Источниковедение
В данном разделе энциклопедии представлено:
Источниковедение – отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников. Тесно связана с вспомогательными историческими дисциплинами. Извлечение из источников исторических фактов составляет основную задачу источниковедения.
↑Рекомендуемая литература
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Архивоведение отечественной истории Голиков А.Г. |
2005 | — | ||
В учебном пособии прослежена история формирования документальных собраний отечественных архивов, рассмотрен состав и организация Архивного фонда Российской Федерации. На конкретных примерах показаны приёмы рационального поиска хранящихся в архивах документов.
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
2. |
Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. Бокарев Ю.П., Борисова Л.В., Журавлев С.В., Кабанов В.В., Магидов В.М., Мухин М.Ю., Сенявский А.С., Смирнова Т.М., Соколов А.К., Тяжельникова В.С. |
2004 | — | ||
Книга посвящена теоретическим, методологическим и источниковедческим проблемам изучения новейшей истории России в контексте развития мировой исторической мысли. В центре внимания – изменения, которые произошли в творческой лаборатории исследователей в XX столетии в результате столкновения различных идей и подходов: оп позитивизма до постмодернизма; рассматривается, как это...
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
3. |
Методы исторического исследования Ковальченко И.Д. |
2009 | — | ||
Монография выдающегося ученого И.Д. Ковальченко была опубликована в 1987 г. отмечена Государственной премией СССр за 1989 г., переиздается в 2003 году, получила заслуженно высокую оценку научной общественности
Впервые в отечественной исторической литературе в книге в систематизированном виде рассматриваются основные методологические проблемы и методы исторического...
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
4. |
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. |
1998 | — | ||
Учебное пособие отвечает новому статусу источниковедения в современной эпистемологической ситуации, характеризуемой усилением полиметодологизма, стремлением к гуманитаризации исторического знания, усилением интеграционных процессов. В основе концепции книги – теоретическое осмысление того факта, что исторический источник (продукт культуры, объективный результат деятельности...
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
5. |
Источниковедение истории СССР |
1981 | — | ||
Учебник написан на основе программы курса. В нем рассматриваются важнейшие теоретико-методологические проблемы источниковедения раскрываются марксистско-ленинские принципы исследования источников. Дается обзор основных письменных источников по истории СССР древнейших времен до наших дней и охарактеризованы важнейшие методы их научной критики.
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
6. |
Источниковедение отечественной истории Голиков А.Г., Круглова Т.А. |
2007 | — | ||
Пособие знакомит читателя с основными видами письменных источников по отечественной истории X – начала XXI в.: летописями, законодательными и частными актами, документами делопроизводства, статистическими источниками, материалами личного происхождения, периодической печатью. Читатель найдет в книге систематический обзор важнейших комплексов письменных исторических источников;...
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
7. |
Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород Янин В.Л. |
1977 | — | ||
В книге впервые введен в научный оборот термин «комплексное источниковедение», характеризующий актуальное направление современных источниковедческих исследований. На материалах Средневекового Новгорода раскрываются возможности получения на основе данных, зафиксированных в вещественных и письменных источниках, существенно нового знания о прошлом человеческого общества. Такой...
Категория знаний:
Источниковедение
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|
↑Персоналии
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Ключевский Василий Осипович Историк, литератор, педагог |
23 / 5 | |
В.О. Ключевский родился в 1841 г. в с. Вознесенское Пензенской губернии в семье сельского священника. В 1865 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 г.начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 г. защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские...
|
|||
2. |
Тихомиров Михаил Николаевич Историк, археограф, педагог, общественный деятель, организатор науки |
10 / – | |
Тихомиров Михаил Николаевич родился в семье конторского служащего в Москве, в 1893 г. В 1902-1911 гг. учился в Петербургском коммерческом училище, в 1912-1917 гг. - на историко-филологическом факультете Московского университета. Ученик Б.Д. Грекова и С.В. Бахрушина. После окончания университета работал в Союзе кооператоров в г. Дмитрове Московской губернии, где организовал...
|
|||
3. |
Кареев Николай Иванович Историк, педагог, общественный деятель |
– / – | |
|
|||
4. |
Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич Историк, педагог |
9 / – | |
Лаппо-Данилевский родился 15 января 1863, в с. Удачное Верхнеднепровского уезда, ныне Днепропетровской области, в дворянской семье. Окончил Симферопольскую гимназию (1882 г., с золотой медалью), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1886 г.), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Магистр русской истории (1890 г.)....
|
|||
5. |
Ковальченко Иван Дмитриевич Историк, педагог, общественный деятель, организатор науки |
9 / – | |
Иван Дмитриевич Ковальченко родился 26 ноября 1923 г., в д.Новенькое Брянской области. Участник Великой Отечественной войны, служил в артиллерии воздушно-десантных войск, за боевые заслуги в числе других наград награжден и орденом Красного Знамени. Окончил Исторический факультет МГУ в 1952 г. Заведовал Кафедрой источниковедения истории СССР, был главным редактором журнала...
|
|||
6. |
Плугин Владимир Александрович Известный историк, педагог |
– / – | |
|
|||
7. |
Никитин Сергей Александрович Известный историк, педагог, общественный деятель |
– / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Ключевский Василий Осипович Историк, литератор, педагог |
23 / 5 | |
В.О. Ключевский родился в 1841 г. в с. Вознесенское Пензенской губернии в семье сельского священника. В 1865 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 г.начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 г. защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские...
|
|||
2. |
Тихомиров Михаил Николаевич Историк, археограф, педагог, общественный деятель, организатор науки |
10 / – | |
Тихомиров Михаил Николаевич родился в семье конторского служащего в Москве, в 1893 г. В 1902-1911 гг. учился в Петербургском коммерческом училище, в 1912-1917 гг. - на историко-филологическом факультете Московского университета. Ученик Б.Д. Грекова и С.В. Бахрушина. После окончания университета работал в Союзе кооператоров в г. Дмитрове Московской губернии, где организовал...
|
|||
4. |
Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич Историк, педагог |
9 / – | |
Лаппо-Данилевский родился 15 января 1863, в с. Удачное Верхнеднепровского уезда, ныне Днепропетровской области, в дворянской семье. Окончил Симферопольскую гимназию (1882 г., с золотой медалью), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1886 г.), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Магистр русской истории (1890 г.)....
|
|||
5. |
Ковальченко Иван Дмитриевич Историк, педагог, общественный деятель, организатор науки |
9 / – | |
Иван Дмитриевич Ковальченко родился 26 ноября 1923 г., в д.Новенькое Брянской области. Участник Великой Отечественной войны, служил в артиллерии воздушно-десантных войск, за боевые заслуги в числе других наград награжден и орденом Красного Знамени. Окончил Исторический факультет МГУ в 1952 г. Заведовал Кафедрой источниковедения истории СССР, был главным редактором журнала...
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Ключевский Василий Осипович Историк, литератор, педагог |
23 / 5 | |
В.О. Ключевский родился в 1841 г. в с. Вознесенское Пензенской губернии в семье сельского священника. В 1865 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 г.начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 г. защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские...
|
↑Термины и понятия
↑Научные центры и организации
№ | Название | Действия |
---|---|---|
1. | Кафедра Источниковедения исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова | |
Тип: Учебное учреждение Создание в 1952 г. по инициативе М.Н.Тихомирова кафедры источниковедения открыло новый этап в изучении и преподавании специальных исторических дисциплин, от освоения которых во многом зависит профессиональная культура историков. С приходом к руководству кафедрой в 1966 году И.Д.Ковальченко исследовательские интересы коллектива кафедры сосредоточились вокруг проблем методологии, источниковедения и историографии. Усилия преподавателей и сотрудников кафедры были направлены на изучение фундаментальных проблем экономической, социально-политической и социально-культурной истории России, результатом чего стали выдающиеся авторские труды, коллективные монографии и учебные пособия. Ныне кафедра является крупным педагогическим и научным центром, где разрабатываются актуальные проблемы методологии исторической науки, теоретические и конкретные проблемы источниковедения и историографии; определяется содержание курсов, отвечающее современным задачам подготовки новых кадров. Значительные достижения последних десятилетий связаны с изучением массовых исторических источников, применением количественных методов в исторических исследованиях.
Категории знаний: Специальные исторические дисциплины, Источниковедение, Историческая методология ... |
||
2. | Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова | |
Тип: Учебное учреждение Исторический факультет – учебно-научное подразделение Московского университета. Основной структурной единицей исторического факультета является кафедра. На 1 сентября 2010 года на факультете 18 кафедр.
Категории знаний: Эллинизм, Источниковедение, История религии, Экономическая история, История науки, Историография ... |
Все научные центры и организации (2)
↑Другие категории
↑
←
↑Люди
- Данную категорию редактирует сообщество «История»
- Количество тем - 3,
участников - 35,
работ - 1645,
организаций - 33,
категорий - 26 - В сообществе: кандидатов наук - 6, докторов наук - 16
- Активные пользователи: Белоусов Лев Сергеевич, Григоренко Оксана Евгеньевна, Алексеев Виктор Владимирович
- Наибольший вклад: Белоусов Лев Сергеевич, Алексеев Виктор Владимирович, Голиков Андрей Георгиевич
↑Публикации
Публикаций нет, хотите добавить?