Зарегистрироваться

Социальная антропология

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Социальная антропология – межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. Часто употребляется как синоним культурной антропологии.

Объектом исследования социальной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения – антропосоциогенез, системы родства и брака, родоплеменной строй и вождества, доместикация и неолитическая революция, социальная организация и типология традиционных обществ, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство.

История возникновения

Термин «антропология» появился в XVI веке в Германии в названии анатомического труда Магнуса Хандта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах тела человека»[1], где повествуется о физическом строении человеческого тела. В конце того же столетия вышел трактат Отто Касманна «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе. Антропология, ч. II, о строении человеческого тела в методическом описании»[2]. В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души.

В ХV–ХVI вв. утвердился двойственное значение слова «антропология», а именно как науки о человеческом теле и учении о человеческой душе. Позже это позволило французским просветителям расширить значение и смысл антропологии, трактуя ее как всю совокупность знаний о человеке.

Начиная с XIX в. под антропологией в Англии, США и Франции понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В научный оборот понятие «социальная антропология» в 1906 г. ввел один из ее основателей английский этнолог Джеймс Фрэзер. Как самостоятельная наука социальная антропология начала формироваться в середине ХIХ в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология базировалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен. В других странах Европы антропология складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале – изучении американских индейцев, т.е. исконных жителей континента.

В нашей стране термин «социальная антропология» получил гражданство в начале 1990-х годов, хотя сама дисциплина утвердилась только в начале 2000-х годов. Она считается, как в Англии и США, дисциплиной социологической, и ее кафедры часто открываются на факультетах социологии.

До сих пор термин «социальная (культурная) антропология» употребляется реже, чем «этнология». Хотя число выпускников антропологических кафедр, как и количество специализированных журналов за последнюю четверть века многократно возросло, антропология в России, по мнению С.С.Соколовского[3], остается дисциплиной малоизвестной. Тем не менее, в нынешней России сложились достаточно мощные научные центры, специализирующиеся на антропологических исследованиях, около 40 кафедр, в названии которых слова «антропология», «этнология» или «этнография». Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ. В стране выпускается десяток специализированных журналов, ежегодно публикуются сотни книг.

В дореволюционной России проблематикой социальной антропологии занималась этнография – наука о народах. В нашей стране интерес к этническим проблемам появился во второй половине XVIII в. Первый труд по антропологии в России принадлежит Панкратьевскому диакону Ивану Михайлову и относится к концу ХVIII в.[4] В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые затем легли в основу деятельности Русского географического общества. Значительный вклад в разработку антрополого-этнографической проблематики внесли российские ученые Г.И. Новицкий, В.Н. Татищев, В.Н. Тенишев, Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Н.Я. Данилевский, К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, М.А. Кастрен, П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, С.В. Максимов, П.В. Шейн, М.М. Ковалевский, П.Сорокин, П.И. Кушнер, В.К. Никольский, Д.Н. Анучин, С. Широкогоров, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров, С.А. Токарев, В.В. Бунак, Ю.И. Семенов, Г.С. Маслова, В.Ю. Крупянская, Б.А. Куфтин, Л.М. Сабурова, В.Н. Белицер, Н.И. Воробьев, М.Г. Левин, П.Е. Терлецкий, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.Н. Топоров, М.Л. Бутовская, О.Ю.Артёмова, Н.Н.Козлова, А.Я. Гуревич, Р.Ф.Итс, В.Р.Кабо, И.С. Кон, М.О.Косвен, Н.Н. Крадин, С.В. Лурье, И.И.Шмальгаузен, В.П. Алексеев, А.И. Першиц, В.А.Тишков, С.П.Толстов, А.К. Байбурин, А.П. Топорков, Ю.В. Арутюнян, Л.М.Дробижева, Э.А.Орлова, В.А.Шнирельман и др.

В горизонт исследований социальной антропологии сегодня входят, в частности, традиционные культуры народов России, народные знания, проблемы аудиовизуальной этнологии, межэтнические конфликты, интеграция малых этнических групп в полиэтничном обществе, соотношение народной и официальной медицины, поликонфессиональность и картографирование священных мест, структура семьи в традиционном обществе, уличная субкультура в большом городе, проблемы адаптации и натурализации, культурные механизмы поддержания социального равновесия.

 

Научный статус антропологии

Термин «антропология» употребляется в англоязычных странах. В Германии его заменяет этнография, а во Франции – этнология. То, что в США именуют антропологией, а также культурной антропологией, в Европе называют этнологией. В СССР термин «антропология» использовался для обозначения физической антропологии.

В широком смысле антропология трактуется как наука о человечестве в единстве его физических, культурных и социальных аспектов. В дореволюционной России антропология связывалась с задачей полного понимания человека[5]. В таком случае она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д.

В широком смысле антропология включает собственно антропологию или естественную историю человека; палеоэтнологию или предысторию; этнологию — науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческие популяции, медицинскую антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др.

В США в составе антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию. Термин «социальная антропология» используется в Великобритании вместо двух других терминов – «этнология» и «культурная антропология».

В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось. Чаще всего ее основными разделами считают морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение. Бльшую часть проблем, которыми, согласно американской традиции, занимается культурная антропология, российская и отчасти европейская традиция считают относящейся к «этнографии».

Все области знания, включенные в сферу антропологии, подразделяются на два больших сегмента – физическую антропологию и культурную антропологию. Первая относится к естественным наукам, а вторая – к социальным. У них разные цели и задачи, понятийный аппарат и методы исследования. К примеру, радиоуглеродный метод хронологического определения останков применяется в физической антропологии и не используется в культурной. Хотя, разумеется, представители двух родственных ветвей знания постоянно общаются между собой, обмениваются новостями и открытиями, проводят конференции и симпозиумы, а в курс обучения современного антрополога обязательно входят спецкурсы как по физической, так и по культурной антропологии.

Антропология наряду с социологией, психологией, политологией и экономикой относится к так называемым социальным, или поведенческим наукам. Они имеют общий предмет – изучают поведение людей индивидуально или в группах, – а также похожие методы исследования, а именно анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов и эксперимент. При этом все они активно применяют математические методы и расчеты.

Однако в отличие от них у антропологии, если речь идет о такой ее отрасли, как культурная антропология, много общего с гуманитарным знанием, в том числе культурологией и философией.

Особенно близки между собой антропология (в первую очередь социальная антропология) и социология. Нередко антропологию называют родной сестрой социологии – настолько много у них общего. Одни авторы называют разделом социологии, а другие, напротив, считают социологию разделом антропологии. Обе они разветвляются на множество направлений, отраслей и субдисциплин, большинство из которых направлены на изучение исторического, культурного и социального становления человека и человеческого рода.

Для антропологии традиционным методом познания является полевое исследование, предполагающее долгое проживание в поселении аборигенов. Метод, которым при этом пользуется ученый, называется участвующим наблюдением: ученый принимает участие в тех событиях, которые он регистрирует, наблюдает и описывает. Группа ученых, составляющая научную экспедицию, отправляется в заброшенные регионы, чтобы наблюдать за обычаями, нормами поведения, ритуалами и церемониями примитивных племен. В антропологии чаще всего используется качественная методология (глубинные интервью и включенные наблюдения), в социологии – количественная методология – анкетирование и статистика.

 

Методологический статус социальной антропологии

В научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание социальной антропологи, а для ее названия используются самые разные термины, в том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология, различия между которыми не всегда носят принципиальный характер. До недавнего времени в нашей стране предпочтение отдавали термину “этнология”, а соотношение между этнографией, этнологией и социальной антропологией четко не прописывалось. Для некоторых авторов социальная антропология – всего лишь аналог этнологии (“этнографическая антропология”), которая специализируется на теоретическом обобщении социальной и культурной истории народов всего мира, для других – раздел социологии, объектом изучения которого выступают примитивные племена и традиционные общества (в отличие от современных институтов, которые исследуются социологами). Третьи рассматривают ее как своеобразное ответвление или эмпирическое приложение философской антропологии, не получившее еще пока рельефных предметно-структурных очертаний. И сегодня считается, что этнография является преимущественно описательной (эмпирической наукой), а этнология и антропология восходят на уровень теоретических обобщений и универсально-исторических законов.

Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие – культуру, третьи – общество, четвертые – народы, населяющие те или иные регионы. Из такого разнообразия определений можно заключить, что социальная антропология оперирует понятиями философии, культурной антропологии, социологии, психологии и других наук.

В зарубежной науке тоже нет единства воззрений. Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают как одну дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в другом – как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Тем не менее, все сходятся в том, что эта дисциплина, как бы она ни звалась, занимает очень высокое, если не центральное место среди отраслей антропологии.

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей.

Культурная антропология занимает центральное место в системе антропологических дисциплин. Она изучает общество и культуру, описывает и объясняет социальные и культурные сходства и различия. Однозначного мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии (а возможно, и в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе не существует. Американские ученые отмечают у культурной антропологии две стороны: этнографическую (основанную на полевых исследованиях) и этнологическую (основанную на кросс-культурных сравнениях). Европейские же ученые полагают, что этнография и этнология — самостоятельные науки, а не части антропологии. Хотя наибольшее развитие культурная антропология получила в Великобритании и США, этот термин употребляется главным образом в США, в других стран используют термин «этнология».

Культурная антропология имеет дело не с расовыми различиями людей и биологической эволюцией человеческого рода, а с культурными различиями и развитием человеческого общества. Она исследует групповое поведение, истоки и происхождение религии, социальные нормы и обычаи, семейную и родственную структуру, механизмы власти в примитивном обществе, зачатки технологии.

Раньше считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современные. В отличие от нее социология изучает не древние общества, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современные. Однако сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир.

Сегодня слово «антропология» обозначает широкий – философско-гуманистический – подход к осмыслению человеческой природы во всем ее многообразии, не обязательно, а часто и вовсе не связанном с историческим прошлым.

 

Принципы антропологического исследования

Как естествоиспытатели антропологи собирают документальные данные, делают всевозможные замеры, систематизируют данные, строят таблицы и корреляции, основываясь на многочисленных и независимых источниках. Если им приходится иметь дело с большими массами людей, например крупной народностью, этническими беженцами или сексуальным меньшинством в современном мегаполисе, охватить которые исследователь не в состоянии, то он прибегает к выборочным опросам и наблюдениям, использует статистику и математические процедуры. Однако часто антропологу приходится иметь дело с немногочисленной общностью – вымирающим этносом, небольшим племенем, несколькими стариками и старушками, сохранившими фольклорное наследие своей деревни. В таких случаях им приходится применять субъективные методы.

Основные черты использования методов полевого исследования в этнографии и антропологии выражаются в следующем:

  • Непосредственное наблюдение повседневного поведения людей методом участвующего наблюдения (participant observation) и получение данных из первых рук.
  • Непринужденная беседа с теми, кто больше всех осведомлен о повседневной жизни племени, с целью заручиться их согласием на проведение в дальнейшем научного интервью, которое может носить как неструктурированный, так и структурированный вид.
  • Подготовка программы интервью для получения полноценной научной информации, которая может послужить к дальнейшему углублению исследования данной общности.
  • Генеалогический метод.
  • Детальная работа с хорошо осведомленными информантами (well-informed informants) о тех или иных сторонах социальной жизни общины.
  • Глубинное интервью (In-depth interviewing), которое нередко завершается составлением коллекции историй жизни (life histories) конкретных людей.
  • Эмическое (Emic), ориентированное на ценности на местных жителей, исследование (actor-oriented), преследующее целью понять верования и взгляды аборигенного населения.
  • Этическое (Etic), ориентированное на ценности и задачи самого ученого, исследование (observer-oriented), позволяющее интерпретировать материал в соответствии с понятиями и теориями этнографической науки.
  • Проблемно ориентированное исследование самого разного толка.
  • Лонгитюдное исследование – продолжительное изучение одного объекта либо одного явления[6].

Антропология отличается от других наук, изучающих человека, своей

  • а) компаративностью (сравнительный анализ культур)
  • б) холистичностью (охват всех сторон общества или жизни человека),
  • в) глобальностью (ей доступны все культуры и все страны во все эпохи)[7].

В этнографии и антропологии полевым исследованием называется невключенное изучение аборигенной группы, ее культуры и образа жизни, поведенческих ритуалов и социальных практик, с выездом на место ее проживания (часто в отдаленные уголки Земли), где люди находятся в реальных жизненных ситуациях.

Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и о материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- и видеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний[8].

 

Основные отрасли

Археологическая антропология, или археология – исследование прошлого человечества по материальным свидетельствам. Она изучает следы деятельности человека, главным образом в напластованиях грунта, образовавшихся в результате этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации.

Экономическая антропология — научная дисциплина, возникшая в XX в. на стыке социологии, экономики и социальной антропологии, — исследует взаимодействие людей по поводу товаров и обеспечения услуг. Предметом исследования является экономика докапиталистических стран или так называемых крестьянских обществ, где рынок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни.

Историческая антропология – применение антропологического подхода к изучению истории конкретной страны, нескольких стран, а также проведение кросс-культурных исследований. Предметом исследования выступает повседневная жизнь простых людей.

Визуальная антропология (этнографическая фотография, этнографический фильм) – междисциплинарная наука, находящаяся на стыке документального кинематографа и гуманитарных наук. Она ставит задачу отображения с помощью современных средств информации реального состояния многообразных культур, в первую очередь малоизвестных и исчезающих, что помогает созданию более полной и объективной картины гуманитарного мирового сообщества

Экологическая антропология – исследования приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием морфологических и физиологических методов. Она описывает то, как под влиянием меняющейся естественной среды в ходе расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни.

Религиозная антропология – научная и богословская дисциплина, решающая проблему человека и человеческого существования путем перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (концепции Г.Плеснера, М.Шелера, А.Гелена, Г.Э.Хенгстенберга, Э.Корета, В.Паненберга, К.Ранера). Ее, в частности, интересуют проблемы происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, отчаяния, прощения, преображения, теологическая танатология, поиски антропологических корней религии, антропологического доказательства бытия Бога; теология и антропология о среде обитания человека и перспективах цивилизации; ноосфера и антропосфера; антропологические аспекты милосердия и каритативной деятельности.

Прикладная антропология – совокупность знаний, полученных при изучении различных культур, ориентированных на решение практических задач, возникающих сегодня перед обществом. В рамках прикладной антропологии выделилось несколько направлений, в том числе культурная экология, палеоэкология, социальная инженерия, прикладная антропология организаций, экологическая антропология, инвайроментальная антропология, бизнес-антропология и др.

Бизнес-антропология – антропологическая практика, в ходе которой выпускники вузов либо специалисты со стажем применяют теории и методы своей науки к решению конкретных проблем, с которыми сталкиваются руководители организаций, предприниматели и менеджеры в коммерческом секторе, особенно в промышленности.

 

Основные школы и направления

В алфавитном порядке здесь расположены основные школы, научные направления и подходы, которые повлияли на становление научного знания в социальной и культурной антропологии, культурологии, этнографии.

Антропологическая школа – сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э.Тайлор, А.Ланг, Дж. Фрейзер, в России – Н.Ф.Сумцов, А.И.Кирпичников, А.Н.Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры.

Диффузионизм – направление в этнографии, социальной антропологии, археологии, объясняющее развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.). Развитие идей дифузионизма связано с работами Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера, В. Шмидта, В. Копперса, У. Риверса, Г. Чайлда и др. Они сводили историю человечества к контактам, столкновениям, заимствованиям и переносам культур. Понятие эволюции и прогресса отвергалось. Везде и всюду его представители видели лишь пространственные перемещения культурных явлений. Каналами культурной коммуникации служат торговля, завоевания, колонизация, миграция, добровольное подражание.

Культурно-историческая школа – направление в этнографии и антропологии начала XX в., возникшее как альтернатива эволюционизму. Ее представители рассматривали развитие культуры как пространственные перемещения культурных инноваций не из одного, а из нескольких центров – культурных кругов. Они считали, что каждое явление культуры возникает однажды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется «культурный круг». Вся история культуры сводится перемещению и напластованию нескольких «культурных кругов», существующих автономно от создателей и носителей культуры. В ходе научного анализа выявлялись область распространения культуры, диффузия (с учетом привходящих черт), независимое развитие (там, где диффузия невозможна или невидима), параллелизм и конвергенция. В США к ее представителям относятся Ф.Боас, К.Уисслер, Крёбер, Р.Лоуи и др., в Европе – Ф.Ратцель, Ф.Гребнер, Л.Фробениус и др. Ими разработаны теории культурной миграции (культурного диффузионизма) и теория культурных кругов.

Культурно-эволюционная школа – направление неоэволюционизма в американской культурной антропологии, сформировалось в 1960-е годы из последователей и учеников Л.Уайта (Д.Ф.Аберле, Р.Н.Адамс, Р.Андерсон, Р.Карнейро,Г.Е.Докул, М.Харрис, Б.Меггерс, М.К.Оплер, М.Д.Салинс, Э.Р.Сервис и др.). Определяющую роль в развитии направления сыграли идеи Л.&Уайта. Центральная проблема– выявление основных закономерностей, логики и этапов эволюции культуры. Эволюционный подход использовался для общего (стадиального) изучения культуры, а также для исследования параллелизма и особенностей развития конкретных обществ, сочетания случайных факторов в истории, условий среды обитания и т.д. Представители этой школы внесли весомый вклад в развитие теории культуры, в частности повлияли на исследования в экологической антропологии (Р.Вайда, Р.А.Раппопорт, Д.Андерсон).

Расово-антропологическая школа – течение в социологии и антропологии 2-й пол. XIX— нач. XX в. (Ж.А.Гобино, Ж.Лапуж, Х.Чемберлен, О.Аммон, Ф.Гальтон, К.Пирсон). Переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы «высших» и «низших» рас и классов, признавала решающее воздействие расового фактора на культурное развитие народов. Ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), была тесно связана с социал-дарвинизмом, нередко подменяла научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.

Структурализм – направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 1920-х годах и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект исследования – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х во Франции (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида; особое течение– т.н. генетический структурализм Л.Гольдмана).

Функциональный подход в антропологии – совокупность теоретических представлений о культуре как системе взаимосвязанных элементов: ни один элемент не может быть понят в изоляции от других, либо без изучения его функций. Основные представители: А.Радклифф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон.

Эволюционизм – направление в этнографии, антропологии, культурологии, социологии, объяснявшее развитие культуры и общества исключительно внутренними свойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Теория, делающая акцент только на внутренние факторы роста, называется эндогенной. Таков по существу эволюционизм (его теоретический противник диффузионизм называется экзогенной теорией).

 

В настоящее время крупными центрами изучения и преподавания социальной антропологии и этнографии в России являются:

  • Институт этнологии и антропологии РАН
  • Центр аудио-визуальных исследований Института этнологии и антропологии РАН
  • Отделение социальной антропологии факультета социологии Санкт-Петербургского университета
  • Кафедра этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского университета
  • Кафедра этнографии и музееведения Омского государственного университета.
  • Кафедра этнологии Московского государственного университета.
  • Кафедра археологии и этнографии Новосибирского государственного университета.
  • Кафедра социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.
  • Кафедра археологии и этнографии Иркутского государственного университета.
  • Кафедра этнографии и археологии Казанского государственного университета.
  • Кафедра археологии, этнографии и источниковедения Алтайского государственного университета.
  • Факультет этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУ СПб).
  • Институт археологии и этнографии Сибирского Отделения Российской Академии Наук.
  • Учебно-научный центр социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета.
  • Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ).

 

Рекомендуемая литература

Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. Учебное пособие

Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие

Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Культурная антропология: Учебное пособие

Козлова Н.В. Социально-историческая антропология: Учебник.

Кравченко А.И. Социальная антропология. Учебное пособие.

Орлова Э.А. Культурная (социальная антропология) Учебное пособие

Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология современности: теория, методология, методы, кейс-стади

Ссылки

  1. Hundt M. Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus, de elementis, partibus et membris humani corporis. Leipzig, 1501.  ↑ 1
  2. Casmann O. Psychologia Anthropologica, sive Animae humanae doctrina. Anthropologiae p. 11, de fabrica humani corporis mtthodice descripta. Hanau, 1594.  ↑ 1
  3. Соколовский С.С. Российская антропология: иллюзия благополучия // Неприкосновенный запас, 2008. № 63.  ↑ 1
  4. Иван Михайлов, диакон. Наука о душе или ясное изображение ея совершенств, способностей и безсмертия. М.: Типография Решетникова, 1796.  ↑ 1
  5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 8–13.  ↑ 1
  6. Kottak, Conrad Philip. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. Р. 22-35.  ↑ 1
  7. Ibidem.  ↑ 1
  8. Садохин. П. Этнология. М., 2000  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.