Вождество
Вождество (Hauptlingschaft; Chiefdom; Chefferie) – иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства.
Термин «chiefdom» в современном его значении в научный оборот первым ввел в 1955 г. К.Оберг в статье «Типы социальной структуры среди низинных племен Южной и Центральной Америки»[1]. Через четыре года новый термин применили американские этнографы Дж.Стюард и Л.Фарон[2]. Следующий и очень важный шаг сделал Элман Сервис[3]. Вождество получило второе рождение, теперь уже в качестве полновесного научного понятия. Поэтому считается, что понятие «вождество» (chiefdom) впервые ввел в научный оборот именно Э.Сервис, обозначив им универсальную форму политической и экономической организации, существенно отличающуюся от племени и государства.
В социо-политической эволюции человеческого общества вождества - следующий шаг после локальной группы. Последняя включает несколько семей (семейных групп), вождество – это объединение нескольких локальных групп под единым управлением. Именно поэтому в нем видят переходную форму на пути эволюционного развития государства, в связи с чем вождества называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, прагосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты. Вождество основано на социальном ранжировании, но в его структуре преобладают кровнородственные отношения. Престиж и состояние индивида зависят от того, как близко он отстоит от вождя.
Вождества служат переходной формой от простого к сложному обществу. Их историческими предшественниками выступают:
- локальные группы,
- образовавшиеся на этой базе племена.
Это более крупные, чем племя, но более мелкие, нежели государство, объединения людей. Вождество образует множество деревень с населением в несколько тысяч человек, объединенных не государственными или административными, а некими условно-договорными и сакральными границами, которые могут отмечать какие-либо культовые сооружения, молельные камни, фетиши.
Для социологов вождество – это ранжированный порядок социального неравенства, для политологов – потестарный[4] тип власти, для антропологов – гибрид простого и сложного сообщества, для археологов – культура охотников и собирателей, для экономистов – присваивающий тип хозяйства.
Образование архаического государства во многих регионах мира проходило через стадию вождества. Что касается отдельных регионов, включающих Карибский ареал (Карибские острова, Панама, Колумбия), низовья Амазонии, современный юго-восток США и Полинезию, то формирование государства там не было завершено, а возникли только вождества.
По численности вождество представляет достаточно крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя, имеющее несколько звеньев субординации (вождь, субвожди, старосты). Такие социальные образования сильно различаются размерами, варьируя в пределах от 1000 до 100000 человек.
Вождество, обычно имеет центр власти, часто с храмом, резиденцией вождя и мастерами-ремесленниками, которые часто вынуждены платить вождю излишками продукции. Здесь также могут происходить всякого рода обряды, церемонии, значимые для всего населения. В отличие от города со сложившейся бюрократией, это не постоянный центр, но вокруг него всегда имеется какое-то число более мелких и в разной степени подчиненных ему поселений (иерархия местообитания).
Именно в вождествах появились исторически первые признаки имущественного неравенства и управленческий аппарат, включавший:
- вождя,
- бигменов, т.е. зажиточных людей, пользовавшихся большим влиянием в общине,
- простых людей, которых нанимали к себе на работу или в услужение бигмены.
Вождества представляют собой такое социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.
Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения для ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Все это позволяет охарактеризовать власть как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.
Для организации власти в вождестве характерна институциализованная власть наследственных руководителей-вождей, в большинстве своем принадлежащих к правящему роду, и, как правило, ее двух-четырехступенной иерархия. Главенство в вождестве может принадлежать различным группам элиты: старой родо-племенной верхушке, которая нередко принимает на себя также военные и жреческие функции; новым военным вождям или жрецам, оттесняющим в этих случаях старую верхушку на задний план. Для многих вождеств характерна острая борьба между всеми этими группами элиты.
В вождествах Полинезии вожди избирались пожизненно и регулировали производство, распределение и потребление. Полинезийские вожди для поддержания своего авторитета опирались на религию. Они контролировали производство тем, что запрещали (с помощью религиозных табу) или приказывали обрабатывать те или иные земли и возделывать те или иные культуры. В определенные сезоны, часто во время ритуальных торжеств, как, например церемония сбора первых фруктов, люди из года в год преподносили часть своего урожая в подарок вождю через его представителей. Подарок попадал к вождю, но лишь после того, как проходил все ступени существующей иерархии. Вождь, будучи обязан делиться со своим родом, в свою очередь устраивал празднества и пиры для народа, возвращая таким образом большую часть того, что им было получено.
В отличие от общины и племени характерной особенностью вождества является постоянное политическое правление на принадлежащей ему территории, на которой в деревнях и\или мелких поселениях проживает большое количество людей. Правление сосредоточено в руках вождя и его помощников, которые занимают политические должности. Должность носит постоянный характер, на место умершего или оставившего должность человека обязательно приходит новый. Благодаря тому, что должности систематически замещаются и никогда не пустуют, структура вождества сохраняется на протяжении многих поколений, обеспечивая постоянное политическое правление.
Количество уровней управления в вождествах колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами. Типичные примеры вождества представляют нгуни, венда, сото, тсвана и др. племена банту. Во главе их стояли наследственные вожди, присваивавшие труд соплеменников на общественных полях и определенную долю труда в их собственных хозяйствах, а также часть охотничьей и военной добычи и судебные штрафы. Вождям подчинялись субвожди и старосты, которые также отчуждали в свою пользу труд подчиненного им населения; кроме того в их пользу, а также в пользу должностных лиц управленческого аппарата вождей и субвождей шла часть доходов вождя. Последний обладал огромной властью, вплоть до власти казнить без суда.
Социальные статусы в вождестве присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до пятидесятого поколения предков. Как считалось, все люди в вождестве являются родственниками друг для друга, т. к. весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.
Вождём (а это обычно мужчина) является старший в роду. Что касается степеней старшинства, то они вычисляются таким сложным способом, особенно на некоторых островах, что получается, будто их количество равняется числу людей в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, который в свою очередь стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. И, тем не менее, даже человек, имеющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю[5].
Вследствие того, что нет больших различий в статусе между членами вождества, трудно провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. И хотя в других вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вождеств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества
С точки зрения хозяйственно-экономических отношений эпоха вождества занимает промежуточное места на исторической шкале – между первобытным собирательством и цивилизованным земледелием. Хотя у части существующих до сих пор или существовавших до недавнего времени сохранился первобытный хозяйственный уклад, а именно охота и собирательство, большинство вождеств все-таки заняты огородничеством как основным способом добывания средств к жизни.
Таким образом, в вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные (а благодаря каким процедурам это происходило – подумайте сами). Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гуманизм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.
Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия и районов произрастания растений древнему человеку надо было знать, как они растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как необходимо приготовить землю, когда и как поливать, освобождаться от сорняков и многое-многое другое. Поскольку поселения стали крупнее, то виды деятельности и формы социальных отношений – разнообразнее.
Для огородничества понадобились новые навыки – плетение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм переработки продуктов сельского хозяйства.
К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота.
Небольшие группы из 40-60 человек объединялись друг с другом и создавали племена. Племя ведущее оседлый образ жизни, называлось общиной. Несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Так постепенно зарождается семья уже в современном понимании.
Общины – объединения нескольких групп людей (семей), связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
На смену бродячему образу жизни приходил оседлый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась несколько лет.
Ссылки
- Oberg K. Types of Social Structure among the Lowland Tribes of South and Central America // American Anthropologist, 1955. 57:472-488. ↑ 1
- Steward, J; Faron, L. Native Peoples of South America. N.Y.: McGraw-Hill, 1959. ↑ 1
- Service E.R. Primitive Social Organization. N.Y.: Random House, 1962. ↑ 1
- Потестарная организация (от лат. potestas – власть), система властно-управленческих институтов в доклассовом, или дополитическом обществе; догосударственная организация власти. ↑ 1
- Kottak C. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y: McGraw-Hill, Inc. 1994. Р. 266-268. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 3934
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 01.03.2011
- Версий: 13 , текущая: 13
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:

- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Брак; Каста; Класс; Родство; Социальное неравенство; Социальные группы; Социальный статус; Стратификация; Элита социальная.