Бизнес-процесс
Бизнес-процесс – деятельность, на входе которой используется один или несколько ресурсов и на выходе создается результат, представляющий ценность для клиента.
↑Сущность бизнес-процесса
Хотя бизнес-процесс – новый термин, вошедший в теорию и практику управления лишь в 1990-е гг., описания бизнес-процессов известны довольно давно. Первое описание бизнес-процесса дал Адам Смит в своём знаменитом примере игольной мануфактуры. Однако после того, как экономическая наука стала уделять меньше внимания прогрессу разделения труда, интерес к описанию бизнес-процессов значительно снизился.
Новый рост интереса к проблемам бизнес-процессов был связан с внедрением ИС. Важной предпосылкой успешного внедрения ИС стало наличие качественного описания операций, подлежащих автоматизации, а также обрабатываемых данных. Поэтому уже ранние модели IDEF0 и IDEF1X по сути представляли собой описания бизнес-процессов. Однако это описание описывало только конкретные функции и данные, но не требования к количественным, качественным и стоимостным характеристикам процесса в целом.
Само понятие бизнес-процесса было введено в научный оборот и практику в начале 90-х гг. В предыдущее десятилетие многочисленные внедрения ИС проводились по схеме автоматизации существующих операций. В начале 90-х гг. целый ряд исследователей обратил внимание, что существующие операционные процедуры не позволяют реализовать возможности, предоставляемые современными ИС. Характерный пример нового подхода – заголовок статьи М.Хаммера 1990 г. «Не автоматизируйте, уничтожайте!»[1]
Как показали Т.Девенпорт, М.Хаммер и другие исследователи, преобразование существующих операционных процедур, т.н. реинжиниринг бизнес-процессов (см. ниже), позволяет на десятки процентов, а то и в несколько раз повысить результативность операций фирмы. Единицей анализа в этих работах стал бизнес-процесс – крупный блок операций, характеристики которого непосредственно влияют на ценность, создаваемую для клиентов и результаты деятельности фирмы в целом. Результатом стало приведенное в начале статьи определение бизнес-процесса[2].
↑Альтернативные определения бизнес-процесса
Альтернативное определение бизнес-процесса было предложено А.-В.Шеером. Для него бизнес-процесс – это последовательность работ, характеризующаяся единым натуральным или стоимостным критерием результата. Работа, входящая в бизнес-процесс, называется шагом бизнес-процесса.
Данное определение имеет два основных отличия от определения, указанного в начале статьи. Во-первых, в нем под бизнес-процесс может иметь значительно меньший масштаб, чем в предыдущем определении. Ценность для клиентов создается лишь на очень высоком уровне описания, тогда как последовательность работ может иметь любой масштаб. Во-вторых, если первое определение сосредоточено на входах и выходах бизнес-процесса то данное определение – на содержании бизнес-процесса и его шагах. В результате, это определение значительно более пригодно для эволюционных подходов к совершенствованию бизнес-процесса (см. ниже), нежели определение М.Хаммера и Дж. Чампи.
↑Реинжиниринг бизнес-процессов
Идеологией первой половины 90-х гг. стал реинжиниринг бизнес-процессов – радикальное преобразование последних, фактически, создание нового бизнес-процесса на месте старого. Именно эта концепция провозглашалась в уже упомянутой статье М.Хаммера 1990 г.
По замыслу авторов – М.Хаммера, Дж.Чампи, Т.Девенпорта и др. – реинжиниринг позволял полностью раскрыть возможности, предоставляемые новыми ИС, и создать на этой основе принципиально новые бизнес-процессы, значительно превосходящие старые по всем своим характеристикам. Реинжиниринг включал в себя целый ряд типовых приемов: четкое определение ответственности за результат бизнес-процесса, расширение рабочих заданий и сферы ответственности работников, широкое использование распределенных баз данных, использования ИС для проверки правил бизнеса, определение вариантов бизнес-процесса и их раздельная реализация и т.д. В результате реинжиниринг бизнес-процессов привел к целому ряду успехов, что привело к широкому внедрению данной практики во множестве компаний.
На этой стадии выяснилось, что в значительном числе компаний реинжиниринг бизнес-процессов не приводит к успеху. Основными факторами провала стали следующие:
- Реинжиниринг изначально исходит из неэффективности существующих бизнес-процессов, что может быть, а может и не быть верным;
- Реинжиниринг полностью игнорирует существующий status quo;
- Реинжиниринг ведет к массовым увольнениям, которые во многих случаях деморализуют персонал.
В результате реинжиниринг стал непопулярным, а количество проектов реинжиниринга после 1996 года резко снизилось.
↑Альтернативные взгляды на совершенствование бизнес-процессов
Наряду с реинжинирингом, существует целый ряд альтернативных, обычно, эволюционных подходов к улучшению бизнес-процессов.
В основе эволюционных подходов к изменению бизнес-процессов, как правило, лежат подходы У.Деминга, сформулированные в настоящее время в виде концепции TQM[3]. Основная идея TQM состоит в том, чтобы создать в компании систему последовательного улучшения качества по трем направлениям: качество продукции, качество рабочих процессов, уровень квалификации персонала. При этом качество как продукции, так и рабочих процессов оценивается с позиций заказчика. В частности, допускается возникновение дефектов на различных стадиях рабочих процессов, при условии, что дефектный продукт не достигает заказчика.
Принцип приоритета качества и заказчика распространяется и на внешних поставщиков. На место выбора поставщиков в рамках тендерных процедур по критерию минимальной цены приходит критерий минимизации полной стоимости проектов[4]. С отобранными поставщиками заключаются долгосрочные контракты, обеспечивающие тесное и длительное сотрудничество.
В отношении мотивации персонала ставится задача искоренения страха на рабочем месте. Страх должен быть заменен доверием и новаторством, для чего необходимо свести к минимуму количественные показатели и инспекции, проверяющие соответствие этим многочисленным показателям. Новаторство означает, что каждый сотрудник может стать инициатором изменений, возможно, небольших, но влияющих на работу компании в целом.
TQM в большинстве случаев приводит к успешным результатам. Однако на пути успеха TQM стоит ряд трудностей, связанных в первую очередь с изменением менталитета как руководства, так и рядовых сотрудников.
[1] M.Hammer, Reengineering Work: Don’t Automate, obliterate, Harward Business Review, 68, #4.
[2] M.Hammer, J.Champy, Reengineering the Corporation: a Manifesto of Business Revolution, 1993
[3] Англ. TQM – Total Quality Management, Всеобщее управление качеством
[4] Следует отметить, что критерий минимизации полной стоимости проектов едва ли применим в рамках тендерных процедур и подразумевает иные подходы к выбору поставщиков и подрядчиков
Выходные данные:
- Просмотров: 1708
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Скрипкин Кирилл Георгиевич
- доцент; кандидат экономических наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Бизнес-модель предпринимательской деятельности; Данные, информация и знания; ИТ-сервис; Экономика информации.