Дюркгейм Эмиль
Дюркгейм Эмиль
социолог и философ, антрополог; основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа
- Настоящее имя:
- Дюркгейм Эмиль
- Годы жизни:
- 1858 — 1917
- Место рождения:
- Эпиналь, Франция
- Место смерти:
- Париж, Франция
- Разделы каталога:
- Социологические науки, Психологические науки
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858–1917) – выдающийся французский философ, социолог-позитивист и антрополог; основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа.
Продолжая традиции О.Конта, он испытал влияние Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, Спенсера. Родился в Эпинале в семье небогатого потомственного раввина и готовился к религиозной карьере, но после смерти отца отказался от замыслов.
Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру социальных наук. Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, в 1902 г. стал профессором социологии и педагогики в Сорбонне. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).
Э. Дюркгейм углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта. Предметом социологии является совокупность социальных фактов. Социальным фактом является, например, плотность населения, частота контактов между людьми или форма жилища. В трактовке предмета социологии видна определенная противоречивость, на что неоднократно указывали историки.
Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.
Дюркгейм подходил к социальным фактам как к элементам культуры. Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая и психотерапевтический эффект ритуала.
Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.
Его методологической позиции присущи две особенности:
- натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и
- социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами.
Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности. Для социологии нет более гуманной задачи – и в теоретическом, и в практическом плане, – чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью, какие законы управляют межличностными отношениями. Но не только понять, а предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей (не замкнутых в классовые, профессиональные или кастовые интересы), “солидарное бытие” является у Дюркгейма высшей целью.
В соответствии с таким гуманистическим замыслом он строит всю программу своей деятельности, которую можно подразделить на четыре части:
- построение “правильной” методологии должно вооружить социолога надежным инструментом познания;
- анализ исторической эволюции разделения труда призван показать “правильный” путь движения человечества от механической (примитивно-принудительной) к органической (сознательно-добровольной) солидарности;
- конкретное (статистическое) исследование сущности самоубийства ставит своей целью выявить аномальные состояния, отклонения от “правильного” пути (т. е. солидарности) и предупредить человечество о возможных последствиях разрушения общественного порядка;
- учение о религии и воспитании вооружает нас “правильной” технологией преодоления кризисных состояний и укрепления солидарности.
Социальная солидарность – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.
Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим - форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы:
- механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество);
- органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).
Для ранней стадии характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности.
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
Дюркгейма меньше привлекал анализ непрерывной линии эволюции человеческого общества с древнейших времен до современности и построение глобальных метафизическим схем истории. Ему нравился историко-сравнительный метод, который ныне называется компаративистикой. Его вклад заключался в том, что в поле научного поиска он вовлек не только современную Европу, но также архаические цивилизации и племенные общества. Он полагал, что если появляется какой-то социальный институт, например, семья, то это кому-то нужно. Конкретно это нужно прежде всего обществу. Институты возникают потому, что они выполняют полезную функцию. Функция – это и есть вклад социального института в стабильное функционирование общества. Поэтому его социологию именуют функционализмом.
Разделение труда Дюркгейм считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Патология общества получила у Дюркгейма название аномии – ощущение отсутствия норм, возникающее в обществе, членов которого не только убедили, но и воспитали быть законопослушными, однако не позаботились создать для этого необходимые условия, прежде всего законодательные. Общество, по Дюркгейму, это особая реальность, несводимая к сумме составляющих его элементов. В книге “О разделении обществ, труда” (1893) Дюркгейм развивал учение о механической и органической солидарности.
Дюркгейм – родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии (1887), основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913).
Соч.: Sociologie et philosophie. P., 1924; Journal sociologique. P., 1969; La science sociale et l'action. P., 1970; Uber soziale Arbeitsteilung. Fr./M., 1992; О разделении обществ, труда; Метод социологии. М., 1991; Самоубийство. М., 1994; Тотемическая система в Австралии: Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Социология образования. М., 1996; Элементарные формы религ. жизни. [Введение; Гл. I] // Социология религии: Хрестоматия. М., 1994. О разделении общественного труда. Метод социологии /Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. — М.: Наука, 1990; Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /Пер. с фр., составл. А.Б.Гофмана. — М., 1995; Ценностные и реальные суждения // Социол. исслед., 1991. № 2.С. 106-114.
Лит.: Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1977; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Lukes S. Emile Durkheim. His Life and Work. Stanf. Harmondsworth. etc., 1975; Durkheimian Sociology: Cultural Studies. Ed. by Alexander J.C. Camb., 1988. Alpert H. Emile Durkheim and his Sociology. N.Y.: Columbia Universety Press, 1939; Giddens A. Durkheim. L.: Fontana Modern Masters, 1978; Nisbet R. Emile Durkheim. Englewood Cliffs, New Jersy, Prentice-Hall, 1965; Thompson Kenneth. Emile Durkheim.L., V.Y.: Routledge, 1988
Выходные данные:
- Просмотров: 5465
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 28.09.2010
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Историческая антропология; Криминология; Культурология; Методология социологии; Политические системы; Социальная структура, социальные институты и процессы; Социальная философия; Социология;
Детализирующие понятия:Идеальный тип; История ментальностей; Культурная динамика; Плотное описание; Полемология; Социальная эпистемология; Социальный институт; Ценности.
Авторские произведения: Дюркгейм Эмиль
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Элементарные формы религиозной жизни |
1912 | — | ||
В этой работе с позиций позитивизма Дюркгейм, с использованием этнографических материалов, полученных в ходе исследования верований австралийских аборигенов, развивает свое понимание религии. Он считает, что религия представляет собой «социальный факт». Все религиозные верования содержать одну и ту же общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса –...
|
|||||
2. |
Социология. Ее предмет, метод, предназначение |
1895 | — | ||
В научной работе “Социология. Ее предмет, метод, предназначение” проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном фундаменте. Сформулированные в ней правила - больше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода методологические заповеди исследователя.
|
|||||
3. |
Социология образования |
1922 | — | ||
В своей работе "Социология образования" Дюркгейм утверждает: педагогика зависит от социологии больше, чем от других наук. А значит, существует необходимость специального анализа проблем, затрагивающих роль, назначение и функции образования.
|
|||||
4. |
Самоубийство: социологический этюд |
1897 | — | ||
В своей научной работе "Самоубийство: социологический этюд", основанной на анализе конкретного статистического материалаДюркгейм определяет взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей.
|
|||||
5. |
О разделении общественного труда |
1893 | — | ||
Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации Эмиля Дюркгейма. Основная ее задача - доказать, что разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, а значит, выполняет нравственную функцию. Автор уверен: разделение труда - фактор, способный объединить даже то общество, в котором...
|