Социальная история
Социальная история – отрасль исторической науки, изучающая человека в ретроспективном контексте общественных связей и отношений.
Понятие «социальная история» крайне сложно поддается определению, потому что, с одной стороны, описывает предмет интереса целого направления историографии, исследующего историю «социального» в исторической ретроспективе, с другой стороны, под социальной историей часто понимается раздел истории, отличный от политической, экономической или культурной истории.
Современная социальная история имеет богатый методологический инструментарий. Развиваясь как «история снизу», т.е. исследование жизни, повседневности и стратегии жизни простых людей, а не элит или элитарных групп (в противоположность «истории сверху»), социальная история получила существенный импульс как междисциплинарная отрасль исторической науки от исторической социологии, исторической урбанистики, истории повседневности и т.д.
Социальная история включает многочисленные направления, каждое из которых использует потенциал и методологию социальной истории, например, история памяти, рабочая история, история семьи, городская история, гендерная история, демографическая история, устная история и т.д.
Социальная история призвана в сегодняшней сложной историографической ситуации избавить научно-историческое знание от ошибок гипостазирования. Именно по этой причине в лексикон современного историка включаются такие достижения мировой социальной истории как «плотное описание», «идол истоков», «время большой длительности», «ментальность», «Монтайю».
↑Определение социальной истории
Дать однозначное или точное определение социальной истории крайне сложно, потому что в ходе развития (с XIX в.) и обогащения проблематики и методологии социальной истории менялись и определения, что собственно является социальной историей. Часто определения социальной истории приводятся «от противного»: например, в XIX в. часто встречалась точка зрения, что социальная история противополагается как истории политической, так и истории культурной. Важным свойством политической истории понимали историю общественного строя, его классового/сословного состава, взаимных отношений между отдельными между этими классами/сословиями, экономическом и политическом их положении, и обнаруживающихся в них движений и стремлений. При этом, важно учитывать, что выделение социальной истории в особое направление историографии относится к сравнительно позднему времени, так как классовые взаимоотношения и возникающие на их почве движения стали делаться предметом специального внимания только в середине XIX в., что резонно связать с развитием социологии. Вместе с тем, важно отметить и рост интереса к социальной истории со стороны читателей. По находчивому замечанию автора «Социальной истории Англии» Дж.Тревельян, «без социальной истории экономическая история бесплодна, а политическая история непонятна».
Сегодня социальная история уже не представляется такой же простой материей. Как справедливо отмечает Л.П.Репина: «Растущее разнообразие направлений и научных программ социальной истории сводит на нет все усилия тех немногих энтузиастов, которые ещё ставят перед собой задачу четко очертить сферу её компетенции». Такая ситуация складывается прежде всего по той причине, что во второй половине XX в. социальная история приобрела черты междисциплинарной дисциплины, открытой к различным подходам и аргументам. Социальная история стала всеобъемлющей. «Социальная история – самый амбициозный вид истории, – отмечает Т.Зельдин. – Амбиции, порожденные как безысходностью, так и идеализмом, обычно мешают отчетливо видеть цели, и поэтому социальная история – это область истории, которая сталкивается с наибольшими трудностями в определении своего предмета. Когда те, кто ею занимается, говорят о своем предмете, то обычно пытаются определить его, используя комментарии к слову «социальная». Я считаю, что это ошибка, которая лишь усугубляет путаницу. Слово «социальная» в этом контексте скорее лозунг, чем определение».
↑Основные характеристики эволюции социальной истории
Расцвет социальной истории начинается после Второй мировой войны, когда аналитические модели, понятия социальных наук стали активно использоваться в арсенале исторического исследования. Основой такого подхода к историческому материалу стала установка на изучение общества как целостного организма, существующего в сложном взаимодействии компонентов. Социальная история последовательно стала обращаться к опыту социологии, антропологии, количественных методов исследования.
Так, выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде исследуемых структур позволили Ф.Броделю создать оригинальную модель исторического исследования. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как их назвал Ф. Бродель – «структуры повседневности» предмета исследования. Это – то, что не изменяется в течение длительного времени, исчисляемого столетиями, и составляет материальные условия существования человека в данной географической и социальной среде. Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки, ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная от простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики современного капитализма или современная Франция.
Один из ведущих исследователей в русле междисциплинарного подхода Ч.Тилли считал главной идей социальной истории реконструкцию многосложного опыта переживания структурных изменений. Программа такого рода исследований формулировалась достаточно просто: необходимо обратиться к изучению больших структурных изменений в разных обществах разных эпох, описать жизнь людей в эти эпохи и найти связь между этими изменениями и жизнью. Крупные исследования в области социальной истории осуществлялись такими исследователями как Макс Вебер, Ле Руа Лядюри, Пьер Нора, Эдвард Палмер Томсон, Хант Лин, Питер Берк и др.
↑Современное состояние социальной истории
Современная социальная история крайне разнообразна и включает такие направления, как например: гендерная история, рабочая история, история памяти, история семьи, городская история, история повседневности и т.д.
Исследования, которые ведутся в русле социальной истории, имеют своим центром внимания эволюцию и разнообразие обществ и общественных отношения. Все остальное — политическое устройство, государственные институты, экономические тенденции — рассматривается как производное от исторически сложившихся общественных форм. Властные структуры и институты, которые, безусловно, оказывали громадное воздействие на ход исторических событий, выступают не как самодовлеющие, развивающиеся по своим законам, а как результат их взаимодействия с общественными процессами. Роль тех или иных личностей, включая руководителей, рассматривается в контексте породившего их времени. Общественные же формы оказываются в основе объяснительной модели социальной истории.
Социальная история является удачной средой для нового исторического синтеза XXI в., в поисках которого социальную историю «открывали» как сферу новых знаний в XX в.
↑Рекомендуемая литература
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв., тт. 1–3. М., 1986–1992.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка
- Володин А.Ю. Фабричная инспекция в России (1882-1904) // «Отечественная история» (2007. № 1. С. 23-40).
- Зельдин Т., Дахина Е.М. Социальная история как история всеобъемлющая Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 154-162.
- Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 163-181.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд. СПб.: Дм. Буланин, 2003. T. 1. LX+548 с.; T. 2. 583 с.
- Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: УРСС, 2009.
- Савельева И. М., Полетаев А. В. История и социальные науки. «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ ГУ–ВШЭ). 2005. Вып. 4 (18). – 32 с.
- Ситников Б.А. Грамматика цивилизаций М.: Весь мир, 2008. 552 с.
- Социальная история. Ежегодник. (с 1997 г.)
- Тилли Ч. Менская Т.Б. Принуждение, капитал и европейские государства. 990-1992 гг.
- Тревельян Дж. М. Социальная история Англии М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 607 с.
- Adas, Michael. "Social History and the Revolution in African and Asian Historiography," Journal of Social History 19 (1985): 335-378.
- Anderson, Michael. Approaches to the History of the Western Family 1500-1914 (1995) 104pp excerpt and text search
- Burke P. History and Social Theory
- Cabrera, Miguel A. Postsocial History: An Introduction. (2004). 163 pp.
- Cayton, Mary Kupiec, Elliott J. Gorn, and Peter W. Williams, eds. Encyclopedia of American Social History (3 vol 1993) 2653pp; long articles pages by leading scholars; see v I: Part II, Methods and Contexts, pp 235–434
- Cross, Michael S. "Social History," Canadian Encyclopedia (2008) online
- Cross, Michael S. and Kealey, Gregory S., eds. Readings in Canadian Social History (5 vol 1984). 243 pp.
- Dewald, Jonathan. Lost Worlds: The Emergence of French Social History, 1815-1970. (2006). 241 pp.
- Eley, Geoff. A Crooked Line: From Cultural History to the History of Society. (2005). 301 pp.
- Fairburn, Miles. Social History: Problems, Strategies and Methods. (1999). 325 pp.
- Fass, Paula, ed. Encyclopedia of Children and Childhood: In History and Society, (3 vols. 2003).
- Fletcher, Roger. "Recent Developments in West German Historiography: the Bielefeld School and its Critics." German Studies Review 1984 7(3): 451-480. Issn: 0149-7952 Fulltext: in Jstor
- Hareven, Tamara K. "The History of the Family and the Complexity of Social Change," American Historical Review, Feb 1991, Vol. 96 Issue 1, pp 95–124 in JSTOR
- Henretta, James. "Social History as Lived and Written," American Historical Review 84 (1979): 1293-1323 in JSTOR
- Kanner, Barbara. Women in English Social History, 1800-1914: A Guide to Research (2 vol 1988-1990). 871 pp.
- Lloyd, Christopher. Explanation in Social History. (1986). 375 pp.
- Lorenz, Chris. "'Won't You Tell Me, Where Have All the Good Times Gone'? On the Advantages and Disadvantages of Modernization Theory for History." Rethinking History 2006 10(2): 171-200. Issn: 1364-2529 Fulltext: Ebsco
- MacRaild D., M. Taylor A. Social Theory and Social History (Theory and History)
- Mintz, Steven. Huck's Raft: A History of American Childhood (2006). excerpt and text search
- Mintz, Steven and Susan Kellogg. Domestic Revolutions: A Social History Of American Family Life (1989) excerpt and text search
- Mosley, Stephen. "Common Ground: Integrating Social and Environmental History," Journal of Social History, Volume 39, Number 3, Spring 2006, pp. 915-933, relations with Environmental History, in Project MUSE
- Palmer, Bryan D., and Todd McCallum, "Working-Class History" Canadian Encyclopedia (2008)
- Pomeranz, Kenneth. "Social History and World History: from Daily Life to Patterns of Change." Journal of World History 2007 18(1): 69-98. Issn: 1045-6007 Fulltext: in History Cooperative and Project Muse
- Stearns, Peter N. "Social History Today ... And Tomorrow," Journal of Social History 10 (1976): 129-155.
- Stearns, Peter N. "Social History Present and Future." Journal of Social History. Volume: 37. Issue: 1. (2003). pp 9+. online edition
- Stearns, Peter, ed. Encyclopedia of Social History (1994) 856 pp.
- Stearns, Peter, ed. Encyclopedia of European Social History from 1350 to 2000 (5 vol 2000), 209 essays by leading scholars in 3000 pp.
- Sutherland, Neil. "Childhood, History of," Canadian Encyclopedia (2008)
- Thompson, E. P. The Essential E. P. Thompson. (2001). 512 pp. highly influential British historian of the working class
- Thompson, F. M. L., ed. The Cambridge Social History of Britain, 1750-1950." Vol. 1: Regions and Communities. Vol. 2: People and Their Environment; Vol. 3: Social Agencies and Institutions. (1990). 492 pp.
- Thompson E.P. The Making of the English Working Class
- Tilly, Charles. "The Old New Social History and the New Old Social History," Journal of Social History 7 (1984): 363-406;
- Timmins, Geoffrey. "The Future of Learning and Teaching in Social History: the Research Approach and Employability." Journal of Social History 2006 39(3): 829-842. Issn: 0022-4529 Fulltext: History Cooperative and Project Muse
- Wilson, Adrian, ed. Rethinking Social History: English Society, 1570-1920 and Its Interpretation. (1993). 342 pp.
- Zunz, Olivier, ed. Reliving the Past: The Worlds of Social History, (1985)
Выходные данные:
- Просмотров: 5044
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 26.11.2010
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кончаков Роман Борисович
- доцент; кандидат исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Берк Питер; Бродель Фернан; Вебер Макс; Ле Руа Лядюри Эммануэль; Нора Пьер; Тилли Чарльз; Томпсон Эдвард Палмер; Хант Лин;
Произведения:History and Social Theory; Social Theory and Social History (Theory and History); The Making of the English Working Class; «Новая историческая наука» и социальная история; Апология истории или ремесло историка; Грамматика цивилизаций; История и социальные науки; Принуждение, капитал и европейские государства. 990-1992 гг.; Социальная история Англии; Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства; Социальная история как история всеобъемлющая; Социальная история. Ежегодник; Фабричная инспекция в России (1882-1904); Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального»;
Детализирующие понятия:Время большой длительности; Гендерная история; Демографическая история; Идол истоков; История памяти; Ментальность; Монтайю; Ошибка гипостазирования; Плотное описание; Устная история.
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Бизнес-хистори; Гендерная история; Интеллектуальная история; История памяти; Новая историческая наука; Ошибка гипостазирования; Проблематика исторических исследований; Стимулирование труда; Устная история.