Зарегистрироваться

Анкетирование

Категории Методология социологии | Под редакцией сообщества: Социология

Анкетирование – самый распространенный в социологии метод исследования. Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов.

 

Основные виды анкет

Критерий (основание классификации)

Вид анкеты

по способу общения

прессовый (вопросник печатают в газете, журнале);

почтовый (рассылают анкеты по почте);

раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов)

по месту проведения

по месту жительства;

по месту работы или учебы

по степени стандартизации

полностью стандартизированный;

частично стандартизированный

 

Основные требования к формулировке вопросов

Вопросы должны:

Вопросы не должны:

  • отвечать исследовательской задаче;
  • сформулироваться ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых;
  • одинаково пониматься всеми респондентами;
  • одинаково формулироваться;
  • соблюдать этические нормы по отношению к личности опрашиваемого;
  • быть стилистически грамотными.
  • иметь двойного толкования;
  • предлагать выбор между несопоставимыми ценностями;
  • предопределяться социальной ситуацией;
  • отражать субъективные предпочтения исследователя;
  • навязывать или внушать ответ, иметь подсказки;
  • выходить за границы кругозора респондента;
  • быть такими, на которые можно получить информацию из других источников (личное дело и др.)

 

 

Правила формулировки анкетных вопросов П.Клайна

Устраняйте возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается

Формулируйте понятные, недвусмысленные вопросы

Вопросы должны отражать конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения

В каждом задании следует задавать только один вопрос или делать только одно утверждение

Избегайте, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий.

Насколько возможно, избегайте терминов, выражающих чувства

При помощи инструкций обеспечьте, чтобы респонденты давали первые приходящие на ум ответы

Избегайте явно социально желательных/нежелательных заданий

 

Формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, понятными, однозначными и нейтральными. В анкете, они должны переходить от простых – к сложным, от общих – к специальным, от нейтральных – к тонким (деликатным).

 

Композиция анкеты

Разделы анкеты

Базовые разделы

Дополнительные разделы

Введение (обращение к респонденту, название организации, проводящей исследование, общую тему и цели исследования, гарантии анонимности, инструкция по заполнению)

 

 

 

Х

Информативная часть – содержательные вопросы (закрытые и открытые, вопросы-фильтры, вопросы-«меню»), дающие весь массив необходимой информации; следуют с нарастанием степени трудности

 

 

       Х

 

Классификационная часть – социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах «паспортичка»

 

       Х

 

Заключение – слова признательности и благодарности респондентам за участие в опросе

 

Х

 

Классификация вопросов анкеты

По содержанию

О фактах сознания (мнение, пожелания, ожидания, планы на будущее и т.д.)

О фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности)

О личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, доход)

По функциям 

Основные вопросы

Не основные вопросы

Вопросы-фильтры

Контрольные вопросы

Сбор информации о содержании исследуемого явления.

На выявление адресата основного вопроса.

На проверку искренности ответа.

 

Контактные вопросы

Буферные вопросы

 

Создают у респондентов мотивацию участия в опросе

Предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете.

По формулировке вопроса

Личные(обращенные непосредственно к респонденту)

Безличные(прожективные вопросы, относящиеся к типичным представителям данной группы людей)

По конструкции ответа

Открытые вопросы (ответ формулирует сам респондент) 

Закрытые вопросы (приведен полный набор ответов) 

Полузакрытые вопросы (к неполному списку ответов прилагается свободное место для самозаполнения)

Альтернативные вопросы (выбирается один ответ) 

Не альтернативные вопросы (можно выбрать несколько ответов) 

           

По интерпретации ответа

Прямые вопросы (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя)

Косвенные вопросы (в содержание вопроса включается воображаемая ситуация)

 

 

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые.

Закрытый вопрос

Открытый вопрос

Каков доход на одного в вашей семье?

  1. До 10000 руб.
  2. От 10001 до 50000 руб.
  3. От 50001 до 100000 руб.
  4. Свыше 100000 руб.

Каков доход на одного человека в вашей семье?

_____________________________

 

Ответы на вопросы анкеты могут иметь две формы расположения – линейную и табличную. Пример табличной формы:

Хватает ли Вам времени?

 

Хватает

Не хватает

Когда как

На учебу

1

2

3

На общественную работу


1


2


3

На отдых и развлечения


1


2


3

На занятие физкультурой


1


2


3

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.