Зарегистрироваться

Цель в менеджменте

Категории Менеджмент | Под редакцией сообщества: Экономика

Цель – это конкретное конечное состояние, которые хотят добиться индивиды, работая в группе

Сущность и значение цели

Значение установления целей в том, что оно переводит стратегическое видение компании в конкретную плоскость, на уровень задач производства и результатов деятельности фирмы. Цель – это обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время. Цели имеют общий характер, для практического выполнения они разбиваются на более конкретные работы, которые называются задачами. Задачи – это конкретизация цели непосредственно для выполнения.

Управленческое значение цели в том, что она переводит красивые и вдохновляющие слова миссии в конкретные и вполне измеримые величины. Итак, цель должна быть четко определена количественно и качественно. Кроме того, для целей должны быть установлены четкие сроки. Это предотвращает путаницу и дает ясные ориентиры для деятельности.

Классификация целей

Можно выделить стратегические и финансовые цели. Примеры стратегических целей: увеличение доли рынка, более надежное положение в отрасли, повышение качества продукции, снижение издержек, улучшение обслуживания и т.д. Примеры финансовых целей: более быстрый рост доходов, более высокие дивиденды, увеличение прибыли на вложенный капитал, повышение цены акций и т.д. Каждой компании необходимо выражать как стратегические, так и финансовые цели. Иногда возникают трудности с тем, какой из этих видов целей приоритетнее – повышение краткосрочных финансовых результатов или упрочение положения фирмы в долгосрочной перспективе. Несмотря на важность сбалансированности этих целей, все же общим правилом может считаться то, что достижение долгосрочных стратегических целей обычно более выгодно (в т.ч. и для акционеров), нежели достижение краткосрочных финансовых целей. Вместе с тем, для достижения стратегических целей нужны деньги, т.е. выполнение целей финансовых.

Цели различаются также по срокам (краткосрочные и долгосрочные). Долгосрочные цели решают две задачи:

  1. планирование производственных показателей на 5 и более лет вперед показывает нам, что нужно делать сейчас, чтобы не попасть в трудное положение на исходе текущего периода;
  2. они побуждают менеджеров более взвешенно оценивать решения, которые могут повлиять на достижение этих целей.

Краткосрочные цели могут совпадать с долгосрочными, когда компания осуществляет текущую деятельность на уровне показателей, запланированных на долгосрочную перспективу.

Концепция стратегического намерения

Цели описывают также то, что называется концепция стратегического намерения, которая говорит о том, какое место компания хочет занять в бизнесе. Это может быть завоевание лидирующих позиций на рынке или занятие определенной ниши. Эта концепция рассчитана на долгосрочную перспективу. Все известные компании начинали именно с этого. Отличие этой концепции от, скажем, стратегического видения состоит в большей определенности. Если миссия может звучать, скажем, как обеспечить весь мир дешевым мобильными телефона, чтобы взаимное общение стало еще легче, то стратегическое намерение может быть сформулировано как «превзойти по объемам произведенных и проданных телефонов компанию Samsung».

Критерий «трудно, но выполнимо»

Одна из главных идей, которую требуется понять менеджеру при планировании (т.е. выработке целей и задач организации) – это то, что цели не должны быть просто тем, что «хорошо было бы сделать». Напротив, они должны быть высокими, но достижимыми. Чтобы определить, удовлетворяют ли цели этому критерию, нужно ответить на 3 вопроса:какой уровень показателей реально возможен в наших условиях? Что мы реально можем?

  1. каких результатов нужно достичь для успешной деятельности? Что нам реально нужно?
  2. какой производительности организация может достичь при стимулировании? Что мы реально можем, если поднатужиться?

Для целей практики важно также отметить, что цели должны ставиться по всей структуре компании сверху вниз, включая отдельные подразделения, отделы и т.д.

Рекомендуемая литература

Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (2004) Основы менеджмента.

Томпсон А., Стрикленд А. (2009) Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.