Зарегистрироваться

Детерминизм

Категории Онтология | Под редакцией сообщества: Философия

Детерминизм (от лат. determinо—определяю) - философское и общеметодологическое учение об универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности на всех ее структурных уровнях и во всех формах существования. Представления о детерминизме входят в базовую структуру научного метода в качестве его нормативного элемента - они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.

Принцип детерминизма аккумулирует идеи и интуиции, уходящие корнями в архаическое мышление и древнейшую мифологию. Античная философия с первых шагов своего развития наследует и формулирует ряд положений, составивших впоследствии основу теоретических разработок данного принципа: "все связано со всем", "все есть одно", "из одного все, из всего - одно", "всякое изменение имеет причину".

Основы зрелых формулировок принципа детерминизма, многое предвосхитивших в развитии логики и методологии новоевропейской науки, заложены учением Аристотеля о четырех типах причин (материальной, формальной, действующей и целевой), а также тезисом Лейбница "все существующее существует на достаточных основаниях". Вплоть до ХХ века из аристотелевской типологии причин всерьез принималась лишь материальная причинность, к которой редуцировались элементы формальной и действующей, а телеология в любой форме отвергалась как пережиток "религиозно-метафизической" донаучной стадии развития человеческой мысли. Первоначальные версии философского осмысления дарвиновского эволюционизма и даже развитие теоретико-вероятностных представлений в доквантвой физике не смогли существенно поколебать утвердившийся образ жесткого линейного механицистского детерминизма. Его каноническая версия восходит к афористически сформулированным идеям французского естествоиспытателя и математика Пьеру Симону Лапласу (1749-1827).

Лапласовский детерминизм в качестве своего философского праобраза имеет детерминизм демокритовского типа, однако вызывается к жизни не отвлеченными натурфилософскими размышлениями, а реальной практикой науки 17-18 столетий, развивающейся под знаком безусловного господства классической механики Ньютона.

К отличительны чертам лапласовского детерминизма относятся:

  • сведения всего многообразия связей бытия (и, соответственно, форм детерминации) к причинно-следственным связям;
  • утверждение, что любое следствие порождается одной-единственной причиной, что получило название «монокаузализма»;
  • отрицание случайных явлений и связей в природе и отождествление случайности с тем, необходимой причины чего мы не знаем;
  • тезисом о том, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее;
  • понимание свободы как познанной необходимости.

Весьма неудовлетворительным, помимо прочего, недостатком лапласовского детерминизма является неизбежно вытекающий из него фатализм: все явления и события однозначно и с необходимостью предопределены прошлыми причинами, и ни о какой свободе выбора в настоящий момент времени не может быть и речи. Однако такой вывод и неприемлем для нашего нравственного и творческого самосознания, и не согласуется с первичным и непосредственным человеческим опытом. Имеются и логические аргументы, опровергающие жесткий детерминизм описанного типа (предложенные, например, К. Поппером[1], не говоря уже о революционных достижениях математического и экспериментального естествознания, заложивших основы неклассического вероятностного и нелинейного миропонимания.

Принцип детерминизма, согласно современным представлениям, развиваемым в рамках и на основе методологических идей неклассического естествознания ХХ - нач. ХХI вв. не предполагает сведения всех отношений обусловливания исключительно к материальным причинно-следственным отношениям, пусть даже и вероятностной природы. Каузальность – одна из форм универсальной детерминации, относящаяся к миру, понятому и описываемому как физическая реальность, и предполагающая пространственно-временную смежность и генетическую преемственность объектов (их аспектов, элементов, явлений вообще), сопровождаемых изменением масс-энергетических и геометрических характеристик взаимодействующих сторон. Наряду с этим общенаучная методология разрабатывает концепции логической, концептуально-смысловой, информационной, структурной, функциональной, кондициональной и телеономической детерминации, каждая из которых обладает качественной спецификой, не сводимой нацело и полностью ни к какой другой форме по отдельности или в комбинации. В конце концов, существуют еще, например, и миры социальных отношений, идеальных объектов математики, художественного отображения человеческой жизни, миры человеческой психики, живой природы и т.п., где с очевидностью действуют законы и формы взаимосвязи, качественно отличные от физически-материальной причинности, впрочем опосредствованно на последней основанные, и ею поддерживаемые в качестве фундаментального необходимого условия возможности реализации первых.

Принцип Д. выражает суть и идеал научного познания мира. Его концентрированным выражением можно считать представление о назначении и функциях теоретической организации научного знания: теория призвана систематически-связно описывать объекты и явления своей предметной области, законосообразно объяснять их и обеспечивать нетривиальные предсказания, в принципе доступные экспериментальной проверке. Правда, в области методологии гуманитарного познания ещё со второй половины XIX в. утвердился широко и очень активно дискутируемый поныне идеал понимания-интерпретации, ассоциируемый в первую очередь со свободой и креативной раскованностью интерпретации и смыслопорождения, нежели с духом кправилосообразности и смыслопринудительности классической науки. Однако и в этой области человеческого мышления и творчества давно утвердились специфические методологические регулятивы, правила и нормы, минимальная смысловая нагрузка которых передается различными редакциями максимы «не всё дозволено!» (отнюдь не любая интерпретация чего бы то ни было окажется осмысленной, обоснованной, компетентной и релевантной). Современная гуманитарная методология располагает своими собственными стандартами теоретической научности и социопрактической эффективности. В последние десятилетия во многом под влиянием развития методологической рефлексии в сфере социогуманитарного знания философы постклассической ориентации развивают учение о неодетерминизме[2].

Рекомендуемая дополнительно

Лукасевич Я. О детерминизме // Вопросы философии, 1995, № 5.

Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. М., 1959.

Бунге М. Причинность. М., 1962

Необходимость и случайность. М., 1988.

Категории «закон» и «хаос». Киев, 1987.

Связь и обособленность. Киев, 1988.

Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии.1993. № 2.

Спонтанность и детерминизм / (ред.) В.В. Казютинский, Е.А. Мамчур и др. и др. М., 2006.

Ссылки

  1. См.: Карл Р. Поппер. Мир предрасположенностей //Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000; Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Гл. 6. Об облаках и часах. – М., 2002.  ↑ 1
  2. См.: Можейко М.А. Неодетерминизм // Новейший философский словарь (Грицанов А.А.-гл.ред.): 3-е изд., исправл. – Мн., 2003.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.