Зарегистрироваться

Миссия

Категории Менеджмент | Под редакцией сообщества: Экономика

Миссия – это основная, наиболее общая цель деятельности организации, которая выражает не только ее назначение как бизнеса (получение прибыли), но и отношение к обществу.

 

Сущность миссии

Миссия выражает понимание менеджментом того, чем именно занимается организация. С формальной точки зрения, миссия представляет собой одну из разновидностей цели, однако от цели она отличается тем, что она формулирует некоторые общие направления, в которых должна двигаться данная организация, в то время как цели обычно представляют собой характеристики конкретных показателей, которые необходимо достичь. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели всегда формулируются на основе определенной миссии.

Миссии присущи не только бизнес- корпорациям. По сути дела, любая организация для успешной деятельности должна иметь миссию. Вот прекрасный пример хорошо сформулированной миссии – миссия Соединенных Штатов Америки, сформулированная в их конституции: «образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим».

Миссия представляет собой главный ориентир, который необходимо иметь менеджеру для того, чтобы принимать эффективные решения. Если миссия отсутствует, подобные решения принимать практически невозможно в силу того, что лицо, принимающее решение просто не понимает, к чему необходимо стремиться. Если ваша миссия сформулирована хорошо, то она:

  1. формирует взгляды высшего руководства на долгосрочные планы достижения «светлого будущего» организации.
  2. снижает риск недальновидного управления и принятия необдуманных решений.
  3. выражает цели организации и стимулирует сотрудников к хорошей работе.
  4. помогает менеджерам среднего звена сформулировать цели и задачи их подразделений, сочетая таким образом развитие отделов с политикой всей компании.
  5. облегчает подготовку организации к будущему.

Вместе с тем, тот факт, что миссия представляет собой общее понимание назначения организации, вовсе не означает, что миссия должна быть сформулирована абстрактно, в общих словах. Ценность такой миссии не превышает ценность ее полного отсутствия. Назначение миссии заключается, прежде всего, в трех аспектах. Во-первых, как уже было сказано, она служит своего рода маяком, на который держит курс менеджмент организации. Во-вторых, миссия дает представление о том, что данная конкретная организация отличается от других, возможно, похожих на нее. Наконец, в-третьих, она дает информацию обществу о том, какую пользу оно получает от деятельности данной организации.

Исходя из этих характеристик, можно сформулировать ряд практических требований, которые необходимо соблюдать при разработке миссии.

Характеристики этапы разработки миссии

Вопросами разработки миссии занимается особая область науки менеджмента – стратегический менеджмент. Это одна из ключевых задач этой дисциплины.

Формулировке миссии предшествует формирование стратегического видения. Стратегическое видение – это понимание того, кто мы, чем мы занимаемся и чего хотим достичь. Иногда это понятие заменяют более общим термином «предназначение компании». Стратегическое видение предполагает скорее рассмотрение настоящего, чем отдаленного будущего: это скорее определение, что есть наш бизнес, нежели того, чем он станет через 10 лет. Выражением стратегического видения является миссия. Миссию не следует формулировать в терминах прибыли, поскольку это ничего не говорит об индивидуальности нашей организации. Нужно говорить о том, что мы предпринимаем, чтобы получить прибыль, как мы ее собираемся получить и для кого.

В качестве примера рассмотрим миссию компании «Лукойл». Она формулируется так: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека». Как видим, здесь основной акцент сделан на социальную роль компании. Миссия не говорит о том, что «Лукойл» продает нефтепродукты; более того, она не говорит о том, что компания собирается продавать нефтепродукты по доступной цене. Разумеется, данная миссия не лишена недостатков, причем ее лаконичность – один из них. Однако далее разработчики миссии «Лукойла» дальновидно расширяют свою трактовку предназначения компании. Продолжая описание миссии, они пишут, что миссия компании заключается еще и в том, чтобы «способствовать в регионах деятельности Компании долгосрочному экономическому росту, социальной стабильности, содействовать процветанию и прогрессу, обеспечивать сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов… быть надежным поставщиком углеводородных ресурсов на глобальном рынке энергопотребления». Более того, на той же интернет-странице разработчики миссии приводят еще два пункта: «Кто мы» (здесь они объясняют, чем именно их компания отличается от других) и «Наши цели» (в этом разделе они уже переходят к более конкретным направлениям деятельности бизнеса – например, увеличение стоимости компании, – и определенным методам их достижения: скажем, с помощью использования новых прогрессивных технологий).

Можно выделить 3 аспекта в формировании хорошо проработанного стратегического видения и обосновании миссии:

  1. Понимание, в каких сферах бизнеса работает компания. Здесь требуется выделить отличительные черты бизнеса. Это требует определить:
    1. потребности покупателей (что надо производить?).
    2. группы покупателей (для кого производить?).
    3. технологическое и функциональное исполнение (как производить?).

Нужно также решить, насколько общим будет наше определение. Обычно чем более диверсифицирована компания, тем более общо определение ее миссии. Кроме того, полезно выработать миссию и для основных подразделений самой компании.

  1. Объяснение стратегического видения и миссии кратко, доходчиво и вдохновенно.
  2. Своевременное решение, когда изменять стратегический курс и миссию компании. Задача здесь состоит в том, чтобы не пропустить момент, когда появляющиеся возможности или угрозы делают желательным пересмотр долгосрочного направления развития фирмы.

Последний пункт следует отметить особо, поскольку миссия – это не раз и навсегда установленная священная заповедь, а повседневный инструмент управления организацией. Подобно людям, организации со временем могут менять свою индивидуальность – изменение миссии в этом случае будет вполне нормальной реакцией. 

Рекомендуемая литература

Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (2004) Основы менеджмента.

Томпсон А., Стрикленд А. (2009) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.