Анкетирование
Анкетирование – самый распространенный в социологии метод исследования. Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов.
Основные виды анкет
Критерий (основание классификации) |
Вид анкеты |
по способу общения |
прессовый (вопросник печатают в газете, журнале); почтовый (рассылают анкеты по почте); раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов) |
по месту проведения |
по месту жительства; по месту работы или учебы |
по степени стандартизации |
полностью стандартизированный; частично стандартизированный |
Основные требования к формулировке вопросов
Вопросы должны: |
Вопросы не должны: |
|
|
Правила формулировки анкетных вопросов П.Клайна
Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается |
Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы |
Вопросы должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения |
В каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение |
Избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий. |
Насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства |
При помощи инструкций обеспечьте, чтобы респонденты давали первые приходящие на ум ответы |
Избегайте явно социально желательных/нежелательных заданий |
Формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, понятными, однозначными и нейтральными. В анкете, они должны переходить от простых – к сложным, от общих – к специальным, от нейтральных – к тонким (деликатным).
Композиция анкеты
Разделы анкеты |
Базовые разделы |
Дополнительные разделы |
Введение (обращение к респонденту, название организации, проводящей исследование, общую тему и цели исследования, гарантии анонимности, инструкция по заполнению) |
|
Х |
Информативная часть – содержательные вопросы (закрытые и открытые, вопросы-фильтры, вопросы-«меню»), дающие весь массив необходимой информации; следуют с нарастанием степени трудности |
Х |
|
Классификационная часть – социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах «паспортичка» |
Х |
|
Заключение – слова признательности и благодарности респондентам за участие в опросе |
|
Х |
Классификация вопросов анкеты
По содержанию |
|||||
О фактах сознания (мнение, пожелания, ожидания, планы на будущее и т.д.) |
О фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности) |
О личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, доход) |
|||
По функциям |
|||||
Основные вопросы |
Не основные вопросы |
||||
Вопросы-фильтры |
Контрольные вопросы |
||||
Сбор информации о содержании исследуемого явления. |
На выявление адресата основного вопроса. |
На проверку искренности ответа. |
|||
|
Контактные вопросы |
Буферные вопросы |
|||
|
Создают у респондентов мотивацию участия в опросе |
Предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. |
|||
По формулировке вопроса |
|||||
Личные(обращенные непосредственно к респонденту) |
Безличные(прожективные вопросы, относящиеся к типичным представителям данной группы людей) |
||||
По конструкции ответа |
|||||
Открытые вопросы (ответ формулирует сам респондент) |
Закрытые вопросы (приведен полный набор ответов) |
Полузакрытые вопросы (к неполному списку ответов прилагается свободное место для самозаполнения) |
|||
Альтернативные вопросы (выбирается один ответ) |
Не альтернативные вопросы (можно выбрать несколько ответов) |
||||
По интерпретации ответа |
|
Прямые вопросы (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя) |
Косвенные вопросы (в содержание вопроса включается воображаемая ситуация) |
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые.
Закрытый вопрос |
Открытый вопрос |
Каков доход на одного в вашей семье?
|
Каков доход на одного человека в вашей семье? _____________________________
|
Ответы на вопросы анкеты могут иметь две формы расположения – линейную и табличную. Пример табличной формы:
Хватает ли Вам времени?
|
Хватает |
Не хватает |
Когда как |
На учебу |
1 |
2 |
3 |
На общественную работу |
|
|
|
На отдых и развлечения |
|
|
|
На занятие физкультурой |
|
|
|
Выходные данные:
- Просмотров: 5951
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 26 , текущая: 26
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Методология социологии; Социальная антропология; Экономическая социология;
Детализирующие понятия:Исследование социологическое; Оплата труда; Опрос; Эмпирические исследования культуры в России.