Опрос
Опрос – социологический метод получения информации, при котором людям (их называют респондентами) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят их ответить на них.
В социологическом опросе выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог – построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.
Виды опросов можно классифицировать по разным основаниям, а именно:
(а) количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа);
(б) письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью);
(в) очные и заочные;
(г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные;
(д) клинические и фокусированные;
(е) направленные и ненаправленные;
(ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной информации);
(з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).
В свою очередь, каждый из этих видов опроса подразделяется на множество подвидов: телефонное, стандартизированное, свободное и другие виды интервью, почтовое, прессовое, индивидуальное, групповое анкетирование, опрос по месту жительства или работы, в офисе и на улице и др. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения различают анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители клуба, пациенты в поликлинике и т. п.).
Самым распространенным методом являются телефонные опросы.
Достоинства телефонного опроса |
Недостатки телефонного опроса |
Высокая оперативность |
Опрос только телефонных абонентов |
Дешевизна |
Высокая вероятность отказа от ответов |
Возможность разъяснения задаваемого вопроса |
Вынужденная краткость беседы |
Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (т. е. перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.
В социологии используются четыре основных вида опроса – индивидуальный и групповой, устный и письменный – взаимодополняют друг друга, образуя логический квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса.
Логический квадрат основных видов социологического опроса
|
Письменный |
Устный |
Индивидуальный |
ИП |
ИУ |
Групповой |
ГП |
ГУ |
К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос – в клеточку ИП; телефонный опрос – в клеточку ИУ, а фокус-группа – в клеточку ГУ.
В отечественной социологии самым популярным является индивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75–80% случаев. За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследований в США, Германии, Франции проводится посредством личных интервью. Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам. При использовании индивидуального анкетирования, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Выходные данные:
- Просмотров: 3101
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 20 , текущая: 20
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Криминология; Методология социологии; Социология;
Детализирующие понятия:Анализ документов; Выборочный метод; Депопуляция; Интервью; Исследование социологическое; Культура повседневности; Маркетинговые исследования; Местное самоуправление; Оперативно-розыскные мероприятия; Программа эмпирического исследования; Референдум; Эмпирические исследования культуры в России; Этнорелигия.