Бюджет
Бюджет — план доходов и расходов на определенный период. Б. является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта,доставляющего Б., различают государственный, региональный, местный (муниципальный) Б., Б.
предприятий, семейный (потребительский) Б.
Б. государственный — смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Доходы Федерального Б. за январь — август 2004 г. составили 2114,9 млрд руб. (20,2 % от ВВП) (за аналоичный период 2003 г. — 1678,0 млрд руб., 20,2 % от ВВП).
Основными статьями доходов Федерального Б. являются:
единый социальный налог (285,5 млрд руб. (2,7 % от ВВП) за январь - август 2004 г.; 231,9 млрд руб. (2,8 %) за январь - август 2003 г.);
налог на добавленную стоимость (669,0 млрд руб. (6,4 %) за январь — август 2004 г.; 571,5 млрд руб. (6,9 %) за январь — август 2003 г.);
налог на прибыль (130,1 млрд руб. (1,2 %) за январь - август 2004 г.; 110,8 млрд руб. (1,3 %) за январь — август 2003 г.);
акцизы (85,5 млрд руб. (0,8 %) за январь — август 2004 г.; 175,4 млрд руб. (2,1 %) за январь — август 2003 г.);
таможенные сборы и пошлины (512,5 млрд руб. (4,9 %) за январь - август 2004 г.; 284,0 млрд руб. (3,4 %) за январь — август 2003 г.);
неналоговые поступления (145,2 млрд руб. (1,4 %) за январь - август 2004 г.; 124,2 млрд руб. (1,5 %) за январь - август 2003 г.).
Расходы Федерального Б. за январь - август 2004 г. составили 1630,7 млрд руб. (15,-6 % от ВВП) (за январь - август 2003 г. — 1454,2 млрд руб., 17,5 % от ВВП). Основными статьями расходов Федерального Б. являются:
• перечисление ЕСН в Пенсионный фонд (288,2 млрд руб. (2,8 % от ВВП) за январь - август 2004 г.; 239,4 млрд руб. (2,9 %) за январь - август 2003 г.);
• обслуживание государственного долга (процентные платежи) (156,0 млрд руб. (1,5 %) за январь — август 2004 г.; 168,9 млрд руб. (2,0 %) за январь - август 2003 г.);
• на национальную оборону (258,6 млрд руб. (2,5 %) за январь — август 2004 г.; 215,8 млрд руб. (2,6 %) за январь - август 2003 г.);
• на социальную сферу (210,1 млрд руб. (2,0 %) за январь — август 2004 г.; 182,4 млрд руб. (2,2 %) за январь — август 2003 г.);
• финансовая помощь бюджетам других уровней (573,5 млрд руб. (5,5 %) за январь - август 2004 г.; 512,6 млрд руб. (6,2 %) за январь — август 2003 г.).
Б. минимальный потребительский — расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского Б. более высокого уровня по сравнению с прожиточным минимумом (см. Прожиточный минимум, Потребительская корзина), обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных. Ориентировочный расчет осуществляется на основании данных Госкомстата России. Официально с 1992 г. заменен на показатель прожиточного минимума (физиологического), в котором уже не учитываются расходы на посещение кино, театров, домов отдыха и др.
Б. семьи — баланс фактических доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал или год), характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. В доходной части отражаются доходы ее членов по всем источникам поступлений, в расходной — расходы семьи по их назначению: на покупку продовольственных и непродовольственных товаров, оплату жилища и услуг культурно-бытового назначения, транспорта, оплату путевок в санатории, дома отдыха, расходы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельностью, уплата налогов, обязательных платежей, взносы и др. Доходная и расходная части Б. балансируются с учетом накоплений семьи в виде прироста наличных денег, валюты, вкладов в учреждениях банка, покупки ценных бумаг, стоимости продуктов личного подсобного хозяйства и др. Источником данных о Б. семьи являются выборочные обследования домашних хозяйств.
Дефицит государственного Б. — превышение расходной части государственного Б. над его доходной частью — является одним из факторов развития инфляционного процесса (см. Инфляция). Считается, что если дефицит государственного Б. составляет 1—3 %, то государственный Б. в норме, превышение этого показателя на 10 % неизбежно приводит к гиперинфляции. В 1999 г. дефицит госбюджета России составил 2,1 % от валового внутреннего продукта. В 2000 г. отмечалось некоторое снижение этого показателя до 0,8 % за год, а в некоторые месяцы даже наблюдался профицит госбюджета России (превышение доходной части государственного Б. над его расходной частью). С 2001 г. в российской экономике сохраняется профицит федерального Б. В январе — августе 2004 г. его размер составил 484,2 млрд руб. или 4,6 % от ВВП. Основными способами финансирования дефицита государственного Б. являются: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов и увеличение налоговых поступлений в госбюджет (см. Налоговая политика).
Выходные данные:
- Просмотров: 1174
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.02.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:

- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Валовой внутренний продукт; Валюта; Инфляция; Личное подсобное хозяйство; Налог; Налоговая политика; Потребительская корзина; Прибыль; Прожиточный минимум; Ценные бумаги.
Ссылки сюда
Категории:
Технология нефтегазового производства; Технология потребительских товаров;
Детализирующие понятия:Ашхабадский период; Бизнес-модель предпринимательской деятельности; Бюджет; Бюджетно-налоговая (фискальная) политика; Бюджетный процесс; Государственный долг; Национально-государственные конфликты; Организационная структура предприятия; Регулирование развития туризма; Рынок банковских услуг; Спрос; Условие о конфиденциальности при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.