крупнейшим центром Южной Руси. Права занять великое киевское княжение домогались представители различных линий династии Рюриковичей. Однако реальное соотношение сил было таково, что великий князь Киевский не мог уже навязывать свою волю суверенным и могущественным правителям Чернигова, Смоленска, Полоцка и других городов. Он оставался лишь первым среди равных.

Среди политических наследников Киевской Руси наиболее значительными стали Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика и Галицко-Волынская земля. В каждом из этих государственных образований сложилась собственная оригинальная политическая традиция.

Выделение Владимирской Руси как самостоятельного политического целого произошло в правление здесь сына Владимира Мономаха князя Юрия Долгорукого (1132-1157). Однако он большую часть жизни провел в борьбе за киевское великое княжение, которое считал главной политической целью. Совершенно иначе смотрел на вещи сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174): все свои силы он направил на укрепление владимиро-суздальской государственности. На казни знати, начатые Андреем Боголюбским, боярство ответило заговором. В результате жестокий и во многом безрассудный правитель был убит в ночь на 29 июня 1174 года в своей загородной резиденции Боголюбове, близ Владимира.

После гибели Андрея во Владимиро-Суздальском княжестве началась борьба за власть между братьями погибшего и оппозиционным боярством, выдвинувшим собственных кандидатов на престол.

Победителем в этой борьбе стал в конечном счете князь Всеволод, прозванный за многодетность «Большое Гнездо» (1177-1212). Сводный брат Андрея Боголюбского, византиец по матери, Всеволод обладал большими дипломатическими способностями, умел находить компромисс с аристократией, считаться с ее амбициями. Правление Всеволода стало временем расцвета Владимиро-Суздальской Руси. Продолжалось с еще большим размахом, чем при Андрее, белокаменное строительство во Владимире и других городах. Шло наступление на восточного соседа Руси – Волжскую Булгарию, державшую под контролем великий волжский торговый путь.

В 1218 году великое княжение владимирское досталось Юрию Всеволодовичу (1218-1238). Сумев поладить с братьями и племянниками, признав их  удельные права, он на долгие годы обеспечил мир и порядок в Северо-Восточной Руси.

Вторым крупнейшим осколком распавшейся Киевской державы стала Новгородская земля. Здесь сложился своеобразный уклад общественной и политической жизни, во многом противоположный тому, который существовал во Владимирском княжестве. В Новгородской земле образовалась так называемая боярская республика. После восстания 1136 года, положившего конец правлению в новгороде князей-намествников, присланных из Киева, высшим законодательным органом в городе стало вече – собрание всех полноправных граждан.

Третьим крупнейшим осколком Киеской руси стали ее юго-западные области с городами Галич и Владимир-Волынский. Эти края славились мягким климатом и плодородием почвы. Урожаи здесь были обильны, а соответственно и количество продуктов, которое собственник мог забрать у крестьянина, было значительно большим, чем в других районах страны. Имея обильные источники содержания, местная аристократия расцвела.

Татаро-монгольское нашествие. Иго. Раздробленная на обособленные княжества и земли, Русь не смогла собрать достаточно сил для отпора монголо-татарам. Численность войска хана Батыя, обрушившегося на Северо-Восточную Русь в 1237 году, превышала 100 тыс. человек. Армия завоевателей, помимо численности, имела и ряд  других преимуществ: стремительность передвижения, хорошо поставленную разведку, мощные стенобитные машины, железную дисциплину. Стремясь запугать народ, подавить волю к борьбе, татары крайне жестоко обращались с пленными, не щадили мирного населения. Однако история нашествия полна примеров героизма защитников Руси. Татары семь недель осаждали небольшой городок Козельск. Ценой огромных потерь они овладели им, назвав «злым городом», стерли с лица земли.

Татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменявшуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. Время сохранило крайне мало источников для изучения жизни Руси в период ига (1240-е годы - 1480). Историки по-разному оценивают его влияние на различные стороны жизни страны. Однако общие закономерности все же ясны. То, что в исторической литературе принято обозначать как татаро-монгольское иго, характеризовалось в экономической сфере ежегодной выплатой Русью огромной дани (ордынского выхода) татарам, в политической – жестоким контролем Орды за деятельностью русских князей (получение ярлыка на княжение), в культурной – принудительным использованием русских мастеров для строительства и украшения городов Золотой Орды, расхищением татарами материальных и художественных ценностей, веками накопленных в русских городах.

Нашествие татар и ослабление Руси стимулировали военную и идеологическую экспансию ее западных соседей. Об этом, в частности, свидетельствуют грамоты русским князьям римских пап первой половины XIII века. Победа Александра Невского на льду Чудского озера укрепила безопасность северо-западных рубежей Русской земли. Это произошло в тот самый момент, когда угроза ее расчленения и распространения католицизма была достаточно реальной.

Преемники Александра на великом княжении – его братья и сыновья – погрязли в междоусобных войнах. В борьбе за власть они часто призывали на Русь отряды татар. В результате этого к концу XIII века старые стольные города Северо-Восточной Руси – Владимир, Суздаль, Ростов – приходят в упадок и быстро теряют свое былое значение. С начала XIV века ведущую роль начинают играть новые поднимающиеся центры – Тверь и Москва.

После разгрома Твери татарами в 1327 году московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340) стал признанным политическим руководителем Северо-Восточной Руси. Умный и осторожный правитель, он расширил территорию своих владений, заложил основы будущего величия Москвы.

Быстрое усиление Москвы, начавшееся при Иване Калите и продолжившееся при его сыновьях Семене Гордом и Иване Красном, неизбежно должно было привести к столкновению с татарами. Внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) в 1368 году выстроил в Москве мощную белокаменную крепость, а в 1370-е годы приступил к созданию оборонительного союза князей, направленного против Орды.

В ходе начавшейся вооруженной борьбы с Ордой, объединенными силами которой руководили в эти годы темник Мамай, а затем хан Тохтамыш, русские познали горечь неудач (битва на реке Пьяне в 1377 году, нашествие Тохтамыша в 1382 году) и радость побед (битва на реке Воже в 1378 году, Куликовская битва в 1380 году). Своей отважной борьбой с татарами Дмитрий, прозванный за выдающуюся победу на Куликовом поле Донским, обеспечил будущее Москвы: никто более не мог оспорить ее права на роль столицы Северо-Восточной Руси. С Москвой связывали отныне надежду на окончательное свержение чужеземного ига.

Возвышению Москвы способствовала и церковь. В лице двух своих выдающихся представителей – митрополита Алексия и игумена Сергия Радонежского – она благословила усилия Дмитрия Донского. Да и сама по себе церковь с ее единым учением, богослужебной практикой и иерархией была мощным фактором единения русского народа.

Свержение татаро-монгольского ига. Создание единого Русского государства. Дальнейшее ослабление Золотой Орды в XV веке, ее распад на самостоятельные, враждующие между собой образования – Казанское, Крымское и Сибирское ханства, Ногайскую и Большую Орду – привели к распылению военного потенциала степняков. Если раньше «царь» - как называли русские правителя единой Золотой Орды – умышленно стравливал между собой сильнейших русских князей, добиваясь их покорности, то теперь точно так же, следуя принципу «разделяй и властвуй», действовал московский великий князь в отношении татарских «царевичей».

Военно-политические успехи государя всея Руси Ивана III (1462-1505), при котором было создано единое Русское государство, поражали современников и потомков. Они объяснялись прежде всего тем, что поставленные им задачи – установление сильной единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств и уделов, окончательное свержение ордынского ига, переход от оборонительнй внешней политики к наступательной  - соответствовали не только достигнутому к тому времени экономическому и военному потенциалу страны, но и чаяниям огромного большинства населения. Зарождавшаяся сословно-представительная монархия была оптимальным государственным устройством для Московского государства, принявшей с конца XV века гордое имя – Россия.

Становление самодержавия сопровождалось ликвидацией многих старых норм и традиций. Аристократия – боярство, удельные князья – теряля свои былые свободы и привилегии. Крестьяне вынуждены были поступиться свободой передвижения: Судебник 1497 года разрешал им переход лишь однажды в году – на осенний Юрьев день. Этого требовали интересы нарождавшегося русского служилого сословия – дворянства, которое за свою службу государю стало получать землю с крестьянами. Со времен Ивана III именно дворяне составляли основную боевую силу русской армии.

Будучи мудрым государственным деятелем, Иван III умел находить и выдвигать способных исполнителей своих предначертаний во всех областях жизни. Его военные успехи – походы на Новгород в 1471 и 1478 годах, Стояние на Угре (1480), покорение Твери (1485), Казани (1487) и Вятки (1489), возвращение Северной Украины и некоторых смоленских земель – были обусловлены не только многочисленностью и высокими боевыми качествами московского войска, но и выдающимися талантами полководцев, среди которых первыми были князья Даниил Холмский и Даниил Щеня. Иван III широко привлекал на русскую службу итальянских мастеров, обеспечивших высокий уровень московской артиллерии и крепостного строительства.

Московское государство при Иване Грозном. Внутренняя жизнь страны во многом определялась личностью того, кто находился на престоле. В особой мере эта черта российской монархии проявилась в XVI столетии. Правление осмотрительного, но настойчивого Василия III было отмечено политической стабильностью, подъемом экономики, строительством новых городов. Его дело продолжила вдова – княгиня Елена Глинская (1533-1538). Преждевременная смерть Елены послужила началом боярского правления, продолжавшегося до совершеннолетия сына Василия III Ивана IV и принятия им царского титула в 1547 году.

Для первого периода самостоятельного правления Ивана Грозного (1547-1560) было характерно широкое участие в управлении страной не только Боярской думы, но и деятельных представителей приказной бюрократии, а также личных друзей царя (Избранная рада). Он был отмечен успехами во внешней политике и восстановлением порядка во внутренней жизни. Консолидации общества и укреплению авторитета монарха способствовали Земские соборы – периодически созывавшиеся царем съезды представителей всех слоев русского общества, за исключением владельческих крестьян (интересы последних должны были выразить землевладельцы, а также сам царь). Деятельность Земских соборов – важный элемент системы сословно-представительной монархии.

Второй период правления Ивана IV (1560-1584) ознаменовался разительными переменами в его внутренней политике. Царь вознамерился устроить общественный порядок в стране исходя исключительно из своих собственных, зачастую болезненно-извращенных представлений о добре и зле, о пользе государства и приделах власти государя. Учредив в 1565 году опричнину, Иван IV начал гонения на «изменников»-бояр, которые, по его мнению, не были вполне преданны интересам государства, а главное - лично ему, царю. Опричнина быстро выродилась в слепой и безумный террор, жертвами которого становились преимущественно дворяне и горожане. Опричнина имела губительные последствия для экономики страны, для нравстенного состояния общества. Соединившись с бедствиями Ливонской войны и страшной эпидемией чумы в 1570-е годы, она привела к запустению центральных уездов России.

Смута. Правление сына Ивана IV, царя Федора Иоанновича (1584-1598) кажется счастливым и мирным временем в сравнении с предшествующей эпохой. Однако серьезную опасность для трона и государства представляла сложная династическая ситуация. Смерть в Угличе в 1591 году младшего сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия обострила вопрос о престолонаследии: царь Федор не имел детей. После его кончины в 1598 году Земский собор во главе с патриархом Иовом избрал на престол Бориса Годунова (1598-1605). Династия Рюриковичей пресеклась.

Драматические события, начавшиеся со смертью царя Федора Ивановича и завершившиеся лишь 15 лет спустя, с избранием нового царя – Михаила Романова- на Земском соборе в 1613 году, получили в русской исторической литературе меткое название Смутное время. Здесь теснейшим образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти и иностранная интервенция, борьба между боярскими кланами и рост национального самосознания.  И все же главное содержание Смутного времени – нарушение внутреннего равновесия русского общества из-за утраты одной из важнейших частей его конструкции – легитимной монархии. Ситуация усугублялась дестабилизирующим воздействием ворвавшихся в общественную жизнь России новых факторов – интервенции, выступлений казаков, самозванцев.

Правители времен Смуты – Борис Годунов, Лжедмитрий I (1605-1606), Василий Шуйский завели страну в тупик. Выход был найден самим народом. Многие готовы были с оружием в руках бороться за освобожление страны от интервентов. Первое народное ополчение (1611) было разгромлено поляками. Второе, организованное в Нижнем Новгороде, освободило Москву и изгнало поляков осенью 1612 года. Земский собор 1613 года избрал на царство 16- летнего Михаила Романова, сына виднейшего московского боярина Федора (в монашестве – Филарета) Романова.

Россия после Смуты. Воцарение династии Романовых. Бедствия Смутного времени длились более 10 лет. Все понимали, что возрождение страны возможно лишь при условии консолидации ее внутренних сил. Исходя из этого правительство царя Михаила Федоровича (1613-1645), в котором главную роль играл вернувшийся в 1619 году из польского плена Филарет (1619-1633), работало в тесном сотрудничестве не только с Боярской думой, но и с Земским собором, который в эти годы заседал почти непрерывно. Результатом деятельности Земского собора в правление царя Алексея Михайловича стало знаменитое Соборное Уложение 1649 г. – свод законов и постановлений.

В результате длительной войны с Польшей (1653-1667) России  удалось вернуть Смоленскую землю, Левобережную Украину, а также город Киев. К концу XVII века ослабевшая от внутренних неурядиц Польша из врага России превращается в ее союзника в борьбе с Турцией («Вечный мир» 1686 года). Швеция по Кардисскому миру сохранила за собой захваченные земли ею русские земли, прилегающие к Финскому заливу. Решение этой проблемы, таким образом, откладывалось Россией до лучших времен. В последней трети XVII века во внешней политике Романовых на первый план выходит крымско-турецкий вопрос. Война с турцией за Правобережную Украину не привела к решительным успехам России. Однако уже сама постановка этих целей свидетельствует об усилении России, о ее возвращении к активной, наступательной политике, цели которой – собирание всех восточных славян в единое государство и выход к морям – были намечены еще Иваном III. К последней трети XVII века Россиия достигда политической стабильности и определенного экономического благосостояния. Страна завершала перестройку армиии на европейский лад, расширяла свои  границы и уверенно смотрела в будущее.

Россия при Петре I и его преемниках. Эпоха Петра Великого была полна великих побед и тяжких испытаний для России. Первое значительное предприятие Петра как главы государства - Азовские походы 1695-1696 годов – было продолжением той активной внешней политики России на южном, крымско-турецком направлении, которая началась еще при Федоре Алексеевиче. Взятие Азова, осуществленное с помощью построенного на воронежских верфях флота, не привело, однако, к дальнейшему наступлению русских войск в Причерноморье. Европейские страны, и в первую очередь союзники России по антитурецкой коалиции (Австрия, Венеция и Польша), не готовы были в это время к войне, а действовать в одиночку против могущественной Османской империи Петр не решался. (Лишь в 1711 году он предпринял новую попытку потеснить Турцию. Однако так называемый Прутский поход Петра завершился неудачей: русские вынуждены были вернуть туркам Азов и срыть укрепления Таганрога). В итоге Петру так и не удалось получить выход к Черному морю. В 1700 году Россиия заключила с Турцией мир на 20 лет и спешно двинула свои войска в Прибалтику, где присоединилась к уже начатой данией и Польшей войне против Швеции. Эта длительная (1700-1721) и тяжелая война получила название Северной. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с военными проблемами.

После смерти императора его ближайший соратник А.Д. Меншиков при поддержке гвардии (которая в XVIII веке играла решающую роль в борьбе за власть) добился возведения на престол жены Петра Екатерины. В 1727 году корона перешла к внуку Петра царевичу Петру Алексеевичу (1727-1730). С его кончиной Верховный тайный совет (высший орган государственной власти, созданный при Екатерине I) пригласил на престол племянницу Петра I Анну Ивановну, сильно ограничив при этом ее власть в свою пользу особым обязательством – кондициями. Однако Анна, прибыв в Россиию из Митавы, где она жила в качестве вдовствующей герцогини Курляндской, вскоре уничтожила подписанные ею кондиции и стала править, окружив себя советниками преимущественно немецкого происхождения. Десятилетнее правление Анны (1730-1740), омраченное жестокостью ее фаворита Бирона (бироновщина), сменилось кратким пребыванием на престоле младенца ивана Антоновича (1740-1741) при регентстве его матери, племянницы Анны Ивановны – Анны Леопольдовны. Эту последнюю с помощью гвардии устранила от власти дочь Петра I Елизавета (1741-1761). Наследник Елизаветы – ее племянник Петр III (1761-1762) не сумел поладить с гвардией, которая, свергнув незадачливого императора, возвела на престол его жену, немецкую принцессу Софью Фредерику Августу Ангальт-Цербсткую – Екатерину II (Великую) (1762-1796). Последним дворцовым переворотом, назревшим в конце XVIII века, но осуществленным уже в XIX веке, стало убийство группой офицеров сына Екатерины  II – императора Павла I (1796-1801).

Лишь Екатерина Великая сумела до некоторой степени вернуть монархии ее былое значение. Но и она не могла справиться с укоренившейся к тому времени диктатурой дворянства и вынуждена была продолжать раздачу дворянам привилегий и поместий. Одновременно она предпринимала некоторые шаги, направленные преодоление консервативных настроений дворянства и на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни (просвещенный абсолютизм). Однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося бесправия крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Многие историки видят в них не более чем обычную социальную демагогию, главная цель которой заключалась в создании более привлекательного образа России за рубежом.

Россия следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления и стремилась не упустить своего. Через весь XVIII век тянется череда Русско-турецких войн (1711; 1736-1739; 1768-1774; 1787-1791), в результате которых в состав Российской империи был включен Крым (1783) и обширные плодородные земли между Днепром и Днестром. Речь  Посполитая из опаснейшего врага России, коим она являлась в XVII столетии, превратилась в XVIII веке сначала в ее сателлита, а затем и в жертву. Не сумев создать сильной государственности, Польша стала добычей своих более могущественных соседей. В результате трех разделов Польши между Австрией, Пруссией и Россией (1772, 1793, 1795) в состав последней вошли Литва, Белоруссия и Западная Украина. Медленно, но неуклонно Россия теснила Турцию на Кавказе. Опасаясь создания прусским королем Фридрихом Великим сильного немецкого государства близ своих западных границ, правителдьство императрицы Елизаветы направило войска в помощь коалиции (Австрия, Швеция, Саксония), воевавшей с Пруссией (Семилетняя война, 1756-1763). Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать Северную Америку, основывая свои поселения в ее безлюдной северо-западной части.

При Екатерине II менялся облик российских городов, в которых с последней трети XVIII века обязательной становится регулярная планировка и типовая застройка. Все больше читателей находят первые газеты. Развивается книготорговля. Глубокий след в развитии русского общества оставили такие культурные начинания екатерининского времени, как реформа учебных заведений, предпринятая И.И. Бецким, а также книгоиздательская деятельность известного публициста и просветителя Н.И. Новикова.

Время Екатерины II отмечено также быстрым ростом сельскохозяйственного производства и торговли. Эти процессы подробно рассмотрены в трудах известного российского историка академика Л.В. Милова.

 

История России XIX – начала ХХ века

Период XIX – начала XX века является завершающим этапом монархической государственности России. Он оканчивается гибелью самодержавия в результате Февральской революции 1917 года. Идентификация начального периода этапа принципиально важна для определения основного содержания всей эпохи.

Отправными событиями рассматриваемого времени следует считать серию государственных преобразований, предпринятых императорами Павлом I и АлександромI на рубеже XVIII–XIX веков. Суть этих преобразований сводилась к поиску более эффективных приемов управления империей путем создания новых государственных институтов.

Так, в 1797 году Павел I издал «Учреждение об императорской фамилии», которое отныне четко регламентировало механизм престолонаследия во избежание возможных повторений узурпации власти у наследников другими членами императорского семьи, как это произошло после гибели императора Петра III в 1762 году. Александр I заменил коллегии министерской системой и создал квазипредставительский институт – законосовещательный Государственный совет.

Однако результаты таких преобразований заметно расходились с ожиданиями их инициаторов. «Учреждение об императорской фамилии» стало первым в истории российского самодержавия опытом его юридической регламентации. Подобный опыт убедительно свидетельствовал о том, что верховную власть, воспринимавшуюся до сих пор в сакральных измерениях, в принципе допустимо описываться в системе координат обыденной законодательной практики. Таким образом, этот шаг можно считать первым подступом к принципиальной постановке вопроса о возможности ограничения самодержавия тем или иным образом.

Что же касается преобразований, предпринятых в период правления Александром I в период с его восшествия на престол и до Отечественной войны 1812 года, то реальный эффект от них для совершенствования механизмов управления страной был незначительным  . Зато рядом с самодержцем, являвшимся до сих пор единственным институтом принятия управленческих решений, стали появляться структуры, которые начали фактически соучаствовать с монархом в процессе выработки и реализации (а опосредованно – даже в какой-то степени и принятии) политических решений. В итоге заметно усилился начавшийся еще при Петре I процесс бюрократического обволакивания престола.

Одновременно с инициированной самодержавием бюрократизацией разворачивался и другой процесс, также во многом спровоцированный субъективной монаршей волей, – процесс имитации конституционалистских начинаний. Подобная имитация, реально ничего не менявшая в существующем государственном устройстве, оказывала колоссальное воздействие на общественное мнение в плане обозначения конституционалистских реформ как возможной повестки дня. К тому же подобные начинания стимулировала и существовавшая в России электоральная традиция в виде сословных выборов. В результате на протяжении всего последующего периода своего существования самодержавие оказывалось вынужденным считаться с этой повесткой дня – либо противостоять ей, либо в той или иной мере следовать имевшимся в обществе представлениям о надлежащих способах введения конституционализма в России. Либерализация политической системы – при всем сопротивлении престола – становилась неуклонным (пускай осуществлявшимся с разной скоростью или даже отыгрывавшимся назад – ради исправления предпринятых ранее реформ) процессом.

Инициированные верховной властью бюрократизация и либерализация процесса управления империей были вызваны объективными причинами лишь отчасти. Реформы, предпринятые на рубеже XVIII–XIX веков, явились преимущественно результатом субъективных монарших представлений о должном и надлежащем образе правления. Самодержавие, бывшее единственным политическим субъектом развития государства, становилось и единственным инициатором трансформации самого себя в направлении современных той эпохе европейских стандартов сосуществования монархии, бюрократии и представительства.

Подобной ролью престола обуславливалась и специфика нараставших на протяжении XIX – начала XX века оппозиционных движений – от декабристов и до широкого спектра левых, леволиберальных и даже отчасти либеральных политических партий думского периода. Эти движения во многом оказывались спровоцированными либеральными преобразованиями, осуществленными самодержавной властью. 

Таким образом, период XIX – начала XX века выглядит логически цельным этапом существования монархической государственности России. Верховная власть инициировала бюрократические и квазиконституционалистские реформы. Эти реформы стремительно создавали новую историческую реальность, входившую в непримиримое противоречие с традициями самодержавного властвования. Реформаторские начинания эпохи Александра I рассматриваются в работах Н.М. Дружинина, В.А. Федорова, Захаровой Л.Г.,  С.В. Мироненко и других отечественных и зарубежных исследователей.

 

Любые попытки самодержцев воспрепятствовать умалению их образа правления приводили в дальнейшем к тому, что другие самодержцы оказывались вынужденными идти на серьезные либеральные преобразования. Охранительная политика во время правления Николая I привела после Крымской войны 1853–1856 гг. к неотвратимости Великих реформ, осуществленных Александром II, и в первую очередь главной из них – крестьянской, провозглашенной манифестом 19 февраля 1861 года . В свою очередь попытки пересмотра последних в годы царствования Александра III (начиная с манифеста 29 апреля 1881 года) сделали неизбежными радикальные перемены в государственном устройстве Российской империи осенью 1905 – весной 1906 года, зафиксированные в Основных законах Российской империи редакции 1906 года. Эти перемены фактически означали прекращение самодержавного образа правления де-юре. Созданная властью Государственная дума вместе с реформированным Государственным советом образовали систему уже действительного представительства, которое, несмотря на все внесенные в новую редакцию Основных государственных законов Российской империи меры по юридическому ограждению прерогатив самодержавия, все же ограничивали верховную власть – хотя бы на процессуально-процедурном уровне.

Наглядным свидетельством того, что процесс бюрократизации власти шел параллельно процессу либерализации и во многом являлся его оборотной стороной, является фактическое совпадение по времени издания Манифеста 17 октября и учреждения поста премьер-министра. Премьерство означало появление фактически объединенного правительства как системы, пришедшей на смену личной подотчетности министров императору через институт доклада. Подотчетность сохранилась, но перестала быть безальтернативным механизмом трансформации самодержавной воли в конкретные действия практической политики.

Бюрократизация и либерализация как ключевое политическое содержание эпохи XIX – начала XX века предопределили (особенно после Великих реформ во время правления Александра II, начало фундаментального изучения которых было положено работами П.А. Зайончковского) и сам способ развития России. Таким способом стала модернизация, в целом содержательно совпадавшая с аналогичными процессами в развитых западных странах и отличавшаяся от них разве что своими стартовыми условиями и скоростью протекания. Вместе с тем фундаментальной специфической особенностью российской модернизации явилась ее крайняя зависимость от самодержавного государства. Верховная власть и в этом вопросе выступила монопольным инициатором и гарантом протекавших перемен.

Однако из движения в направлении прежде всего научно-технической, индустриальной и инфраструктурной оптимизации модернизация – как и бюрократизация с либерализацией – превратилась в качественно иной процесс. Этот процесс заметно отличался от замышлявшегося престолом прежде всего по своему охвату: модернизации подверглись все сферы жизни – от экономики до культуры . К тому же в России стремительно формировалась новая модернизированная среда, стремившаяся освободиться от охраняемых самодержавием традиционалистских форм регламентации способов хозяйствования, принципов организации общественной жизни и методов поддержания ценностно-мировоззренческих ориентиров. Именно поэтому российская модернизация неизбежно становилась политизированной по форме и антимонархической по содержанию и способствовала складыванию представления о невозможности дальнейшего развития страны в рамках самодержавной политической системы.

Этому процессу способствовало и формирование политических партий России в конце XIХ века. Образование общероссийских политических партий началось с возникновения в первые годы ХХ века Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и Партии социалистов-революционеров (ПСР). Обе партии выросли из российского революционного движения, развивавшегося со времен декабристов. Создание РСДРП было провозглашено на съезде представителей марксистских социал-демократических групп в Минске в 1898 г., однако построить реально действующую всероссийскую организацию, отвечающую основным критериям политической партии, российским марксистам удалось только к 1903 году, когда состоялся II съезд РСДРП.

Партия социалистов-революционеров оформилась в 1902 г. путем слияния в единую организацию неонароднических групп, действовавших на севере и юге страны, однако I съезд ПСР, утвердивший программу и устав партии, состоялся только в 1906 г. Лидерами ПСР стали ветераны народнического движения Е.К. Брешко-Брешковская, М.Р. Гоц и др., важнейшую роль в разработке эсеровской доктрины и партийном строительстве сыграл В.М. Чернов.

Обе социалистические партии, входившие во Второй (Социалистический) Интернационал, ставили своей ближайшей задачей революционное свержение самодержавия и создание в России демократической республики, а конечной целью – переход к бесклассовому обществу: социализму. Но если РСДРП ориентировалась главным образом на выражение интересов промышленного пролетариата, который считала единственным классом, заинтересованным в социалистических преобразованиях, то ПСР полагала, что опорой социалистического движения являются в равной степени рабочие, крестьяне и трудовая интеллигенция, а база социалистического общества может быть создана не только посредством индустриализации, но и крестьянской кооперации.

В период первой российской революции в 1905 гг. в условиях всеобщего подъема народной активности революционные партии превратились в массовые организации, издающие свои печатные органы многотысячными тиражами. Росту авторитета и численности РСДРП и ПСР способствовало их активное участие в рабочем, крестьянском, студенческом движении, поддержка выступлений за национальное равноправие. Выдвигавшиеся социалистами лозунги демократии, конфискации и передачи крестьянам помещичьих земель, улучшения положения и расширения прав рабочих пользовались широкой общественной поддержкой.

В октябре 1905 г. в Москве состоялся I (учредительный) съезд Конституционно-демократической партии России (в 1906 г. к ее названию было добавлена вторая часть – Партия народной свободы). Принятая I съездом КДП программа партии нацеливала на борьбу легальными средствами за переход России к конституционному правлению и осуществление в стране целого комплекса буржуазных социально-экономических реформ. Признанным лидером кадетов стал историк П.Н. Милюков, в руководство партии вошли крупные общественные деятели и ряд известных ученых - С.А. Муромцев, В.И. Вернадский, П.Б. Струве и др.

Вскоре после образования партии кадетов, в феврале 1906 г. конституировалась еще одна российская либеральная партия – Союз 17 октября. Октябристы, объединившие в своих рядах крупных землевладельцев, богатых предпринимателей и часть чиновничества, заняли правый фланг либерального движения. Они, в отличие от кадетов, полностью удовлетворились теми частичными изменениями, которые внес в политическую систему России Манифест 17 октября. На более умеренных позициях стоял Союз и в социально-экономических вопросах. 

Наконец, реакцией на развитие в России революционного движения было образование крайне правых, консервативно-монархических партий и движений. Наиболее массовой организацией такого рода стал созданный в ноябре 1905 г. Союз русского народа во главе с А.И. Дубровиным, Н.Е. Марковым, В.М. Пуришкевичем (в 1907 г. последний вышел из СРН и создал «Русский народный союз имени Михаила Архангела»). Главной своей задачей ультраправые считали борьбу против революции во имя защиты самодержавия

В условиях спада революции после поражения декабрьских вооруженных восстаний 1905 г. важной ареной деятельности партий стала Государственная Дума, начавшая свою работу в апреле 1906 г. Поскольку социал-демократы и эсеры бойкотировали выборы в I Думу (впоследствии они признали это своей ошибкой), победу на выборах одержали кадеты, получившие 43% депутатских мандатов, и председателем Думы стал представитель КДП-ПНС С.А. Муромцев. Главным вопросом в повестке дня Думы сразу же стал аграрный. Однако царское правительство не желало никаких дальнейших реформ и отказалось от сотрудничества с Думой. В начале июля 1906 г. первый парламент в истории России был распущен царским указом.

Во II Государственной Думе, выборы в которую состоялись в феврале 1907 г., соотношение партийно-политических сил изменилось. Левые (трудовики, РСДРП, ПСР и образованная в 1906 г. неонародническая Народно-социалистическая партия, занимавшая более умеренные позиции, чем эсеры) получили в думе 43% мест. Таким образом, вторая Дума, несмотря на все усилия правительства, активно использовавшего на выборах «административный ресурс», оказалась даже левее первой.

Депутатами вновь был поднят аграрный вопрос, социалисты использовали думскую трибуну для революционной агитации и обличения развязанной правительством кампании репрессий против общественного движения. 3 июня 1907 г. царь распустил II Думу. Одновременно был издан новый, разработанный правительством Столыпина избирательный закон, значительно урезавший избирательные права рабочих, крестьян и национальных меньшинств.

Результатом «столыпинского государственного переворота» явилось резкое усиление правых и проправительственных фракций в III Государственной Думе (1907-1912 гг.).

Вступление России в августе 1914 г. в первую мировую войну вызвало новое размежевание на отечественной партийно-политической сцене. Порожденный войной кризис способствовал активизации оппозиции самодержавию со стороны буржуазно-либеральных партий. В 1915 г. в IV Государственной Думе сложился оппозиционный Прогрессивный блок, объединивший две трети депутатского корпуса – кадетов, прогрессистов, октябристов и даже «прогрессивных националистов». Возглавляемый представителями КДП-ПНС, блок ставил своей главной задачей создание правительства «общественного доверия». Однако царь систематически отвергал все проекты реформ, предлагавшиеся оппозицией.

Февральская революция 1917 г. коренным образом трансформировала характер партийной системы в России. Партии впервые получили возможность непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти или оказывать на нее реальное воздействие.  Изменился как сам спектр политических сил страны, так и расстановка в нем различных партий и движений. Правый фланг в новой партийно-политической конфигурации заняла партия кадетов, которая в дореволюционной партийной системе являлась партией центра. Численность кадетов выросла в 1917 г. до примерно 100 тысяч человек, их представители преобладали в первом составе Временного правительства.

  Центр новой партийной системы составили партии эсеров и социал-демократов-меньшевиков. Эсеры и меньшевики видели главную цель российской революции в утверждении демократической системы, создающей условия для социальных и экономических реформ в интересах трудящихся. Переход к социализму мыслился ими как дело отдаленного будущего, результат длительного развития экономики страны и культуры ее населения. В мае 1917 г. представители социалистов (эсеров, меньшевиков, энесов) вошли в состав Временного правительства, которое обрело отныне коалиционный характер. 

Разочарование масс во Временном правительстве и участвующих в нем партиях, которые не смогли в короткий срок ни дать крестьянам землю, ни закончить войну, ни улучшить положение в экономике, создавало предпосылки для роста популярности крайне левых партий и движений, обещавших быстро разрешить все эти проблемы. 25 октября 1917 г. вооруженные отряды сторонников большевиков и левых эсеров, руководимые Военно-революционным комитетом Петроградского Совета, председателем которого являлся член ЦК РСДРП(б) Л.Д. Троцкий, установили контроль над столицей России, и ВРК объявил о смещении Временного правительства. В тот же день большевистско-левоэсеровское большинство делегатов II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласило переход всей власти в центре и на местах в руки Советов и создание «Временного рабочего и крестьянского правительства» – Совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первоначально СНК состоял только из большевиков, в декабре 1917 г. в его состав вошли также представители левых эсеров, оформившихся в самостоятельную Партию левых социалистов-революционеров (лидеры – М.А. Спиридонова, Б.Д. Камков и др.)

Выборы в Учредительное собрание прошли в ноябре 1917 г. и принесли победу эсерам, получившим 58% мест. После того, как открывшееся в январе 1918 г. Собрание отказалось признать власть Советов, большевики и левые эсеры провели через ВЦИК декрет о его роспуске как «буржуазного» и «контрреволюционного». Состоявшийся вскоре III Всероссийский съезд Советов провозгласил страну Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Покончив с «буржуазным» парламентаризмом в лице Учредительного собрания, большевики и левые эсеры приступили к закреплению своего господства в Советах.  

 

История России ХХ-XXI вв

После гражданской войны в Советской России окончательно утвердилась однопартийная коммунистическая система. Впоследствии это получило и конституционное закрепление: уже в Конституции СССР 1936 г. появляется пункт о компартии как «ядре» всех советских государственных и общественных организаций.  

Важным направлением изучения советского периода связано со становлением созданного после прихода к власти большевиков государства, существовавшего в период с  1922 по 1991 гг. - Союза Советских Социалистических республик (СССР). В его состав вошли: по Договору об образовании СССР (декабрь 1922) - Белоруссия (БССР), Россия (РСФСР), республики Закавказья (ЗСФСР); с 1936  г. союзные республики - Азербайджан (Азербайджанская ССР), Армения (Армянская ССР), Грузия (Грузинская ССР) и Украина (УССР); в дальнейшем - в 1925 г. - Узбекистан (Узбекская ССР), Туркмения (Туркменская ССР), в 1929 г. - Таджикистан (Таджикская ССР), в 1936 г. - Казахстан (Казахская ССР), Киргизия (Киргизская ССР), в 1940 г. - Молдавия (Молдавская ССР), Латвия (Латвийская ССР), Литва (Литовская ССР) и Эстония (Эстонская ССР).

С начала 1920-х гг., и особенно после смерти В. И. Ленина, в руководстве страны развернулась острая политическая борьба за власть. Утвердились авторитарные методы руководства, использовавшиеся И. В.  Сталиным для установления режима единоличной власти. С середины 1920-х гг. началось сворачивание новой экономической политики (НЭП), а затем - проведение форсированной индустриализации и коллективизации. В стране была создана строго централизованная общественная система, целью которой была быстрая модернизация страны и поддержка революционных движений в др. странах. Массовые репрессии, особенно после 1934 г., затронули все слои общества; беспрецедентные масштабы принял принудительный труд в системе ГУЛАГа.

В конце 1930-х гг. произошли изменения во внешнеполитическом курсе страны. Заключены советско-германские договоры 1939 г., в соответствии с которыми позднее в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, в 1940 г. - страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина. В результате начатой СССР советско-финляндской войны (30.11.1939 - 12.3.1940 гг.), которая нанесла сильный удар по международному авторитету страны, к СССР отошел Карельский перешеек и др.

22 июня 1941 г. Германия, нарушив договоры, напала на Советский Союз, что стало началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Великая Отечественная война, пройдя в своем развитии 4 крупных этапа - начальный (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.); коренного перелома (19 ноября 1942 г. – 1943 г.); освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944 г. – 9 мая 1945 г.); советско-японской войны (9 августа – 2 сентября 1945 г., стала суровым испытанием для советского многонационального государства, его общественно-политической системы и вооруженных сил 

С окончанием Второй мировой войны крутой поворот от сотрудничества к конфронтации, совершенный во внешней политике  недавними союзниками, незамедлительно сказался как на внешней, так и на внутренней политике советского государства  . Надежды на всестороннее послевоенное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир, разделенный «железным занавесом»,  вступил в эпоху «холодной войны», которая, то затихая, то обостряясь, продолжалась около полувека (1946 – 1991 гг.).

Со смертью В.И. Сталина начинается новый этап в жизни страны, связанный с решениями ХХ съезда КПСС (1956 г.), либерализацией политической жизни страны, «оттепелью»; определенные успехи были достигнуты в науке и технике: создана первая в мире атомная электростанция (1954 г.), запущены первый спутник Земли (1957 г.), первый космический корабль с летчиком-космонавтом (1961 г.); расширились международные связи СССР, уменьшилась угроза ядерной войны (Договор о запрещении ядерного вооружения, 1963 г., и др.).

1970-е гг. в жизни страны были могут быть охарактеризованы таким понятием как «застой», связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежневым. С 1985 г. М.С. Горбачев и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в т. ч. национальные движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, была предпринята попытка государственного переворота (август 1991 г.), потерпевшая крах.

В декабре 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина констатировали прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (8 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании СНГ.  

Первый российский президент Б.Н. Ельцин находился на своем посту с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Главной особенностью социально-экономического развития России в 1990-е годы была экономическая реформа, которая обеспечила переход страны от плановой экономики к рыночной, от социализма к капитализму.

К концу 1990-х гг. была проведена радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали: свобода цен, свобода торговли, приватизация (разгосударствление, денационализация) государственной собственности и, таким образом, в стране сложилась  многоукладная экономика.

В пока еще непродолжительной истории современной многопартийности можно условно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает время с конца 1980-х гг. до 1991 года. Он характеризуется возникновением первых альтернативных политических объединений: от неформальных групп – до массовых партий и объединений. Перестройка, гласность, демократизация политической системы и возможность проведения альтернативных выборов во второй половине 1980-х гг. привели к возникновению множества политизированных групп .

Относительная легализация альтернативных общественно-политических структур произошла в период выборов на I Съезд народных депутатов СССР весной 1989 года.  Второй относительно непродолжительный этап охватывает период с момента распада СССР до 1993 года. Основная тема общественно-политического дискурса в это время перемещается с борьбы против компартии к проблеме выбора определенной социально-экономической модели.

 Третий этап российского партогенеза охватывает десятилетний период: с конца 1993 по 2003 гг. Он знаменуется проведением электоральной реформы (сентябрь-ноябрь 1993 г.) и введением так называемой «смешанной несвязанной» (мажоритарно-пропорциональной) электоральной формулы. Новое избирательное законодательство было включено Б.Н. Ельциным в известный Указ № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

 Период, последующий за выборами в Государственную Думу первого созыва, может характеризоваться как время относительной стабилизации партийной системы, когда на политической арене устойчиво доминировали 4-5 объединений, прочно освоившие собственные электоральные ниши.

Четвертый этап в истории новой российской многопартийности отсчитывается с начала работы IV Думы (2003 г.) и продолжается по сей день. С начала 2000-х гг. кардинально меняются правовые основы современной российской многопартийности, а само партийное строительство превращается в важный фактор государственной политики. Повышается правовой статус партий как особого субъекта политического процесса, впервые введено их государственное финансирование. В 2005 г. в результате принятия нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» осуществился переход к пропорциональной системе, что дало партиям исключительную привилегию на выдвижение кандидатов в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, государство ужесточило критерии «партийной селекции»: был повышен до 7% электоральный барьер (в 2005 г.), запрещены электоральные блоки в период подготовки к выборам, увеличены требования к минимальной численности партии и необходимому количеству региональных отделений. Следствием этого стало резкое сокращение числа политических партий РФ.

Важной особенностью современной российской партийной системы стало доминирование так называемой «партии власти» в лице «Единой России». Другие партии оказались отодвинуты на периферию политической жизни. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ, на которых был избран В.В. Путин, находившийся в этой должности до 7 мая 2008 г. «Опорными точками» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы рыночные отношения, патриотизм, социальная солидарность.

Со 2 марта 2008 г. по настоящее время Президентом Российской Федерации является Д.А. Медведев.

 

Рекомендуемая литература

История России с древнейших времен до начала XIX в.

Моряков В.И. Екатерина II – просветитель или консерватор? // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2010, №3.

Горский А.А. Милов Леонид Васильевич // Большая Российская энциклопедия (в печати).

Горский А.А. О «феодализме»: «русском» и не только // Средние века. Вып. 69 (4). М., 2008.

Послание папы Гонория III королям Руси // Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. М., 2002.

Русская Правда

Судебник 1497 года

Соборное Уложение 1649

 

История России XIX – начала ХХ в.

Федоров В.А. Александр I.

Мироненко С.В. Николай I.

Захарова Л.Г. Александр II

Федоров В.А. Государственный совет

Мироненко С.В. Декабристы

Введение к уложению государственных законов

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях

Манифест об «Общем учреждении министерств» 1811 г.

Манифест 29_апреля_1881. Победоносцев К.П. Манифест о незыблемости самодержавия «О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России»

Манифест_19_февраля_1861. Манифест 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»

Манифест 17 октября 1905 Витте С.Ю. Манифест об усовершенствовании государственного порядка

Основной Закон_23_апреля_1906. Основные государственные законы

 

История России ХХ - начала XXI в.

Баркова О.Н. История разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. М., 2007.

Багаева Ж.Б. Из истории российской эмиграции в Великобританию в 20-30 гг. ХХ в. // Per aspera. Сборник научных статей победителей конкурса студенческих работ исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и материалы научных конференций. М., 2010.

Гришаева Л.Е. Россия и ООН: История и современность. М., 2007.

Данилова Е.Н. Советская власть и национальные меньшинства (1917 – 1920-е гг.) // Российское государство и общество XX век. К 70-летию Ю.С. Кукушкина. М., 1999.

Кукушкин Ю.С. С истфаком в сердце. М., 2007.

Кукушкин Ю.С. Самоуправление крестьян России (XIX – начало XXI в.). М., 2004.

Куманев Г.А. Сталинградская битва (Краткий военно-исторический очерк, документы, материалы). М., 2007.

Остапенко А.И. Белое движение и проблема целостности России // Российское государство и общество XX век. К 70-летию Ю.С. Кукушкина. М., 1999.

 Памятка снайперу

Баркова О.Н. Из истории разработки Конституции РСФСР 1925 года // Российское государство и общество ХХ век. К 70-летию Ю.С. Кукушкина. М., 1999. (детализирующая статья)

Баркова О.Н. Советский политический плакат 1941-1945 гг. как средство агитации и пропаганды в годы Великой Отечественной войны // Программа международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кострома, 15-16 апреля, 2010. (детализирующая статья)

Гришаева Л.Е. Нужна ли ООН в ХХI веке? Современные размышления // Дипломатическая служба, 2009, №4. (детализирующая статья)

Данилова Е.Н. Укрепление национальной солидарности и сотрудничества в период пребывания Московского государственного университета в Ашхабаде осень 1941 – лето 1942 гг.) // Программа международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кострома, 15-16 апреля, 2010. (детализирующая статья)

Петракова В.И. Морально-психологический аспект и специфика службы женщин-снайперов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (по материалам Центральной женской школы снайперской подготовки) // Программа международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кострома, 15-16 апреля, 2010. (детализирующая статья)

Куманев Г.А. Против искажения решающего вклада СССР в Победу над фашизмом //  (детализирующая статья)

Терещенко Ю.Я. К вопросу о конституционной реформе в СССР в период перестройки // Российское государство и общество ХХ век. К 70-летию Ю.С. Кукушкина. М., 1999. (детализирующая статья)

Гусев А.В. Историография истории политических партий и движений России: Программа курса лекций. – М.: Исторический факультет МГУ, 2007. – 23 с.

Березкина О.С. Основы политологии: Программа курса лекций. – М.: Исторический факультет МГУ, 2005. – 40 с.

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебное пособие. Том I. Дооктябрьский период. Книга первая. / Под.  ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 258 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 19; Сер. III, Instrumenta studiorum: 9).

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебное пособие. Том I. Дооктябрьский период. Книга вторая. / Под.  ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 284 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 19; Сер. III, Instrumenta studiorum: 9).

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебно-методическое пособие. Том II. Коммунистическая партия (1917-1985). Книга первая. /Под ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 319 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 42; Сер. III, Instrumenta studiorum: 17).

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебно-методическое пособие. Том II. Коммунистическая партия (1917-1985). Книга вторая. /Под ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 327 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 42; Сер. III, Instrumenta studiorum: 17).

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебно-методическое пособие. Том II. Коммунистическая партия (1917-1985). Книга третья. /Под ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.  - 301 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 42; Сер. III, Instrumenta studiorum: 17).

Березкина О.С. Политические элиты: Программа спецкурса. – М.: Исторический факультет МГУ, 2005. – 22 с.

Волгин Е.И. Российская многопартийность (конец ХХ - начало XXI вв.): Программа курса лекций. – М.: Исторический факультет МГУ,  2007. – 34 с.

Волгин Е.И. Российский политический процесс на рубеже веков (1990-2007 гг.): Программа курса лекций.  – М.: Исторический факультет МГУ, 2007. – 38 с.

Политические партии России. Страницы истории. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 352 с.  

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебно-методическое пособие. Том II. Коммунистическая партия (1917-1985). Книга первая. /Под ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 319 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 42; Сер. III, Instrumenta studiorum: 17).

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебно-методическое пособие. Том II. Коммунистическая партия (1917-1985). Книга вторая. /Под ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 327 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 42; Сер. III, Instrumenta studiorum: 17).

Политические партии и движения России. Документы и материалы. Учебно-методическое пособие. Том II. Коммунистическая партия (1917-1985). Книга третья. /Под ред. Л.С. Леоновой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.  - 301 с. – (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 42; Сер. III, Instrumenta studiorum: 17).

Березкина О.С. Политические элиты: Программа спецкурса. – М.: Исторический факультет МГУ, 2005. – 22 с.

Волгин Е.И. Российская многопартийность (конец ХХ - начало XXI вв.): Программа курса лекций. – М.: Исторический факультет МГУ,  2007. – 34 с.

Волгин Е.И. Российский политический процесс на рубеже веков (1990-2007 гг.): Программа курса лекций.  – М.: Исторический факультет МГУ, 2007. – 38 с.

Политические партии России. Страницы истории. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 352 с.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.