Зарегистрироваться

Облигация

Категории Финансы, денежное обращение и кредит | Под редакцией сообщества: Экономика

Облигация (bond) – это ценная бумага компании, которая удостоверяет долг эмитента облигации перед кредиторами. Облигация в отличие от акции не дает право на участие в управлении компанией, а удостоверяет долг в виде ликвидного инструмента, который может продаваться на бирже.

Основные свойства облигации

Облигация очень похожа на кредит, так как она удостоверяет долг должника. Но в отличие от кредита, облигация обладает рядом дополнительных свойств, которые повышают ее привлекательность для компании-эмитента и для покупателей облигации.

Облигация обладает большей ликвидностью, чем кредит. Ликвидность – это скорость, с которой любой актив может быть превращен в наличные деньги. Банк-кредитор может перепродать кредит по договору цессии, если он это захочет, но оформление договора цессии требует времени и согласований с другой стороной – покупателем кредита.

В отличие от кредита, облигация может быть перепродана в любой момент очень быстро, особенно если облигации обращаются на бирже. Облигация обычно выпускается на маленькие суммы, поэтому количество лиц, которые ее могут купить, значительно больше, чем количество банков, желающих выдать кредит. Облигация также как и кредит предоставляет преимущественное право на получение долга от компании перед акционерами.

Виды облигаций

Существуют разные способы классификации облигаций. Например, по эмитенту различают государственные облигации, еврооблигации, корпоративные облигации, муниципальные облигации.

Государственные облигации могут выпускать Российская Федерация, а также субъекты федерации.  Государственные облигации обычно считаются облигациями с очень низким риском, и соответственно они дают низкую доходность. На доходность государственных облигаций ориентируются компании, выпуская свои корпоративные облигации. К государственным облигациям в России относятся ГКО, ОФЗ.

Еврооблигации это облигации, выпускаемые на территории другой страны, чем страна нахождения эмитента, и в валюте, отличной от валюты страны-эмитента и страны размещения. Например, если Газпром выпускает еврооблигации, то они будут размещаться на территории США и будут номинированы в японских иенах.

Существует также классификация по виду получаемого дохода по облигации. Различают купонные облигации – по которым начисляпется периодический купонный доход (процент) и доходность такой облигации и определяется ставкой купонного процента и периодичностью его выплаты. Существуют также дисконтные облигации, доход по которым составляет разницу между ценой покупки (такие облигации продаются дешевле номинала) и ценой погашения по номиналу.

 

Рекомендуемая литература:

Рынок облигаций. Курс для начинающих (2009), Альпина Паблишерс.

Кузнецов Б.Т. (2011) Рынок ценных бумаг, Юнити-Дана, 2011, 280стр.

Галанов В.А. (2010) Рынок ценных бумаг, Инфра М, 2010, 378 стр.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.