Детерминизм
Детерминизм (от лат. determinо—определяю) - философское и общеметодологическое учение об универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности на всех ее структурных уровнях и во всех формах существования. Представления о детерминизме входят в базовую структуру научного метода в качестве его нормативного элемента - они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
Принцип детерминизма аккумулирует идеи и интуиции, уходящие корнями в архаическое мышление и древнейшую мифологию. Античная философия с первых шагов своего развития наследует и формулирует ряд положений, составивших впоследствии основу теоретических разработок данного принципа: "все связано со всем", "все есть одно", "из одного все, из всего - одно", "всякое изменение имеет причину".
Основы зрелых формулировок принципа детерминизма, многое предвосхитивших в развитии логики и методологии новоевропейской науки, заложены учением Аристотеля о четырех типах причин (материальной, формальной, действующей и целевой), а также тезисом Лейбница "все существующее существует на достаточных основаниях". Вплоть до ХХ века из аристотелевской типологии причин всерьез принималась лишь материальная причинность, к которой редуцировались элементы формальной и действующей, а телеология в любой форме отвергалась как пережиток "религиозно-метафизической" донаучной стадии развития человеческой мысли. Первоначальные версии философского осмысления дарвиновского эволюционизма и даже развитие теоретико-вероятностных представлений в доквантвой физике не смогли существенно поколебать утвердившийся образ жесткого линейного механицистского детерминизма. Его каноническая версия восходит к афористически сформулированным идеям французского естествоиспытателя и математика Пьеру Симону Лапласу (1749-1827).
Лапласовский детерминизм в качестве своего философского праобраза имеет детерминизм демокритовского типа, однако вызывается к жизни не отвлеченными натурфилософскими размышлениями, а реальной практикой науки 17-18 столетий, развивающейся под знаком безусловного господства классической механики Ньютона.
К отличительны чертам лапласовского детерминизма относятся:
- сведения всего многообразия связей бытия (и, соответственно, форм детерминации) к причинно-следственным связям;
- утверждение, что любое следствие порождается одной-единственной причиной, что получило название «монокаузализма»;
- отрицание случайных явлений и связей в природе и отождествление случайности с тем, необходимой причины чего мы не знаем;
- тезисом о том, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее;
- понимание свободы как познанной необходимости.
Весьма неудовлетворительным, помимо прочего, недостатком лапласовского детерминизма является неизбежно вытекающий из него фатализм: все явления и события однозначно и с необходимостью предопределены прошлыми причинами, и ни о какой свободе выбора в настоящий момент времени не может быть и речи. Однако такой вывод и неприемлем для нашего нравственного и творческого самосознания, и не согласуется с первичным и непосредственным человеческим опытом. Имеются и логические аргументы, опровергающие жесткий детерминизм описанного типа (предложенные, например, К. Поппером[1], не говоря уже о революционных достижениях математического и экспериментального естествознания, заложивших основы неклассического вероятностного и нелинейного миропонимания.
Принцип детерминизма, согласно современным представлениям, развиваемым в рамках и на основе методологических идей неклассического естествознания ХХ - нач. ХХI вв. не предполагает сведения всех отношений обусловливания исключительно к материальным причинно-следственным отношениям, пусть даже и вероятностной природы. Каузальность – одна из форм универсальной детерминации, относящаяся к миру, понятому и описываемому как физическая реальность, и предполагающая пространственно-временную смежность и генетическую преемственность объектов (их аспектов, элементов, явлений вообще), сопровождаемых изменением масс-энергетических и геометрических характеристик взаимодействующих сторон. Наряду с этим общенаучная методология разрабатывает концепции логической, концептуально-смысловой, информационной, структурной, функциональной, кондициональной и телеономической детерминации, каждая из которых обладает качественной спецификой, не сводимой нацело и полностью ни к какой другой форме по отдельности или в комбинации. В конце концов, существуют еще, например, и миры социальных отношений, идеальных объектов математики, художественного отображения человеческой жизни, миры человеческой психики, живой природы и т.п., где с очевидностью действуют законы и формы взаимосвязи, качественно отличные от физически-материальной причинности, впрочем опосредствованно на последней основанные, и ею поддерживаемые в качестве фундаментального необходимого условия возможности реализации первых.
Принцип Д. выражает суть и идеал научного познания мира. Его концентрированным выражением можно считать представление о назначении и функциях теоретической организации научного знания: теория призвана систематически-связно описывать объекты и явления своей предметной области, законосообразно объяснять их и обеспечивать нетривиальные предсказания, в принципе доступные экспериментальной проверке. Правда, в области методологии гуманитарного познания ещё со второй половины XIX в. утвердился широко и очень активно дискутируемый поныне идеал понимания-интерпретации, ассоциируемый в первую очередь со свободой и креативной раскованностью интерпретации и смыслопорождения, нежели с духом кправилосообразности и смыслопринудительности классической науки. Однако и в этой области человеческого мышления и творчества давно утвердились специфические методологические регулятивы, правила и нормы, минимальная смысловая нагрузка которых передается различными редакциями максимы «не всё дозволено!» (отнюдь не любая интерпретация чего бы то ни было окажется осмысленной, обоснованной, компетентной и релевантной). Современная гуманитарная методология располагает своими собственными стандартами теоретической научности и социопрактической эффективности. В последние десятилетия во многом под влиянием развития методологической рефлексии в сфере социогуманитарного знания философы постклассической ориентации развивают учение о неодетерминизме[2].
Рекомендуемая дополнительно
Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии, 1995, № 5.
Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. М., 1959.
Бунге М. Причинность. М., 1962
Необходимость и случайность. М., 1988.
Категории «закон» и «хаос». Киев, 1987.
Связь и обособленность. Киев, 1988.
Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии.1993. № 2.
Спонтанность и детерминизм / (ред.) В.В. Казютинский, Е.А. Мамчур и др. и др. М., 2006.
Ссылки
- См.: Карл Р. Поппер. Мир предрасположенностей //Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000; Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Гл. 6. Об облаках и часах. – М., 2002. ↑ 1
- См.: Можейко М.А. Неодетерминизм // Новейший философский словарь (Грицанов А.А.-гл.ред.): 3-е изд., исправл. – Мн., 2003. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 2962
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 13 , текущая: 13
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кузнецов Василий Юрьевич
- доцент; кандидат философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Аристотель; Лейбниц Готфрид Вильгельм; Ньютон Исаак; Поппер Карл Раймунд; Сокулер Зинаида Александровна;
Категории:Естественные науки; Знание; Классическая механика; Математика; Национальная мифология; Физика;
Детализирующие понятия:Античная философия; Идеал; Миросистемная теория; Общественные отношения; Общество (в социальной философии); Эволюционизм.
Ссылки сюда
Категории:
История философии; Онтология; Социальная философия; Философия; Философия истории; Экономика народонаселения;
Детализирующие понятия:Единство мира; Концепции движущих сил истории; Распознавание образов; Случайность и необходимость в истории.