Общая лингвистика
В данном разделе энциклопедии представлено:
Общая лингвистика (языковедение, языкознание) – филологическая наука, изучающая естественный язык человека и его реализации в виде конкретных языков.
Языкознание подразделяется на частное и общее. Частное языкознание занимается конкретными языками (русистика, китаистика) или группами языков, объединенных общностью происхождения (славистика, германистика, романистика, тюркология и т.д.), а также культурно-исторической или географической общностью (балканистика). Общее языкознание занимается общими закономерностями строения системы языка и речевой деятельности человека в отношении к их реализации в конкретных языках.
Это означает, что общие или универсальные закономерности строения языка и его использования в обществе устанавливаются на базе теоретического анализа и сопоставления фактов конкретных языков. С другой стороны, научное исследование отдельного языка или группы языков возможно лишь на основе общих категорий и универсальных методов, применимых к любому языку, поэтому общее языкознание использует дедуктивные и индуктивные методы исследования. В задачи общего языкознания входит также анализ методологии научного исследования языка – метатеория науки о языке.
↑Рекомендуемая литература
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Теория риторической аргументации Волков А.А. |
2009 | — | ||
В монографии рассматривается аргументация в публичной речи как филологическая проблема.
Предмет филологии - язык и словесность. В составе словесности выделяются литература художественная, научная и риторическая - философская, историческая, богословская, публицистическая, ораторика. Предметом внимания литературоведения остается в основном художественная литература. Между тем,...
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
2. |
Грамматология Волков А.А. |
1982 | — | ||
В монографии делается акцент на лингвистической составляющей грамматологии. Письмо рассматривается, как графическая речь, существующая параллельно речи устной. Подобное рассмотрение делает возможным переносить уже сложившиеся лингвистические термины и схемы на только еще складывающуюся грамматологическую науку. А. А. Волков, охватывая довольно большое количество восточных...
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
3. |
Язык как система знаков Волков А.Г. |
1966 | — | ||
В монографии дано методологическое и теоретическое обоснование предмета общей семиотики как абстрактной теории знаков, изучающей изоморфизм знаковых систем в биологической, социальной и технической коммуникативной среде и ее раздела – лингвистической семиотики как теоретической дисциплины, изучающей изоморфизм и коммуникативные соотношения артикуляционно-фонетических, ...
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
4. |
Лингвистическая семантика Кобозева И.М. |
2004 | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
5. |
Константы и переменные языка Кибрик А.Е. |
2003 | — | ||
Монография посвящена универсальности и вариативности естественного языка и соотношению этих полярных свойств в общей лингвистической теории. Универсальные свойства языка (константы) понимаются не как неизменные значения некоторых языковых параметров, а как ограничения на его вариативность. Варьирование многих языковых параметров бесконечно, поскольку параметры определяются не...
Категории знаний:
Лингвистическая типология, Описательная лингвистика, Теория языка, Общая лингвистика ...
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
6. |
Введение в языкознание Кочергина В.А. |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
7. |
Введение в индоевропейское языкознание Красухин К.Г. |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
8. |
Принцип знака в системе язык Зубкова Л.Г. |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
9. |
Общая и прикладная фонетика Златоустова Л.В., Потапова Р.Г., Трунин-Доствкой В.Н. |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
10. |
Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете Дедова О.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
11. |
Манипулирование словом в средствах массовой информации Данилова А.А. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
12. |
Проблемы отражения ларингалов в ведийском языке Герасимов И.А. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
13. |
Интонация Брызгунова Е.А. |
— | — | ||
Категория знаний:
Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
14. |
История языкознания Рождественский Ю.В., Амирова Т.А., Ольховиков Б.А. |
— | — | ||
Категории знаний:
Филология, Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
15. |
Введение в культуроведение Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
16. |
Типология слова Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Филология, Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
17. |
Лекции по общему языкознанию Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
18. |
Введение в языкознание Блинов А.В., Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Филология, Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
19. |
Принципы современной риторики Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
20. |
Общая филология Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Филология, Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
21. |
Теория риторики Рождественский Ю.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
22. |
Семиотика |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
23. |
Китайский язык и китайская письменность Софронов М.В. |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
24. |
Введение в общий синтаксис Тестелец Я.Г. |
2001 | — | ||
В данном учебном пособии излагаются понятия, идеи и методы, характерные для современных теорий синтаксиса. Потребность в учебном пособии по общему синтаксису в настоящее время ощущается все более настоятельно.
Для лингвистов и филологов - студентов, преподавателей, аспирантов.
Категории знаний:
Теория языка, Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
25. |
Избранные труды по филологии Трубецкой Н.С. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
26. |
История. Культура. Язык Трубецкой Н.С. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
27. |
Основы фонологии Трубецкой Н.С. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
28. |
Языковедение: введение в науку о языках Широков О.С. |
2003 | — | ||
Книга представляет собой обобщение курса, читавшегося автором на протяжении более 30 лет (25 из которых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова), продолжает и развивает традиции Московской формальной лингвистической школы.
В первой части на материале русского языка вводятся основные лингвистические понятия (фонема, морфема, фонологические и морфонологические...
Категории знаний:
Лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
29. |
Сравнительное языковедение Фортунатов Ф.Ф. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
30. |
Общая морфология Плунгян В.А. |
— | — | ||
Категории знаний:
Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
31. |
Научный симпозиум «Предмет семиотики» |
— | — | ||
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
32. |
Семиотика средств массовой информации. Материалы научного семинара. Часть 1-2 |
1973 | — | ||
Категория знаний: Общая лингвистика |
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|
↑Персоналии
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Кибрик Александр Евгеньевич Доктор филологических наук, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, член-корреспондент РАН, профессор МГУ им. Ломоносова |
2 / – | |
|
|||
2. |
Рождественский Юрий Владимирович Ученый-филолог, основоположник общей теории филологии, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1972-1998) |
9 / – | |
|
|||
3. |
Фортунатов Филипп Федорович Ученый-языковед, профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков (в настоящее время кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания), действительный член Российской академии наук (1902), основатель Московской формальной школы |
1 / – | |
|
|||
4. |
Пирс Чарлз Сандерс Американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики |
3 / – | |
|
|||
5. |
Бодуэн де Куртене Иван Александрович Лингвист, профессор, политический деятель, основоположник фонологии, подчёркивал важность изучения живых языков и диалектов, применения математических методов в лингвистике. Основатель Казанской лингвистической школы |
– / – | |
|
|||
6. |
Виноградов Виктор Владимирович литературовед и лингвист-русист, один из крупнейших филологов XX в., академик АН СССР (1946), доктор филологических наук |
– / – | |
Один из крупнейших филологов XX в. Его научные идеи и труды на протяжении 50 лет во многом определяли методологические подходы и исследовательскую разработку основных направлений русского языкознания: грамматики, лексикологии, словообразования, стилистики современного русского языка, культуры речи.
|
|||
7. |
Потебня Александр Афанасьевич Лингвист, литературовед, философ |
– / – | |
Александр Потебня родился в 1835 году на хуторе Манев, близ села Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии в дворянской семье. Начальное образование получал в польской гимназии города Радом. В 1851 году он поступил на юридический факультет Харьковского университета, с которого через год перевёлся на историко-филологический. Его преподавателями были братья Пётр и Николай...
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Кибрик Александр Евгеньевич Доктор филологических наук, зав. кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, член-корреспондент РАН, профессор МГУ им. Ломоносова |
2 / – | |
|
|||
2. |
Рождественский Юрий Владимирович Ученый-филолог, основоположник общей теории филологии, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1972-1998) |
9 / – | |
|
|||
3. |
Фортунатов Филипп Федорович Ученый-языковед, профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков (в настоящее время кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания), действительный член Российской академии наук (1902), основатель Московской формальной школы |
1 / – | |
|
|||
4. |
Пирс Чарлз Сандерс Американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики |
3 / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|
↑Термины и понятия
↑Научные центры и организации
№ | Название | Действия |
---|---|---|
1. | Филологический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова | |
Учебно-научное и административное структурное подразделение Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Категории знаний: Классическая филология, Общая лингвистика, Лингвистическая типология ... |
||
2. | Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук | |
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом, в задачи которого входит оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи.
Категории знаний: Социолингвистика, Психолингвистика, Прикладная лингвистика, Арт-рынок, Текстология, Фольклористика ... |
Все научные центры и организации (2)
↑Другие категории
↑
←
↑Люди
- Данную категорию редактирует сообщество «Филология»
- Количество тем - 0,
участников - 22,
работ - 714,
организаций - 35,
категорий - 15 - В сообществе: кандидатов наук - 8, докторов наук - 8
- Активные пользователи: Волков Александр Александрович, Кибрик Александр Евгеньевич, Кузьминова Елена Александровна
- Наибольший вклад: Кибрик Александр Евгеньевич, Толдова Светлана Юрьевна, Сидорова Марина Юрьевна