Зарегистрироваться

Философский натурализм

Категории Философия | Под редакцией сообщества: Философия

Философский натурализм (от лат. natura - природа) – обобщенное название и самоназвание для методологических стратегий и монистических философских концепций, составляющих мировоззренческую альтернативу всем разновидностям теологии и идеалистической метафизики.

Исторически восходит к онтологическому тезису Демокрита о существовании "по истине" (в противоположность "мнению") только атомов и пустоты, к тезису стоиков о телесности всего сущего, к тезису Гоббса "существуют лишь тела". Лейбниц и Кант были точнее и глубже: материальное есть подвижное в пространстве. Современная версия философского натурализма может быть сведена к положению: "Реальны только пространственно-временные многообразия (события и их ряды/серии), всё прочее – их функции, свойства и эффекты (включая чувственно-воспринимаемые качества, все способности познающего субъекта (в том числе саму чувственность и всю психику в целом; качество осознанности собственных представлений и субъективных состояний), все культурные и духовные артефакты)". Специфика философского натурализма – не только в его неприятии всего, что претендует на сверх-природное, мета-физическое в буквальном классическом до-кантовском смысле, но и в абсолютизации принципов и идеалов научного метода, явно или неявно берущих за образец методы и нормы математизированного естествознания. Сегодня откровенно физикалистские, редукционистские, унификационистские взгляды явно утратили былую привлекательность, респектабельность и кредит теоретического доверия. Неотменимая качественная специфика объектов микрофизики, биологических объектов, психики, социальности, политики, истории и культуры требует привлечения для построения монистической научной картины мира философских идей, с точки зрения которых установки и ресурсы позитивизма и сциентизма выглядели плоскими неадекватными уже как минимум с 70-х годов ХIХ столетия. Философы, заявляющие о своем натурализме, все чаще прибегают к понятиям типа "эмерджентное свойство", "эмерджентная эволюция", "пространство дизайна Природы", что позволяет, конечно, им синонимически использовать самоназвания натуралиста и материалиста, но потенциально ставит их перед серьёзноё дилеммой: либо натуралист, либо антиметафизик. Дело в том, что последовательный философский материализм всерьёз, императивно относится к интегрированию всего опыта и уроков научного освоения действительности (как и итогов вообще всего исторического опыта человечества). Отсюда неизбежность того, что ряд его принципов и постулатов выглядят и действительно являются постулатами метафизического, а не эмпирического или операционально-методологического уровня. В частности, материя как философская категория отнюдь не то же самое, что расплывчато-эстетическое представление о матери-Природе, Космосе, о безграничной Вселенной или даже наблюдаемой космологической Вселенной современной науки. Материя выступает как предельное, метатеоретическое понятие, выполняющее нормативно-регулятивные функции принципа а) субстанции (т.е. онтологического абсолюта, мирового Всего во всём, безосновного и беспричинного, бесцельного и нефинитного, вечного и бесконечного во всех качественных и количественных возможных смыслах, само-реализующегося и проявляющегося в едино-множественном безостановочном и неисчерпаемом процессе развёртывания и структурирования бесконечного числа форм существования , систем, событий), а вовсе не телесно-вещественного объекта сенсорного восприятия, "данного в ощущениях"; и б) совокупной объективной реальности, выступающей объектом приложения практической предметно-преобразующей деятельности и референтом исторически и концептуально относительных и частичных теоретических моделей любого уровня, типа и степени научности.

Отсюда легко понять, что философский натуралист (иногда в ход идут самоназвания вроде критического (гипотетического) рационализма (реализма), гетерофеноменологии, аномального монизма, радикального (рационального) эмпиризма и т.п.), особенно если это теоретик и исследователь конкретной области дисциплинарного знания, может на уровне методологического и мировоззренческого самоотчета и деклараций причислять себя к сторонникам материалистической позиции. Но может и не делать этого, будучи компетентным философом и вдумчивым методологом. Ярким примером может служить Карл Поппер, который считал материализм неотвратимо сводимым к физикализму и бихевиоризму, ни в какую метафизическую диалектику активно не верил (но верил в постулированную им "эмерджентную эволюцию") и считал при этом, что целый ряд принципиальных и трудных проблем философии (прежде всего в области теории познания и философии сознания) материализм не решает, но просто обходит, производя при этом необходимый и приличный обычаю академический "шум".

Принципиальным противником философского натурализма в онтологии, аксиологии и теории познания выступает трансцендентальный идеализм (включая неокантианство), особенно в лице трансцендентальной феноменологии Гуссерля и близких ему по духу мыслителей (Левинас, Шелер, Рикёр).

Дополнительная литература

Каримский А. М. Философия американского натурализма, М., 1972.

Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. М., 2008

Шанже Ж.-П., Конн А. Материя и мышление. Москва-Ижевск, 2004.

Юлина Н.С. Философский натурализм: О книге Дэниела Деннета "Свобода эволюционирует". М., 2007.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.