Зарегистрироваться

Культурная динамика

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

Культурная динамика – понятие, описывающее изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим.

Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

Открытие – получение новых знаний о мире. Яркий пример – открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Открытие предполагает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы.

Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии. Изобретения включают не только технические и научные новации, но и социальные, например создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные. Открытие и изобретение являются разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элементов в культуре. Инновации зависят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, отбираются, оцениваются и применяются на практике. Примером инновации выступает практическое внедрение гибкого графика работы, многосменного режима труда, новой формы оплаты за проезд в транспорте и т.п.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, стихийным проникновением (диффузией) и независимыми открытиями. Последний означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах.

Диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение в социологии называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ – независимые изобретения – встречается в истории гораздо реже двух первых.

Диффузия обозначает взаимопроникновение и обогащение культур. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Любая культура стремится не только заимствовать нужные ей черты и элементы, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее.

Селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной, либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

  • культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;
  • новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;
  • идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;
  • члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Культурный лаг описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.

Культурный лаг описывает не только западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отстает от западного на столетия.

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность или непрерывность культуры. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, конфликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей – народы, сословия, большие группы. В противном случае происходит разрыв культурной цепи.

В 1917 году в России произошла социальная революция и почти все носители элитарной (дворянской и нарождающейся буржуазной) культуры были либо истреблены, либо высланы. Это было разрывом культурной цепи. Но остались носители народной культуры. Сегодня, спустя сто лет, страна постепенно возвращается к ценностям дореволюционной культуры. Возврат возможен благодаря тому, что сохранились, хотя и в меньшем, чем раньше, количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и эмигранты из русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Если различия проникают в базисные элементы, единая культура распадается на множество культур. В этом случае надо говорить о диверсификации (разветвлении) культуры. Примером диверсификации служит появление множества субкультур.

Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. В этом случае говорят о культурном конфликте. Социологам известны несколько видов подобного конфликта. Аномия – нарушение культурного единства общества, возникшее из-за отсутствия четко установленных социальных норм. У Э. Дюркгейма, введшего в социологию этот термин в XIX веке, аномия означала распад прочной системы нравственных ценностей. Рост преступности, увеличение числа самоубийств, разводов выступают не столько причиной, сколько следствием разрушения той части культурного единства, которое касается религиозных и семейных ценностей.

Известные нам культуры, начиная с самых древних и кончая современными, можно расположить вдоль некоторой прямой, один конец которой будет обозначать самые простые и примитивные общества, а другой — самые сложные и современные. Критериями деления могут служить технология и способ добывания средств существования, объем имеющихся знаний, степень развития социальной структуры и совокупность материальных артефактов.

Культура возникает в тот самый момент, когда локальная группа, пытаясь выжить, начинает взаимодействовать, строить социальные отношения специфическим для нее способом, применяя специфические для нее орудия труда и технологии к специфическим условиям и климату. Чем совершеннее орудия и технологии, тем выше производительность труда и многочисленнее население, сложнее социальная структура и утонченнее культура сообщества.

Образно можно сказать так: локомотивом социальной и культурной истории выступает общественное разделение труда. Разделение труда – это закрепление людей за выполнением определенных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятности, что он выполнит ее более качественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономических, тем выше общий уровень культуры группы.

Чем разнообразнее источники питания и пища, тем гарантированнее их поступление. Но чем разнообразнее питание, тем разнообразнее культурная жизнь общества и тем больше возможностей для развития человеческой личности. Разнообразие пищи почти зеркально отражается в разнообразии типов личности и типов поведения.

Чем гарантированнее питание, тем больше численность проживающего на данной территории населения, тем выше вероятность перехода к оседлому образу жизни и, стало быть, развитию городской культуры. Чем многочисленнее население, тем крупнее становятся общества, тем разнообразнее, универсальнее и гибче доминирующая культура, которая опирается или окружена широким спектром субкультур.

Чем многочисленнее население, тем сложнее им управлять, тем более громоздким становится государственный аппарат, тем больше постановлений, законов и нормативов издается. Следовательно, тем выше вероятность перехода от неписаного к писаному своду социальных норм. Чем больше размеры группы, тем актуальнее становится поиск подходящих правил соединения неженатой молодежи и обучения ее добытым знаниям. Стало быть, тем необходимее совершенствование институтов семьи, брака, образования.

Чем глубже разделение труда, тем больше различий наблюдается между членами одной группы, а значит тем выше уровень социального неравенства и дифференциации.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.