Зарегистрироваться

Прекрасное

Категории Эстетика | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 28 Сентябрь 2010 11:23, редактировал Мигунов Александр Сергеевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Прекрасное – эстетическая категория, обобщающая предметно-чувственные выражения упорядоченности, организации и совершенства в различных сферах бытия (приро­де, обществе, творческой деятельности человека, произведениях искусства), которые стиму­лируют неутилитарное, бескорыстное отношение к ним субъекта и возникновение их положительной эмоциональной оценки – чувства прекрасного. В теории (как и в обыден­ном словоупотреблении) придается определенное значение различию между красотой и прекрасным. Обычно их разграничивают либо (1) по степени интенсивности единого для них эстетического качества (прекрасное – высшая ступень или концентрация красоты), либо (2) по уров­ню организации, мере сложности квалифицируемых объектов: красота – более «внешнее» по набору признаков понятие, но зато и более универсально применимое, а прекрасное – предикат лишь объектов высшей сложности (как-то: человек, художественные произведения и т.п.). Эстетический антипод прекрасного – безобразное.

Сущность, природа прекрасного – одна из сложнейших философско-теоретических проблем, имеющая под собой более чем двухтысячелетнюю историю осмысления и множе­ство серьезных вариантов своего решения, но пока что не получившая единого, общепризнанного концептуального освещения и объяснения.

Основные представленные в эстетике типы учений о прекрасном могут быть обобщены в ви­де следующих принципиальных методологических ориентации. 1) «Натуралистические» теории и концепции, наделяющие предикатом прекрасное сам объект и ставящие этот пре­дикат в зависимость от наличия у объекта определенных предметных свойств (пропорцио­нальность, симметричность, ритмичность и т.п.), так что прекрасное в естественной приро­де, например, существует совершенно независимо от человечества, от контекста куль­туры. (Иное дело - восприятие такого прекрасного: оно, конечно, продукт общества и культу­ры, а потому — исторично, вариативно.) 2) «Социоцентрические» теории и концеп­ции, усматривающие в прекрасном всего лишь предметное (по сути – знаковое) воплощение, закрепление определенного общественного содержания (например, суммарной полезности объ­екта для человека). Древнейшей исторической почвой и эпистемологической моделью по­добных объяснений можно признать эпоху господства мифологического сознания, характернейшей особенностью которого был «универсальный символизм». Другой ана­лог – меновая стоимость товара, являющего собой предметное воплощение обще­ственного отношения. Для социоцентрических концепций типично более или менее ради­кальное обесценивание предметно-чувственного «субстрата», «материала» прекрасного и, соот­ветственно, возведение субъекта – общества – в ранг истинного творца красоты. 3) Синтетические, объект-субъектные концепции. Типологически к ним относятся, в частности, все ценностные теории красоты. Однако такое отнесение корректно лишь при условии, что в них не абсолютизируется ни полюс объекта, ни полюс субъекта. (В первом случае такие аксиологические теории сближаются с «натура­лизмом», во втором – с «социоцентризмом»). Поэтому в данном отношении пред­почтительнее более «равновесные» объект-субъектные концепции. Их существен­ный отличительный признак – признание объективно-предметной основы прекрасного, которая становится собственно эстетическим феноменом лишь в специфическом взаимодействии с ак­тивностью (перцептивной, творческой) исторически сформированного, культурно развитого субъекта. Опасность полного релятивизма (ахиллесова пята «социоцентризма») устраняется здесь, во-первых, признанием объективного «носителя» кра­соты (или «объективных предпосылок» прекрасного), а во-вторых - указанием на практиче­ски обусловленное становление и развитие объект-субъектного отношения как эс­тетического.

На роль атрибутивного признака прекрасного, либо его носителя, в разных теориях ча­ще всего выдвигаются (порознь или в различных сочетаниях): пропорциональ­ность, гармония, целесообразность, мера, совершенство, «выразительность содер­жательной формы» (в пределе – выразительный символ, знак), «жизнь» и некоторые другие аспекты и свойства бытия. Каждое из подобных решений имеет свои преимуще­ства, но и свои уязвимые места. Наиболее фундаментальное значение для характеристики онтологических основ прекрасного имеют, вероятнее всего, совершенство, целесообразность, гармония (во всей широте присущего ей смысла), выразительность. Однако вся система факторов и связей, опосредующих эти два ряда – онтологию прекрасного и его феноменальные, собственно эстетические проявления, пока еще не описана современной наукой со всей необходимой полнотой и логической строгостью. Добиться этого – актуальная задача современной теории прекрасного.

Собственно феномен прекрасного возникает лишь там и тогда, где и когда объект эсте­тического отношения воспринимается как своеобразная предметно-чувственная «само­ценность». Для возникновения чувства красоты огромное значение имеют такие личностно-социальные способности воспринимающего субъекта, как эмоциональ­ная культура, вкус, сформированность и характер эстетического идеала, выполняющего критериально-эталонную функцию, и др.

Анализ прекрасного не только в структуре эстетического отношения, но и в контексте других форм и аспектов человеческой практики выявляет связи прекрасного с моральным доб­ром, с истиной познания и бытия. Связи эти, однако, могут быть не только прямы­ми и наглядно-очевидными, но и сложно опосредованными, а иногда даже приобретать характер парадокса («эстетический ореол зла», «красота безобразия» и т.п.).

Приверженцы новых, неклассических форм искусства еще в начале XX века заявляли, что «современное искусство раздружилось с красотой, прекрасным». Уходит в прошлое однозначный, ретроградно-идил­лический "прекрасноцентризм". Тем не менее и в условиях новой, во многом кри­зисной, катастрофической эпохи категория прекрасного продолжает оставаться важным ме­тодологическим инструментом и ориентиром для современной эстетической теории и практики.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.