Зарегистрироваться

Конституция

Категории Конституционное право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю, учреждаю) – основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны[1].

По форме конституция – всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция — конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция — политический документ. Главные вопросы ее содержания – о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев, лиц без гражданства[2].

Понятие конституции употребляется уже в работах Аристотеля и Платона в связи с обоснованием ими идеи рациональной организации государственной власти. Термин « конституция» широко употреблялся для определения различного рода актов в Древнем Риме, а в средневековую эпоху этим термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Тем не менее понятие конституции в таком формально-юридическом смысле окончательно сформировалось лишь в конце XVIII в. в бывших английских колониях в Америке и во Франции в период буржуазной революции, вызванных потребностями переустройства власти, когда была осознана необходимость в принятии акта особой юридической силы как средства ограничения государственной власти.

Возникновение и развитие конституции

Принятие конституции обусловлено факторами социально-экономического, политического и исторического характера. В истории развития конституций можно выделить четыре периода наиболее активного конституционного правотворчества. Первый охватывает период с конца XVIII в. до окончания Первой мировой войны; второй — период между двумя мировыми войнами; третий — период от окончания Второй мировой войны до конца 80-х гг.; четвертый — современный этап. Он явственно обозначился на рубеж 80-90-х гг. XX в. в связи с крахом тоталитаризма, но истоки этого этапа находятся в более ранних периодах и отчасти связаны с влиянием социалистических конституций[3].

1) Первые конституции (США, Польша, Франция), принятые вследствие буржуазных революций XVII—XVIII вв., были призваны прежде всего закрепить эти революционные изменения. Конституции «первой волны» достаточно кратки по содержанию, но за счет судебного толкования успешно адаптируются к меняющимся условиям.

Рис. 1. Конституционный Конвент в Филадельфии: подписание Конституции (картина Говарда Чандлера Кристи, 1940).

Самой старой из действующих в современном мире конституций является Конституция США, принятая в 1787 г. В европейских странах одними из первых появились Конституции Франции и Польши 1791 г. (сейчас недействующие). В ряде современных государств в качестве действующих сохранились конституции, принятые в XIX и начале XX веков: Конституция Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурге (1868 г.), Швейцарии (1874 г.), Конституция Австралийского Союза (1900 г.).

Рис. 2. Конституция Польши 3 мая 1791 (картина Ян Матейко, 1891).

К концу этого периода появляются первые конституции и в Латинской Америке (первая была принята в Венесуэле в 1811 г.), в странах Азии (Япония — 1889 г., Китай — 1912 г., Иран — 1906 г.). На Африканском континенте помимо Южной Африки (тогда Южно-Африканский Союз) только Либерия имела Конституцию, принятую в 1847 г.

2) Конституции «второй волны» были приняты между Первой и Второй мировыми войнами: Веймарская Конституции Германии (1919 г.), Конституционные акты Финляндии (1919, 1922, 1928 гг.), Конституции Австрии (1920 г.), Чехословакии (1920 г.), Югославии (1921 г.), Ирландии (1937 г.), Испании (1931 г.), Ирландии (1937 г.). Это было обусловлено двумя факторами: образованием большого числа новых государств (например, в Европе в результате развала Российской и Австро-Венгерской империй) и демократизацией политических режимов как в старых конституционных государствах (Германия, Испания).

3) После Второй мировой войны были приняты конституции, которые можно разделить на следующие конституционные модели:

  • конституции, принятые в странах, где ликвидировались тоталитарные режимы (т.н. конституции «второй волны»): Конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.), Франции (1958 г.), Греции (1975 г.), Португалии (1976 г.), Испании (1978 г.) и др. Эти конституции более детально уделяют внимание не только политическим, но и социально-экономическим отношениям, и закрепляют широкий набор прав, свобод и обязанностей личности.
  • социалистические конституции – в основном это советские конституции (прежде всего Конституция СССР 1936 г.), принципиальные черты которых воспроизводились основными законами социалистических государств, возникших после Второй мировой войны. Характерные черты социалистических конституции - подчинение государству всех сфер его жизнедеятельности; развернутая институционализация марксистско-ленинской партии как единственной руководящей силы общества и государства (формальное сохранение в ряде стран многопартийности не имело практического значения); чрезмерную идеологизация основного закона[4].
  • конституции государств, освободившихся от колониальной зависимости (было принято более 130 конституций в развивающихся странах). Конститу­ции многих освободившихся стран разрабатывались при прямом участии представителей бывших метрополий и явились результатом компромисса между силами национально-освободитель­ного движения и отступившим колониализмом.

4) Для четвертого периода характерен «всплеск» конституционного правотворчества в постсоциалистических и социалистических странах, где были приняты новые конституции. Одним из главных направлений этих демократических преобразований стало осуществление широкомасштабных конституционных реформ, обновление практически всего конституционного законодательства.

В отдельную группу можно выделить новые, принятые в 90-е годы Конституции республик бывшего СССР, ставших самостоятельными суверенными государствами. Конституции.

Таким образом в современный период в конституционной теории и практике выработаны унифицированные конституционные ценности, исходя из устоявшихся взглядов относительно существа демократии и права. Такая унификация или интернационализация конституционно-правового регулирования отражается прежде всего на форме и структуре новых конституций

Но хотя фактически прекратила свое существование «социалистическая» модель (она сохраняется лишь в нескольких странах — Китай, Куба, Северная Корея, Лаос, Вьетнам), конституционная модель развивающихся стран утратила многие из своих принципиальных черт и особенностей, а основу новых конституций всех стран составляет комплекс общечеловеческих ценностей, все же сохраняются и, очевидно, будут сохраняться различия между конституциями отдельных стран (их групп), обусловленные особенностями развития общества и государства[5].

Сущность конституции

Сущность конституции всегда была предметом острых споров. Так, Ж.И. Овсепян выделяет пять основных направлений в исследованиях понятия конституций:

  1. формально-юридическое (или нормативистское) направление;
  2. естественно-правовая (или договорно-правовая) теория права, конституции;
  3. социологическая (или лассальянская) концепция конституции;
  4. классово-волевая (или марксистско-ленинская) теория права, конституции;
  5. институционалистское направление в исследованиях понятия конституции[6].

Однако, как справедливо отмечает, С.А. Авакьян, в целом при характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическим и рационалистическим — при очевидной условности этих терминов[7].

1) Суть классово-политического подхода состоит в том, что конституция выражает соотношение сил в обществе, сложившееся на момент ее принятия. Согласно Ф. Лассалю « конституция является действительным отношением общественных сил страны»[8]. Позиции социалистов основывались на выявление соотношения фактической и юридической конституции. Блестящая критика учения Ф. Лассаля была дана еще в начале XX века Е.В. Спекторским в работе «Что такое конституция»?[9].

Сущность конституции в рамках этого подхода была также сформулирована В.И. Лениным с классовых позиций: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»[10].

2) Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как юридического документа, основного закона государства, закрепляющего права и свободы человека, механизм государственной власти и призванного ограничивать власть; обладающего специфическими юридическими свойствами в сравнении с иными законами государства; обеспечиваемый государственным принуждением, в том числе через средства охраняемый посредством специфических институтов конституционного надзора и контроля.

Есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций. При этом современная конституционно-правовая теория предлагает классификацию конституции по ряду признаков.

Функции конституции

Функции конституции — различные проявления ее назначения, отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции — независимо от социальной системы— свойственны следующие функции: учредительная; организаторская; внешнеполитическая; идеологическая; юридическая[11].

  1. Учредительная функция состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть без необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться по отношению и к общественной ( политической) системе в целом, и к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
  2. Организаторская функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
  3. Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон не только обращен к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
  4. Идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Однако в ином плане конституция не может быть не идеологическим — в смысле мировоззренческим — документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные институты выражают видение желаемой социально- политической системы страны. Каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.
  5. Юридическая функция заключается в том, что она: а) становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются); б) сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; в) дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Юридические свойства конституции

Юридические свойства конституции - это ее признаки как основного закона государства.

Конституция занимает особое место в системе источников конституционного права, да и во всем законодательстве, поэтому она обладает рядом характеристик (свойств), отличающих ее от иных нормативных правовых актов. К числу таких свойств относят: основной закон государства; юридическое верховенство; высшая юридическая сила; юридическая база для текущего законодательства; особый порядок принятия и изменения.

  1. Основной закон государства. Любая конституция относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Очень часто текст конституции провозглашается как « Конституция (Основной закон)» государства. Такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы.
  2. Юридическое верховенство конституции означает, что высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам. Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Другими словами конституция возглавляет всю систему нормативных правовых актов (всех источников права вообще). Все иные законы и подзаконные акты не могут противоречить нормам конституции, поэтому существуют специальные механизмы правовой охраны конституционных норм.
  3. Конституция является   базой для текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Текущее регулирование общественных отношений в развитие норм конституций необходимо. Обычно конституции инициируют текущее регулирование, используя для этого разные приемы, нацеленные на принятие нормативных актов, развивающих ее положения. Это означает, что конституция, во-первых, определяет общие начала ( принципы) правового регулирования. Во-вторых, конституция определяет сферы законодательного регулирования. Наконец, конституция устанавливает формы и правовую природу актов, принимаемых теми или иными органами государственной власти и должностными лицами. Кроме того, конституция может содержать перечень законов, которые должны быть приняты парламентом.
  4. Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения. Принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Проекты конституций публикуются на страницах газет с большим тиражом и издаются отдельными брошюрами. Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта конституции, в вынесении проекта конституции на всенародное голосование ( референдум). Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия конституции и вступления ее в силу парламентом, либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией. В некоторых зарубежных странах особый порядок принятия конституции связывают со сложностью процесса рассмотрения и принятия проекта. В этом случае к одобренному парламентом данного созыва проекту конституции возвращаются по истечении определенного (и не маленького) срока (обычно не ранее шести месяцев); дополнительным требованием может быть проведение в этот период выборов нового парламента, с тем чтобы обсуждением проекта занялся обновленный состав депутатов. Особый порядок изменения конституции — это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений. В жесткие конституции изменения  вносятся в усложненном порядке по сравнению с обычными законами, с соблюдением определенных условий (например, требование квалифицированного большинства голосов членов парламента, обязательность ратификации субъектами федерации или референдумом и т.п.).

Классификация конституций

Классификация конституции -  процесс группировки конституций в соответствии с их общими признаками.

В мире существует около 200 государств и все они имеют свои конституции в том или ином виде. Классификация конституций применяется в теории конституционного права для того, чтобы разграничить различные виды конституций и выделить отдельные группы в существующем многообразии конституций. В зависимости от целей исследования, задач, которые ставят перед собой исследователи, их политической позиции, взглядов на конституцию и других моментов, выделяют разные виды конституций.

При этом следует иметь в виду, что все классификации условны в большей или меньшей степени, что, впрочем, не умаляет их значения для упорядочения знаний о конституциях, поскольку каждая классификация позволяет увидеть и глубже понять определенную сторону конституции как политического и правового явления[12].

1. По юридической форме конституций, т.е. по их внешнему выражению (оформлению) традиционно конституции делятся на писаные и неписаные. Писаную форму имеют большинство конституций, представляющих собой один или несколько документов, принятых в установленном порядке в письменной форме. Неписаные конституции существуют в виде совокупности нескольких ключевых законов, конституционных обычаев, судебных прецедентов, отражающих главные черты государственной и общественно-политической организации государства. Типичные примеры – Великобритания и Новая Зеландия.

Кроме того, по степени консолидированности конституционных норм выделяют кодифицированные и некодифицированные конституции. Кодифицированная конституция – это один текст, единый основной закон государства, при этом он в таком качестве принимается и провозглашается. Надо сказать, что в практике ряда государств можно наблюдать такую ситуацию, когда с появлением нового единого текста сохраняется действие некоторых прежних актов либо части их норм, или же принимаются новые ключевые акты, примыкающие к основному тексту и воспринимаемые вместе с ним как единая конституция. Например, в ФРГ действует Основной закон 1949 г. Но в ст. 140 указано, что составной частью Основного закона являются статьи 136-139 и 141 Конституции Германской империи от 11 августа 1919 г., они касаются свободы религии, взаимоотношений государства и церкви.

В некодифицированных конституциях конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему. Так, например, в Швеции главным актом является Конституция 1974 года. Вместе с тем воспринимаются как части Конституции Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1949 г., Основной закон о свободе высказываний 1991 г., Акт о Риксдаге 1974 г.

Государство – Город Ватикан имеет Основной закон от 7 июня 1929 г., но как конституционные акты воспринимаются также Договор между Святым престолом и Королевством Италия от 11 февраля 1929 г., Законы 1929 г. об источниках права, о праве гражданства и праве пребывания, об административном устройстве, об экономической, торговой и профессиональной организации, об общественной безопасности.

2. С точки зрения соответствия формы и содержания конституции делят на юридические и фактические, а также реальные и фиктивные.

В своей известной речи о сущности конституции произнесенной в одном из берлинских бюргерских окружных собраний в 1862 г. Ф. Лассаль поставил вопрос, что такое конституция страны, в чем ее сущность, ответил на этот вопрос следующим образом: «Конституционные вопросы — прежде всего вопросы силы, а не права, действительная конституция страны заключается лишь в существующих в стране реальных фактических отношениях силы»[13].

Таким образом, согласно учению Лассаля, юридическая конституция - это писаная конституция, т.е. собранные «на одном листе бумаги, в одном акте основания учреждений и правительственной власти всей данной страны». Фактическая конституция, в отличие от юридической (писаной) присуща любому государственно-организованному обществу, в том числе рабовладельческому и феодальному государствам, а не только буржуазному.

Свое исследование конституции и ее сущности Ф. Лассаль сопровождал ярким примером: «Допустим, во всей Пруссии произошел страшный пожар, во время которого не осталось ни единой конституции, ни единого закона в достоверной форме. Можно ли было тогда поступить произвольно — создать новую конституцию и законы. Положим, вы сказали бы — мы изменим положение короля или даже ликвидируем монархию. Король на это резонно ответит — фактически мне повинуется армия, и я не допущу изменения своего положения». Следовательно, делает вывод Ф. Лассаль, «...король, которому повинуется войско и пушки, есть часть конституции». Продолжая исследование, он отмечает, что частями конституции является также дворянство, имеющее влияние на короля и на его двор, крупные промышленники, банкиры и биржи, мелкая буржуазия и рабочие.

Помимо разграничения конституций на фактическую и юридическую и определе-ния фактической как соотношение общественных сил, Ф. Лассаль в своей концепции конституции также отметил: «любая писаная конституция хороша и долговечна... только при соответствии с конституцией действительной, т.е. фактически существующими в стране соотношениями общественных сил... Раз писаная конституция не будет соответствовать фактической, действительной... между ними неизбежно, рано или поздно произойдет столкновение... писанная Конституция, этот лист бумаги, этот акт, неизбежно побеждается конституцией естественной, действительными отношениями между общественными силами страны».

Поэтому надо создавать не вымышленную писаную конституцию, а заняться устройством конституции действительной, т.е. изменить существующие в стране соотношения общественных сил. Иными словами, чтоб изменить юридическую конституцию, надо вначале изменить фактическую... « конституция, написанная преждевременно» дело совершенно бесполезное»[14].

Для конституций нежелательны как отставание от общественного развития, так и забегание вперед, включение в них норм, которые еще не могут найти применения в действительности. В.И. Ленина развил идеи Лассаля: «Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся... Конституция может быть черносотенной, помещичьей, реакционной и в то же время менее фиктивной, чем иная «либеральная» конституция»[15].

Строго говоря, это не столько конституционно-правовое, сколько политическое основание классификации. Фактической конституцией считается не текст основного закона, а существующие в жизни общественные отношения. Соответственно категории реальности и фиктивности не означают, что в конституции нет каких-то норм – они могут быть, но не вызывает удовлетворенности их действие[16].

3. По порядку принятия (способу появления) конституции принято делить на следующие виды:

  • дарованные (октроированные) – конституции, дарованные монархом (Катар, Лихтенштейн) или метрополиями колониям (Канада, Австалия).
  • принятые представительным органом (парламентом). Таким способом были приняты большинство современных конституций.
  • принятые специально созываемым для этого органом (учредительным собранием, конституционной ассамблеей и др.). Таким способом были приняты ныне действующие Конституции Индии, Италии, США.
  • принятые путем народного голосования (одобренные на референдуме). Примеры таких конституций – Конституции России, Франции и др.

4. По способам внесения изменений и дополнений в конституцию (конституционных реформ) в науке конституционного права принято делить конституции на «жесткие» и «гибкие». В основе такого деления – то, насколько сложно или относительно легко обновить те или иные конституционные положения.  Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные законы ( Конституции Израиля, Новой Зеландии). В жесткие конституции изменения вносятся в усложненном порядке по сравнению с обычными законами, с соблюдением определенных условий (например, требование квалифицированного большинства голосов членов парламента, обязательность ратификации субъектами федерации или референдумом и т.п.).

5. По срокам действия различают также постоянные и временные конституции. Временные конституции имеют ограниченный срок действия и характерны для переходных периодов, когда устанавливаются условия, при которых она заменяется постоянной.

6. По уровню конституционного регулирования в федерациях выделяют конституции федеративного государства (например, Конституции США, ФРГ, России), а также конституции субъектов федерации. Однако принятие конституции субъектами федерации не является признаком их суверенитета.

Ссылки

  1. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. и руков. авт. колл. С.А. Авакьян. – М.: Изд-во НОРМА: ИНФРА-М, 2001. С. 313.  ↑ 1
  2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 3-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во НОРМА: ИНФРА-М, 2010. С. 155-156.  ↑ 1
  3. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Межд. отношения, 2002. С. 43  ↑ 1
  4. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие современных государств  ↑ 1
  5. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Межд. отношения, 2002. С.49-50.  ↑ 1
  6. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. № 1  ↑ 1
  7. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 3-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во НОРМА: ИНФРА-М, 2010. С. 156-157  ↑ 1
  8. Лассаль Ф. О сущности конституции. Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании  в 1862 году. СПб., 1906 // Конституционное право. Общая часть: Учебное пособие. Ч. II. Хрестоматия. 2-е изд. М., 1996. С. 44.  ↑ 1
  9. Спекторский Е.В. Что такое конституция? М., 1917.  ↑ 1
  10. Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам // Полн. собр. соч. Т. 17. С. 345.  ↑ 1
  11. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 3-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во НОРМА: ИНФРА-М, 2010. С. 161-167.  ↑ 1
  12. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2009. С. 132.  ↑ 1
  13. Лассаль Ф. О сущности конституции. Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании  в 1862 году. СПб., 1906 // Конституционное право. Общая часть: Учебное пособие. Ч. II. Хрестоматия. 2-е изд. М., 1996.  ↑ 1
  14. Лассаль Ф. О сущности конституции. Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании  в 1862 году. СПб., 1906 // Конституционное право. Общая часть: Учебное пособие. Ч. II. Хрестоматия. 2-е изд. М., 1996.  ↑ 1
  15. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 345.  ↑ 1
  16. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 3-е изд., перераб. и доп. – В 2 т. Т. 1. – М.: Изд-во НОРМА: ИНФРА-М, 2010. С. 175.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.