Миссия
Миссия – это основная, наиболее общая цель деятельности организации, которая выражает не только ее назначение как бизнеса (получение прибыли), но и отношение к обществу.
↑Сущность миссии
Миссия выражает понимание менеджментом того, чем именно занимается организация. С формальной точки зрения, миссия представляет собой одну из разновидностей цели, однако от цели она отличается тем, что она формулирует некоторые общие направления, в которых должна двигаться данная организация, в то время как цели обычно представляют собой характеристики конкретных показателей, которые необходимо достичь. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели всегда формулируются на основе определенной миссии.
Миссии присущи не только бизнес- корпорациям. По сути дела, любая организация для успешной деятельности должна иметь миссию. Вот прекрасный пример хорошо сформулированной миссии – миссия Соединенных Штатов Америки, сформулированная в их конституции: «образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим».
Миссия представляет собой главный ориентир, который необходимо иметь менеджеру для того, чтобы принимать эффективные решения. Если миссия отсутствует, подобные решения принимать практически невозможно в силу того, что лицо, принимающее решение просто не понимает, к чему необходимо стремиться. Если ваша миссия сформулирована хорошо, то она:
- формирует взгляды высшего руководства на долгосрочные планы достижения «светлого будущего» организации.
- снижает риск недальновидного управления и принятия необдуманных решений.
- выражает цели организации и стимулирует сотрудников к хорошей работе.
- помогает менеджерам среднего звена сформулировать цели и задачи их подразделений, сочетая таким образом развитие отделов с политикой всей компании.
- облегчает подготовку организации к будущему.
Вместе с тем, тот факт, что миссия представляет собой общее понимание назначения организации, вовсе не означает, что миссия должна быть сформулирована абстрактно, в общих словах. Ценность такой миссии не превышает ценность ее полного отсутствия. Назначение миссии заключается, прежде всего, в трех аспектах. Во-первых, как уже было сказано, она служит своего рода маяком, на который держит курс менеджмент организации. Во-вторых, миссия дает представление о том, что данная конкретная организация отличается от других, возможно, похожих на нее. Наконец, в-третьих, она дает информацию обществу о том, какую пользу оно получает от деятельности данной организации.
Исходя из этих характеристик, можно сформулировать ряд практических требований, которые необходимо соблюдать при разработке миссии.
↑Характеристики этапы разработки миссии
Вопросами разработки миссии занимается особая область науки менеджмента – стратегический менеджмент. Это одна из ключевых задач этой дисциплины.
Формулировке миссии предшествует формирование стратегического видения. Стратегическое видение – это понимание того, кто мы, чем мы занимаемся и чего хотим достичь. Иногда это понятие заменяют более общим термином «предназначение компании». Стратегическое видение предполагает скорее рассмотрение настоящего, чем отдаленного будущего: это скорее определение, что есть наш бизнес, нежели того, чем он станет через 10 лет. Выражением стратегического видения является миссия. Миссию не следует формулировать в терминах прибыли, поскольку это ничего не говорит об индивидуальности нашей организации. Нужно говорить о том, что мы предпринимаем, чтобы получить прибыль, как мы ее собираемся получить и для кого.
В качестве примера рассмотрим миссию компании «Лукойл». Она формулируется так: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека». Как видим, здесь основной акцент сделан на социальную роль компании. Миссия не говорит о том, что «Лукойл» продает нефтепродукты; более того, она не говорит о том, что компания собирается продавать нефтепродукты по доступной цене. Разумеется, данная миссия не лишена недостатков, причем ее лаконичность – один из них. Однако далее разработчики миссии «Лукойла» дальновидно расширяют свою трактовку предназначения компании. Продолжая описание миссии, они пишут, что миссия компании заключается еще и в том, чтобы «способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов… быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления». Более того, на той же интернет-странице разработчики миссии приводят еще два пункта: «Кто мы» (здесь они объясняют, чем именно их компания отличается от других) и «Наши цели» (в этом разделе они уже переходят к более конкретным направлениям деятельности бизнеса – например, увеличение стоимости компании, – и определенным методам их достижения: скажем, с помощью использования новых прогрессивных технологий).
Можно выделить 3 аспекта в формировании хорошо проработанного стратегического видения и обосновании миссии:
- Понимание, в каких сферах бизнеса работает компания. Здесь требуется выделить отличительные черты бизнеса. Это требует определить:
- потребности покупателей (что надо производить?).
- группы покупателей (для кого производить?).
- технологическое и функциональное исполнение (как производить?).
Нужно также решить, насколько общим будет наше определение. Обычно чем более диверсифицирована компания, тем более общо определение ее миссии. Кроме того, полезно выработать миссию и для основных подразделений самой компании.
- Объяснение стратегического видения и миссии кратко, доходчиво и вдохновенно.
- Своевременное решение, когда изменять стратегический курс и миссию компании. Задача здесь состоит в том, чтобы не пропустить момент, когда появляющиеся возможности или угрозы делают желательным пересмотр долгосрочного направления развития фирмы.
Последний пункт следует отметить особо, поскольку миссия – это не раз и навсегда установленная священная заповедь, а повседневный инструмент управления организацией. Подобно людям, организации со временем могут менять свою индивидуальность – изменение миссии в этом случае будет вполне нормальной реакцией.
↑Рекомендуемая литература
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (2004) Основы менеджмента.
Томпсон А., Стрикленд А. (2009) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа.
Выходные данные:
- Просмотров: 1566
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 03.02.2011
- Версий: 8 , текущая: 8
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Манасенко Константин Александрович
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Благоприятная окружающая среда; Нефтепродукты; Прибыль; Природные ресурсы.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия: